Быстрее, легче, сильнее…
Модель нового поколения построена на платформе Range Rover, а значит, унаследовала от флагмана передовую конструкцию. Прежде всего стоит отметить сброс веса, у некоторых модификаций составивший внушительные 480 кг. Добились этого с помощью замены стального кузова на алюминиевый, из-за чего автомобиль стал экономичнее и сократил выбросы СО2.
Сейчас для нового Discovery предложено три силовых агрегата. Это 2-литровый турбодизельный мотор в двух вариантах мощности (180 и 240 л.с.), а также два 3-литровых двигателя – дизельный и бензиновый. Развивают они соответственно 258 л.с. (в России 249) и 340 л.с. В нашу страну «младший» 2-литровый турбодизель поставлять пока не планируется.
По сравнению с моделью предыдущего поколения Discovery приобрел более обтекаемые формы, став походить на премиальные Range Rover. Благодаря этому автомобиль смотрится более «асфальтовым», да и обновления в конструкции шасси (в частности, более жесткие крепления подвески к подрамникам) свидетельствуют о том же. Но, несмотря на это, его внедорожные способности тоже возросли.
Так, если вы купите модель с пневмоподвеской, ее дорожный просвет составит мм против 185 мм у предшественника в стандартном положении и 283 мм против 240 мм – в максимально поднятом. Причем пневматика у нового Discovery обладает собственным «разумом». К примеру, при движении по неровной поверхности она сама, без участия водителя, поднимает кузов. На скорости от 50 до 80 км/ч клиренс увеличивается на 40 мм (до 248 мм), а до 50 км/ч – на 75 мм (до максимальных 283 мм). Увеличилась и глубина преодолеваемого брода – с 700 до 900 мм. То есть штурмовать водные препятствия на новом Discovery стало еще проще.
Добавим обновленную систему TerrainResponce 2, самостоятельно оптимизирующую множество параметров автомобиля. А для преодоления особо сложных участков новинка оборудована системой All-Terrain Progress Control, способной автоматически поддерживать заданную скорость (от 2 до 30 км/ч) вообще без участия водителя, которому остается лишь рулить.
Желтое безмолвие
Тувинцы –отчаянные водители, не питающие большого почтения к ПДД. Поскольку на местных дорогах почти пустынно, большой тревоги это не вызывает, и все же большие наружные зеркала «Ленд Роверов» очень помогают вовремя обнаружить лихого местного «наездника», обгоняющегонашу колонну в неположенном месте. Система контроля «слепых» зон в этих ситуациях фактически бесполезна, от нее больше толка в городской толчее, но она на нашем маршруте не встречается. Стражи порядка останавливают нашиавтомобили по большей части из интереса к экспедиции: «Ленд Роверы» здесь в диковинку. Встретить ихна местных дорогах сложнее, чем снежных барсов, которых на территории республики Тыва насчитывается всего-то около 50 особей.
Знакомая жительница соседней Хакасии как-то сказала мне, что бывала в Тыве несколько раз и что в этой республике всего одна дорога. Конечно, она имела в виду трассу М54 «Енисей», которая ведет из Абакана в Кызыл и далее к монгольской границе. На самом деле дорог здесь много, только далеко не все они заасфальтированы. Один из этапов экспедиции – пересечение горного хребта Танну-Ола, «взятие» двух перевалов высотой 1800 и 2000 м. Но прежде чем начать подъем в горы, мы более 100 километров «пылим» по тщательно отсыпанной гравийке, проложенной в выжженной солнцем степи. С левой стороны от нас она простирается, насколько хватает глаз. Справа глаз хватает примерно на пару десятков километров: там проходит тот самый хребет.
Местность вокруг не просто безлюдная – она кажется безжизненной. Изредка дорога пересекает сухие русла ручьев и каналов, рядом с ними видны кусты и даже небольшие деревца, в остальном кругом только редкие островки иссушенной солнцем травы и выбеленные временем черепа каких-то животных. Между тем, на дороге встречаются и знаки, и километровые столбы, а затем среди степи начинают появляться поселки. Около одного из них есть озерцо.
