Признаки недостатка фреона
Поскольку давление газа в контуре может достигать 20–25 Бар, на автомобиле с пробегом допускается величина естественной утечки хладагента до 10%. Если потери превысили указанное значение, эффективность охлаждения заметно снижается – кондиционер гонит теплый воздух.
Столкнувшись с подобной проблемой, вооружитесь инструкцией по эксплуатации машины, отыщите месторасположение теплообменников, подводящих трубок и убедитесь в появлении вторичных признаков утечки газа:
- следы либо капли масла на стыках трубопроводов;
- обмерзание одной или обеих магистралей;
- один из теплообменников (чаще – испаритель) покрылся инеем;
- с помощью термометра замерьте температуру воздуха на выходе из дефлектора – она должна соответствовать настройке охладителя.
Прежде чем заправить кондиционер фреоном, обязательно выявите и устраните течь. Обтяните накидные гайки ключом и проверьте систему на герметичность единственным доступным в гараже методом – вакуумированием. Подробнее о данной операции читайте ниже.
Статья в тему: Реальный расход топлива Mitsubishi Pajero на 100 км по отзывам автовладельцев
Как правильно пользоваться климат-контролем?
Общая последовательность управления климатической установкой:
- Включить установку при помощи отдельной кнопки или регулятора скоростей вентилятора.
- Установить требуемую температуру. Большинство систем позволяют выставлять температуру с шагом 0,5 ºС. Допустимая разница между зонами составляет в лучшем случае 4-5 ºС.
- При ручном режиме принудительно включить кондиционер и выставить частоту вращения вентилятора.
- Для включения автоматики требуется нажать на кнопку «Auto». Дальнейшее регулирование интенсивности потока воздуха и распределение его по салону установка возьмет на себя.
- Если владелец мало использует климатическую установку, то рекомендуется профилактическое включение кондиционера раз в месяц на 10-15 минут.
Ниже приведен образец блока управления двухзонным климат-контролем с описанием функций кнопок и переключателей:
- 1 — клавиша управления компрессором кондиционера;
- 2 — ступенчатый регулятор системы водителя;
- 3 — рукоятка изменения температуры воздуха, подаваемого на место водителя;
- 4 — автоматический режим работы;
- 5 — сверху расположена кнопка подачи потока на уровень груди, ниже — в район головы, еще ниже — к ногам;
- 6 — увеличение числа оборотов крыльчатки вентилятора;
- 7 — рукоятка изменения температуры воздуха, подаваемого на место пассажира;
- 8 — ступенчатый регулятор системы обогрева сидения пассажира;
- 9 — максимальный обдув лобового стекла;
- 10 — обогрев заднего стекла;
- 11 — уменьшение числа оборотов крыльчатки вентилятора;
- 12 — рециркуляция воздуха в ручном или автоматическом режиме;
- 13 — управление электрическим обогревом руля.
Назначение кнопок климат-контроля
На блоке управления могут иметься дополнительные кнопки и табло:
- индикация температуры воздуха в зоне водителя и пассажира;
- включение электрического ;
- подача воздуха от автономного отопителя.
Особенности эксплуатации климат-контроля летом
Летняя эксплуатация устройства имеет ряд особенностей:
- Не рекомендуется выставлять значение температуры климат-контроля ниже 10 ºС внешней среды. Это связано с риском простудных заболеваний из-за переохлаждения организма.
- Перед запуском климатической установки рекомендуется проветривать салон. Это снижает температуру воздуха и ускоряет охлаждение.
- Для ускорения процесса охлаждения используется режим рециркуляции воздуха.
- Не рекомендуется открывать окна после охлаждения салона, поскольку датчики фиксируют изменение температуры и нагружают компрессор.
Особенности эксплуатации климат-контроля зимой
Особенности использования системы в зимнее время:
- из-за возможности образования льда и конденсата на заслонках не рекомендуется изменять потоки воздуха до прогрева салона;
- периодически включать компрессор кондиционера для профилактики резиновых уплотнений магистралей хладагента.
Что собой представляет климат-контроль?