«Ленд Роверы» стоически переносят звенящую над степью жару и просто-таки нежат нас в прохладе. При остановках колонны выходить на улицу совсем не хочется. К тому же встречные и попутные машины окутывают нас облаками пыли. Да и сами мы поднимаем ее немало. Хорошо, что в степи постоянно дует ветер, который уносит пыльный шлейф в сторону от дороги и тем самым улучшает видимость. Пыль перекрашивает машины из зеленовато-коричневого «металлика» в серо-желтый и тонкими струйками стекает по стеклам. Но внутри, в салонах, ее нет, и детали отделки даже в таких условиях остаются черными. Уплотнения у кузова очень надежные.
Помимо этой дороги, нам несколько раз встречались грунтовки, и особенно пыльными были те, которые оказывались вблизи рек. Там почва более плодородная (в степи она каменистая), но тоже иссушенная жарой, а окрестные горы и леса препятствуют движению воздуха, отчего пыль от движения нашей колонны повисает густой завесой. В этих условиях приходится увеличивать дистанцию между машинами, чтобы в буквальном смысле не врезаться друг в друга из-за практически нулевой видимости. Обозначить себя помогают противотуманные фонари.
В такой обстановке нетрудно «проморгать» не только задний бампер идущего впереди автомобиля, но и препятствия на самой дороге: колеи, рытвины, рыхлые участки. Хорошим помощником оказывается система стабилизации, значок которой на панели приборов так и мелькает. Стабилизирующее действие электроники, правда, не особенно чувствуется, видимо, скорость недостаточно высокая, а маневры не резкие. Отключать «помощника» мы и не думаем.
Дизайн и салон
Для улучшения стиля и скоростных качеств было изменено порядка 1,5 тысяч деталей. Снаружи имеем ту же квадратную форму, но корпус изменен для установки передних и задних светодиодных фар.
Изменилась также передняя решетка, состоящая из двух частей, находящихся над улучшенным бампером. Теперь передняя часть пропускает больше воздуха для его поступления в мощный трехлитровый двигатель.
К общей длине было прибавлено 17,6 см. И вместо пятиместного автомобиля с двумя случайными креслами мы получили полноценный семейный мини-вен с семью сидениями.
Салон претерпел кое-какие приятные изменения в виде большого количества кожаной отделки и мягкого пластика. Кроме того, теперь запуск машины выполняется с помощью кнопки, а не ключа.
Система адаптации к дорожным условиям занимает место перед рычагом переключения передач. На руле множество полезных элементов управления, а симпатичный touch screen снимает необходимость во многих ручках и кнопках.
Сзади — хорошее пространство для ног и головы. Складной третий ряд выполнен с умом. Сидения легко установить и в них хватит места даже для взрослых.
Что касается багажника, то в нем большое количество отделений для пассажиров третьего ряда. Объем багажника составляет 1192 л с убранными сидениями третьего ряда. Если убрать и второй ряд, то полезный объем составит 2558 литров. При этом даже не придется снимать подголовники. Задняя стенка откидывается, создавая площадку для пикника или место для обзора.
На высшем уровне
Тыва оказалась отличным полигоном для испытания Discovery IV в «боевых» условиях. Пройти такой тест-драйв доведется не каждому, более того, его сложно организовать, даже тестируя автомобиль самостоятельно. Нужен еще один экипаж или, по крайней мере, напарник, в одиночку такого не сделаешь. А здесь – организаторы проложили маршрут, что называется «на грани». Как позже выяснилось, они предусмотрели даже вариант таежной ночевки и захватили с собой палатки, спальные мешки и костровое оборудование. Мы, как говорится, легко отделались незначительными механическими повреждениями (могу лишь добавить, что конкретно у нашего автомобиля еще слегка разболталась и начала бренчать пластина, прикрывающая снизу насос пневмоподвески). А ведь могло было быть намного хуже…
Или не могло? Во всяком случае, теперь я уверен в «способностях» этой модели на настоящем, не «домашнем» бездорожье. Потенциальным покупателям придется поверить нам на слово (с учетом того, что фотографии не передают и десятой доли тех испытаний, которые нам выпали). Это была поистине встреча на высшем уровне.
Жаль, что многие из тех, кто приобретает новые Discovery IV, редко покидают асфальт. Я слышал рассказы даже о таких владельцах, которые за несколько лет эксплуатации этих машин ни разу не используют систему Terrain Response. Настоящим же любителям бездорожья эти автомобили достаются часто в сильно подержанном виде, требуя значительных вложений в ремонт. Но если выбор был сделан правильно, то высочайший комфорт, богатое оснащение и невероятная проходимость вам будут обеспечены на несколько лет.
Бензиновые двигатели
Топовые версии Дискавери 4 до 2015 года комплектовались бензиновым 5-литровым V8, развивающим 375 л.с. Затем на смену ему пришел бензиновый V6 объемом 3 литра с механическим нагнетателем – 3.0 SCV6. Он был создан на базе 5-литрового мотора с механическим компрессором.
Первые неисправности 5-литрового атмосферника встречались еще на отрезке 50-100 тыс. км – подтекала помпа, или шумела вискомуфта вентилятора охлаждения радиатора. А спустя 100-150 тыс. км могла застрекотать цепь ГРМ из-за сдавшегося натяжителя или растяжения цепи (150 000 рублей с работой).
3-литровый суперчардж не успел получить широкого распространения. По мнению механиков, его уязвимым местом является недолговечный цепной привод ГРМ. Кроме того, может потечь пластиковый тройник системы охлаждения.
Семеро по креслам
В новом поколении модель увеличилась в длину на 141 мм, при этом став немного уже и ниже. Колесная база выросла на 38 мм. А значит, прибавилось и пространства для седоков. Инженеры утверждают, что при наличии опционного третьего ряда кресел на нем без проблем разместится человек ростом 190 см. Увы, проверить данный факт мне не удалось, поскольку мой рост не дотягивает до означенного ровно дециметр. Но устроился я на «галерке» совсем неплохо: сижу низковато, но не на полу, как в некоторых внедорожниках. Над головой места и в самом деле вдоволь, хотя колени чуть касаются спинок сидений второго ряда. Но если его слегка сдвинуть вперед, то и с пространством для ног проблем не будет.
На втором ряду, понятно, дискомфорта нет вообще (хотя, на мой взгляд, места для ног могли бы и добавить). Словом, это полноценный 7-местный автомобиль, где реально могут разместиться семеро взрослых, которые с комфортом проведут несколько часов на любом из сидений. Все три ряда имеют подогрев, а первый и второй вдобавок оснащены вентиляцией. Водителю и переднему пассажиру к тому же положена функция массажа.
Еще один интересный гаджет – браслет ActivityKey, который используется в качестве ключа от автомобиля. С ним можно даже нырять на глубину до 30 м. А чтобы открыть машину, следует поднести ActivityKey к букве D в слове Discovery на двери багажника. Если автомобиль запирается с помощью браслета, то обычный ключ деактивируется.
Багажное отделение при складывании всех кресел достигает в объеме 2500 л в 5-местной конфигурации и 2406 л – в 7-местной. Сиденья второго и третьего рядов оснащены электроприводом, активировать который, помимо кнопок в салоне, можно и дистанционно – с помощью приложения в смарт-фоне. Купил ты, к примеру, холодильник, поколдовал с телефоном, а когда пришел к машине, кресла уже сложены. Красота! Причем, если на каком-то из сидений забыты вещи, специальные сенсоры почувствуют это и не дадут им сложиться. То есть конструкторы подумали даже о рассеянных клиентах!
Доспехи вам к лицу
ХОЛОД, сырость, гигантские трубы, свисающие с потолка цепи и крюки, на которых, словно узники в средневековых застенках, мерно раскачивались… новые двигатели. Презентация “Discovery 4” проходила в настоящем подземелье, а именно – в недрах самой большой земляной дамбы в Шотландии, образующей водохранилище Мэггет, которое питает водой Эдинбург и его окрестности.
Надо сказать, такой антураж был “Land Rover” к лицу. Ведь новые бамперы, решетка радиатора, фары с модными светодиодными секциями и прочие декоративные элементы заметно освежили облик внедорожника, но кардинально его не изменили. “Discovery” словно надел дорогой, с иголочки, костюм, который только подчеркнул его строгую выправку и брутальный имидж. В этой машине по-прежнему нет ни капли пафоса или сентиментальности, она, как всякий истинный “Land Rover”, всем своим видом демонстрирует готовность к преодолению любых преград и заражает этой уверенностью своего владельца. Иными словами, дизайнеры в очередной раз лишь поддержали имидж марки.