Задача автомобильного кондиционера – подавать в салон машины нужное количество воздуха, охлажденного до установленной температуры. Забор осуществляется с улицы, изнутри авто либо в смешанном режиме (полная или частичная рециркуляция) по выбору водителя. Аналогично работает салонный отопитель, прогоняющий воздушный поток через нагретый от двигателя радиатор.
Отличие кондиционера от климат-контроля заключается в следующем: первый представляет собой отдельный агрегат, выполняющий две функции, – охлаждение и осушение воздуха. Климат-контроль – это система, объединяющая несколько установок и призванная автоматически поддерживать комфортную температуру внутри автомобиля. В состав системы входят следующие элементы:
- все агрегаты кондиционера – компрессор, теплообменники испарителя и конденсатора, плата управления;
- радиатор автомобильной печки, заполняемый горячим антифризом от двигателя;
- вентилятор – нагнетатель;
- сеть воздуховодов, расположенных под передней панелью и расходящихся по салону;
- заслонки распределения воздушных потоков, оснащенные сервоприводами;
- дефлекторы, ручки и кнопки настройки температуры;
- собственный электронный блок управления (контроллер);
- датчики температуры воздуха.
Особенности кондиционирования тогда и сейчас
Хладагент заполняет собой всю систему кондиционирования автомобиля. Первое время в систему заправлялся фреон R12, но впоследствии было обнаружено, что он небезопасен для человека. Данная проблема более серьезна, нежели другой вопрос, который возникает у многих водителей: при включенном кондиционере машина дергается. Поэтому пришлось искать срочную замену, которая не заставила себя долго ждать – фреон R134a. Правда, новый хладагент отличается меньшей эффективностью, но зато не представляет опасности для человеческого организма.
За счет того, что новый газ имеет повышенную текучесть, работа инженеров существенно усложнилась. Кроме того, новинка окончательно поставила крест на возможности применения старого фреона R12. Это обусловлено тем, что в составе каждого хладагента используется разное масло для смазки компрессора. Для старого хладагента использовалось минеральное масло, в то время как для фреона R134a требуется полиалкилен-гликолевая смазка. Таким образом, фреоны старого и нового поколения несовместимы друг с другом.
Во избежание каких-либо проблем производители размещают под крышкой капота специальную наклейку, на которой указана марка хладагента. А чтобы точно не было путаницы, эти этикетки разного цвета. Фреон R134a идентифицируется при помощи зеленого цвета, а R12 – желтого оттенка.
Принцип работы режима «AUTO»
Режим «авто» на кондиционере предполагает самостоятельный контроль температуры воздуха в помещении в пределах конкретного диапазона:
- у одних моделей этот режим полностью контролируется кондиционером – автоматически настраивается нужная температура, скорость вращения вентилятора и выбирается режим (обогрев или охлаждение). Некоторые модели при этом учитывают не только комнатный «градус», но и уличный. Т.е. включили «кондей», а дальше он сам определяет комфортную температуру, и для её поддержания выбирает нужный режим. Назовем такие модели – «полностью автоматические»;
- у других моделей этот «авторежим» лишь переключает тепло/холод, а нужная температура и вращение вентилятора настраивается пользователем. Т.е. включили «кондей» и настроили нужную температуру, а он лишь определяет какой режим включить – тепло или холод. Назовем такие модели – «частично автоматические».
Понять, как работает именно ваша модель очень просто – если после переключения в «авторежим» на пульте можно менять температуру, то модель «частично автоматическая».
В каких ситуациях не стоит использовать автоматический режим климат-контроля?
При эксплуатации автомобиля могут возникнуть нештатные ситуации, ограничивающие применение климат-контроля. Наиболее частые случаи приведены в таблице.