Старомодная центральная консоль с россыпью кнопок ушла в прошлое. Теперь вместо нее – стильная, удобно разделенная на функциональные зоны передняя панель, которая щедро отделана кожей и деревом.
Тем не менее покупатели автомобилей премиумсегмента, как правило, люди весьма разборчивые и прагматичные. В вопросах личного комфорта они не желают идти на компромиссы. Поэтому “Discovery 4” получил абсолютно новый интерьер, гораздо более респектабельный, нежели был раньше. Старомодная центральная консоль с россыпью кнопок ушла в прошлое. Теперь вместо нее – стильная, удобно разделенная на функциональные зоны передняя панель, которая щедро отделана кожей и деревом.
– Проведите рукой по деталям салона, оцените их на ощупь, – не без гордости предлагает Джерри МакГоверн, шефдизайнер “Land Rover”. – Вы не найдете дешевого пластика. Здесь все высшего качества.
Я не поленился – сделал, что просили. Что ж, жесткий пластик в отделке коегде все же присутствует, но к его качеству действительно не придерешься. Ощущения, что на тебе сэкономили, у будущего владельца машины не возникнет. Наоборот, интерьер “Discovery 4” как бы дает понять, что модель получила более высокий статус.
А еще новый внедорожник может похвастать обилием современных электронных гаджетов. Конечно, на техническую революцию консервативные англичане не решились, поэтому не ищите здесь таких неоднозначных вещей, как, например, единый джойстик управления всеми бортовыми системами. На “Discovery 4” используются только те решения, польза и удобство которых не вызывает сомнений. А именно: интеллектуальные фары, автоматически переключающие свет с дальнего на ближний при приближении встречной машины, пульт управления аудиосистемой на рулевом колесе, полностью совместимый с плейером iPod, и так далее – вплоть до системы бесключевого доступа в салон и запуска двигателя нажатием кнопки.
Эксплуатационные расходы
Лучшее, что можно сказать о Discovery 4 с его трехлитровым двигателем B6 — это то, что он легко превосходит прежний двигатель на 2,7 литра по экономии топлива и эмиссии. Несмотря на то что мощнее на 29 % и обладает большим крутящим моментом. Расход топлива составляет 9,3 литра на 100 километров, что лучше прежних 10,4 литра. Эмиссия составляет 244 грамма на километр пути, что лучше прежней модели на 26 грамм.
Остаточная стоимость составит половину цены после трех лет эксплуатации. Компания Land Rover включила большое количество нововведений, призванных улучшить экономию топлива. Среди них — интеллектуальная система питания, которая подзаряжает батарею только в особенно эффективные моменты, экономичный насос кондиционера и некоторое количество аэродинамических улучшений.
Поле, шотландское поле..
Новый “Range Rover Sport” стал первой и пока единственной машиной в гамме “Land Rover”, которая получила систему “Terrain Response” с дополнительной функцией “Dynamic Program”.
ЗНАЕТЕ, где в Великобритании проводились автогонки после Второй мировой войны? На полевых военных аэродромах, ставших в одночасье никому не нужными. Простор и относительно ровная поверхность взлетных полос позволяли гоночным болидам тех лет развивать вполне приличные скорости. Современные спортивные автомобили ездить по такой поверхности не способны – от тряски развалятся либо они, либо водители.
Но к “Range Rover Sport Supercharged” это не относится. Удивительно, но при таком взрывном характере британский внедорожник остается вполне комфортабельным автомобилем. В нем нет традиционно присущей спорткарам чрезмерной жесткости. Наоборот, “Range Rover Sport” относится к пассажирам очень бережно и не позволяет себе нарушить их покой толчками от неровностей дороги или рывками при смене передач. В этом заслуга как модернизированного “автомата”, так и уже упомянутой адаптивной пневмоподвески. Она постоянно оценивает режим движения автомобиля и вносит в работу шасси соответствующие коррективы.
Если бы не бешеные перегрузки, можно подумать, что находишься в салоне представительского автомобиля. Кстати, это относится не только к мягкости хода, но и качеству оформления интерьера. С точки зрения дизайна и технических новинок модернизация здесь прошла по тому же рецепту, что и в случае с “Discovery 4”. Иными словами, передняя панель у “Range Rover Sport” абсолютно новая. Правда, внедорожник сохранил такую характерную черту, как высокий центральный туннель, разделяющий салон на два кокпита. Но при этом новый интерьер выглядит солидно и респектабельно.
К тому же он стал заметно удобнее: теперь передняя панель как бы разделена на три сегмента, каждый из которых отвечает за определенные функции. К примеру, с помощью сенсорного экрана можно управлять настройками машины, чуть ниже находятся пульт мультимедиасистемы и регуляторы климат-контроля. Теперь не надо искать необходимую кнопку, как иголку в стоге сена. На новой машине все органы управления, что называется, под рукой.
Вам доводилось карабкаться на автомобиле вверх по руслу горного ручья? Попробуйте – “Range Rover Sport” способен и на такое.
А что же другие модификации? Помимо компрессорного V8 “Range Rover Sport” на пару с “Discovery 4” получил атмосферную версию этого мотора и новый трехлитровый турбодизель. Спору нет, это отличные двигатели, но после флагманской версии они не слишком впечатляют. С ними “Range Rover Sport” утрачивает свой неповторимый взрывной характер и превращается просто в хороший быстрый внедорожник со спортивным имиджем. Впрочем, изрядная доля покупателей готова платить только за это.
Пару слов стоит сказать о проходимости нового “Range Rover Sport”. Несмотря на статус “заряженной” модели, по способности преодолевать различные препятствия он не уступает “Discovery 4”. К примеру, вам доводилось карабкаться на автомобиле вверх по руслу горного ручья? Попробуйте – “Range Rover Sport” способен и на такое.
КОНКУРЕНТЫ
Краткая техническая характеристика “Range Rover Sport” | |||
TD V6 | V8 | V8 Supercharged | |
Габаритные размеры, см | 478,3х193х178,4 | ||
Снаряженная масса, кг | 2.535 | 2.489 | 2.590 |
Двигатель | V6, 2.993 куб. см, турбодизель | V8, 4.999 куб. см | V8. 4,999 куб. см,
с компрессором |
Мощность | 245 л.с.
при 4.000 об/мин |
375 л.с.
при 6.500 об/мин |
510 л.с.
при 6.000-6.500 об/мин |
Крутящий момент | 600 Нм
при 2.000 об/мин |
510 Нм
при 3.500 об/мин |
625 Нм
при 2.500-5.500 об/мин |
Коробка передач | 6-ст., автомат. | ||
Тип привода | полный | ||
Максимальная скорость, км/ч | 193 | 210 | 225 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 9,3 | 7,6 | 6,2 |
Средний расход топлива, л/100 км | 9,2 | 13,9 | 15 |
Запас топлива, л | 84,1 | 88,1 | 88,1 |
Дизельные двигатели
Базовые модели (до 2012 года) агрегатировались хорошо знакомым по предшественнику TDV6 объемом 2,7 литра, развивающим 190 л.с.
Параллельно предлагался 3-литровый турбодизель, разработанный Land Rover совместно с Jaguar на базе 2.7 V6. Одно из наиболее значимых отличий – наличие двух параллельных турбонагнетателей. Первый, большой, используется чаще на низких оборотах. Второй, поменьше, активируется, когда требуется больше мощности (на высоких оборотах).
К сожалению, новый турбодизель перенял главную напасть младшего 2.7 – проворачивание вкладышей и разрушение коленчатого вала. Неприятность обычно происходит на отрезке 150-250 тыс. км. Для восстановительного ремонта потребуется от 300 до 500 тысяч рублей. Контрактный двигатель обходится в сумму 220-400 тыс. рублей.
Другой общий недуг – течь переднего сальника коленчатого вала (300-700 рублей). Вместе с сальником необходимо заменить и маслонасос (11 000 рублей). Протечке способствовал дефект корпуса насоса. Впоследствии насос был модернизирован.