Режим движения или ситуация | Влияние | Рекомендации |
Интенсивное движение с частыми разгонами | Компрессор кондиционера забирает часть мощности | Временно отключить кондиционер |
Движение в затяжных пробках | Из-за ухудшения условий охлаждения возможен перегрев двигателя. Климат-контроль подает недостаточно охлажденный воздух | Периодически отключать кондиционер для охлаждения двигателя и радиаторов |
Движение по местности с запыленным или загрязненным посторонними примесями воздухом | Риск попадания мелкодисперсной пыли и запаха через фильтр | Включить режим рециркуляции |
Запотевание лобового стекла | Поток воздуха в автоматическом режиме недостаточен для удаления влаги | Переключить систему в ручной режим с максимальным обдувом ветрового стекла |
В зимнее время не включается компрессор | Длительный простой компрессора приводит к повреждениям магистралей | Рекомендуется ставить машину в теплый паркинг и принудительно активировать компрессор. Операцию производить не реже одного раза в месяц |
Блокировка извлечения ключа зажигания
При установке ключа в электронный замок зажигания осуществляется механическая блокировка ключа, так что водитель уже не может его извлечь. Разблокировка ключа происходит при выключении зажигания. Разблокировка осуществляется путем подачи тока на соленоид, освобождающий ключ. Соленоид расположен в электронном замке зажигания, ток на него подается непосредственно от центрального блока управления систем комфорта J393.
В зависимости от типа коробки передач существует дополнительное условие для разблокировки ключа зажигания:
- Для автоматической коробки передач: Селектор АКП должен находиться в положении P
- Для механической коробки передач: Автомобиль должен быть неподвижен.
Если по причине технической неисправности на соленоид блокировки извлечения ключа не подается ток, а ключ находится в замке зажигания, то ключ остается заблокированным в этом положении. Для того, чтобы в этом случае разблокировать автомобиль, ключ зажигания можно извлечь при помощи механического аварийного ключа с бородкой.
Аварийный ключ фиксируется в ключе зажигания и может быть использован для механического запирания центрального замка через механический замок в двери водителя.
Механический аварийный ключ можно использовать для отпирания автомобиля через механический замок двери водителя, если не удается открыть автомобиль брелоком дистанционного управления. Также он используется для отключения подушки безопасности переднего пассажира.
Неисправности блока комфорта
Наиболее распространенными являются неполадки электронной части устройства. Если подключение блока комфорта было произведено некорректно, то могут появиться проблемы с включением света в салоне. Также устройство может неправильно позиционировать зеркала заднего вида. О наличии неполадок свидетельствует прерывистая работа автоматических стеклоподъемников.
Специалисты, занимающиеся подключением блоков комфорта, производят диагностику неисправного оборудования при помощи расшифровки кодов ошибок, зафиксированных системой. Электронный блок регистрирует изменение напряжения электропитания, обрыв электрических цепей и прочие неполадки.
Помимо интеграции блока комфорта в автомобиль, Вам может потребоваться переустановка автосигнализации. Замена противоугонной системы на более совершенную модель позволит Вам не беспокоиться о сохранности своего транспортного средства.
Аналоговые входные и выходные сигналы
Показания датчика температуры входного воздушного потока G89, находящегося в водосборнике, а также датчиков температуры воздуха на выходе из воздуховодов в центре (G191) и по бокам (G150 и G151), считываются блоком управления Climatronic J255 как аналоговый сигнал по напряжению.
Кроме того, блок управления Climatronic J255 получает в общей сложности десять обратных (ответных) сигналов о положении моторов для изменения положения заслонок, сигналы фотодатчика интенсивности солнечной радиации G107, сигнал датчика температуры выходящего воздуха для испарителя G263 и сигнал датчика качества воздуха G238. Управление компрессором с регулирующим клапаном N280 осуществляется сигналом с импульсной модуляцией.