В 3-литровом дизеле привычного масляного щупа нет — за уровнем следит электроника. А в морозы она может «заглючить». В таком случае на экране бортового компьютера появляется сообщение о низком уровне масла. После нескольких минут работы и прогрева двигателя (на свой страх и риск), датчик приходит в себя, и предупреждение исчезает.
Система впрыска Common Rail третьего поколения с пьезоэлектрическими форсунками особых проблем не доставляет.
Турбонагнетатели дизельного 3.0 иногда приходится ремонтировать после 150-200 тыс. км. По регламенту они меняются с отрывом кузова, но многие механики проделывают эту процедуру без отрыва (80 000 рублей с ремонтом).
Вскоре может лопнуть пластиковый впускной коллектор (от 10 000 рублей плюс 8000 рублей за работу).
Оба дизельных V6 имеют ременный привод ГРМ с рекомендуемым интервалом замены 100-120 тыс. км. Помимо ремня ГРМ следует обновлять и ремень привода ТНВД, расположенный с тыльной стороны двигателя. К счастью, его можно заменить без отрыва кузова. Общие затраты составят порядка 30-40 тыс. рублей.
Коробки передач
До 2010 года базовые версии S с дизельным 2.7 комплектовались 6-скоростной механической коробкой передач. В 2010 году все «официальные версии» перешли на автомат.
До 2012 года в паре с дизельными двигателями работала 6-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF 6HP28, а после – 8-ступенчатая ZF 8HP70. Бензиновый 5-литровый V8 сочетался с ZF 6HP28, а сменивший его 3.0 SCV6 — c ZF 8HP70.
Машины с 8-диапазонным автоматом вместо классического селектора выбора передач получили поворотный регулятор, выезжающий из панели, как в Ягуаре. Режимы P, R, N, D, S включаются круглой шайбой, а ручной режим выбора передач реализован с помощью подрулевых переключателей.
6-скоростной автомат, как правило, легко преодолевает без серьезного ремонта 200-300 тыс. км. Первым может потребоваться ремонт гидротрансформатора (30-35 тыс. рублей). В случае полной переборки коробки понадобится 100-120 тысяч рублей.
8-ступенчатый автомат ZF еще более живучий. Лишь иногда переставала выезжать шайба. Модуль требовал ремонта — перепайки транзистора (500 рублей). В крайнем случае, модуль приходилось менять (18-25 тыс. рублей).
Обе автоматические коробки нуждаются в регулярном обновлении масла (около 20 000 рублей каждые 60 000 км).
История создания
Вот уже четверть столетия Land Rover Discovery 4 является одним из ярчайших примеров британской инженерной мысли. Модель была запущена в 1989 году, когда производителю понадобилось произвести впечатление на людей, отличных от фермеров или богатых директоров. И появился Land Rover MK 1 с семейным экстерьером и дизайном фирмы «Конрад». Он был так умело сделан, что покупатели полюбили его и на протяжении 15 лет его дизайн практически не менялся с минимальным обновлением в 1998 году. Тогда появился 5-цилиндровый дизельный двигатель и пневматическая подвеска.
Но к 2004 году стал ясно, что требуются более радикальные изменения. И появился Discovery 3. Рынок семейных внедорожников разделился на два лагеря. Одни предпочитали неуклюжие машины с рамными шасси, которые были отличными вне города, но отвратительными в городских условиях. Другие предпочитали респектабельные автомобили, предназначенные для дорог, но обладающие меньшей управляемостью.
Британские инженеры на Discovery 3 решили представить два различных шасси, объединенных в одно. Так называемая рама, интегрированная в кузов. Она имела как рамное шасси для бездорожья, так и единый корпус для люксового салона и поездок по шоссе. Это было гениальное решение. Как и система адаптации к дорожным условиям, которая была анонсирована в то же время и позволила менее подготовленным водителям ездить по бездорожью.
Единственная проблема теперь располагалась под капотом, где находился дизель B6 объемом 2,7 литра и мощностью 190 лошадиных сил. Его тяговая сила больше подходила седанам Jaguar, для которых двигатель изначально и предназначался. И совершенно не подходила для 3-тонного Land Rover, чья производительность в итоге стала хуже среди конкурентов.
Основная задача для Рендж Ровер 4 поколения была предельно ясна. И британские инженеры нашли умное и элегантное решение.