Задачи центрального блока управления систем комфорта J393
1. Электронная блокировка рулевой колонки (ELV)
- Коммуникация с блоком управления ELV по шине LIN
- Выдача разрешения на блокировку по отдельному проводу
- Считывание сигнала разблокировки „клеммы 15“ с электронной блокировки рулевой колонки
2. Электронный замок зажигания (EZS) и относящиеся к нему функции
- Коммуникация с центральным замком зажигания по шине LIN
- Считывание сигнала с микровыключателя в центральном замке зажигания
- Управление блокировки извлечения ключа зажигания
- Управление клемм
3. Центральный замок
- Комфортное открывание и закрывание
- Блокировка и разблокировка люка заливной горловины топливного бака
- Управление разблокировкой крышки багажника
- Считывание сигнала с антенны центрального замка
- Считывание сигналов с ручки крышки багажника
- Считывание сигналов с контактного выключателя крышки багажника
4. Advanced Key
- Управление тремя антеннами Keyless
- Считывание сигнала с емкостных датчиков в обеих дверях
- Считывание сигнала с кнопки запуска/остановки
5. Управление освещения автомобиля
- Задние фонари
- Стоп-сигнал
- Фонари заднего хода
- Задние противотуманные фонари
- Задний габаритный фонарь
- Плафон освещения номерного знака
- Плафон освещения салона
6. Противоугонная система (DWA)
- Коммуникация с датчиком DWA по шине LIN
- Коммуникация с звуковым сигналом противоугонной сигнализации по шине LIN
7. Панорамный подъемный люк
- Коммуникация с панорамным подъемным люком по шине LIN
- Разрешение на включение стеклоподъемников и панорамного подъемного люка по шине CAN
8. Считывание информации
- Считывание положения селектора P и положения селектора P или N
- Считывание сигнала с датчика на педали сцепления
9. Управление реле
- Управление реле питания розеток
- Управление реле обогрева заднего стекла
10. Функции безопасности
- Главный блок иммобилайзера V
- Компонент в системе защиты компонентов
- Расшифровка сигнала об ударе
11. Диагностика
- предоставляет диагностическому тестеру различные функции
- можно перепрограммировать через диагностический тестер
12. Другие функции
- Управление задней шторкой
- Коммуникация с датчиком влажности по шине LIN; передача данных на Climatronic
- Коммуникация с панелью управления универсальной системы открывания ворот гаража по шине LIN и передача данных на блок управления бортовой сети по шине CAN-Комфорт
- Деактивация потребителей при активированном транспортном режиме (противоугонная система, Advanced Key, освещение багажника, задняя шторка, …)
- Управление настройками MMI, относящимся к функциям комфорта (центральный замок, комфортное открывание и закрывание, …)
Особенности основных режимов
- «Охлаждение». Главная функция кондиционера. При ее включении в помещении происходит охлаждение воздуха. Во внутреннем блоке кондиционера установлен датчик, отслеживающий изменение температуры и подающий сигнал кондиционеру при ее изменении. При работе на охлаждение последовательным нажатием кнопки FAN можно менять производительность вентилятора, а значит, и интенсивность охлаждения.
- «Обогрев». Задача — нагреть воздух в комнате. Так как кондиционер — это тепловой насос, то при работе в данном режиме он будет потреблять в три раза меньше энергии, чем электрический обогреватель. В этом режиме работы кондиционера также можно менять интенсивность нагрева помещения, изменяя производительность вентилятора внутреннего блока, последовательно нажимая кнопку FAN.
- «Вентиляция». Воздух помещения прогоняется через внутренний блок кондиционера без изменения температуры и фильтруется. В этом режиме работы кондиционера происходит рециркуляция воздуха. Здесь нет его поступления или удаления.
- «Осушение». При этом режиме работы кондиционера значок на пульте будет иметь вид капли. В режиме осушения происходит удаление лишней влаги. Сначала кондиционер десять минут сушит воздух, затем 2 минуты не работает и, наконец, работает 5 минут в режиме усиленной продувки. В режиме осушения, переключая скорость вращения вентилятора, можно выбирать скорость осушения.
- В режиме «Авто» автоматически устанавливается температура 22 градуса и скорость вентилятора. Кондиционер сам выбирает между режимами «Охлаждение» и «Обогрев». Сам поддерживает заданные условия. Изменение каких-либо настроек внутри режима «Авто» не предусмотрено.
- Режим SWING («Свинг»). Управление горизонтальными (в некоторых моделях и вертикальными) жалюзи внутреннего блока.
Принцип работы климат-контроля в автомобиле
Общий принцип функционирования климатической установки выглядит следующим образом:
- Владелец автомобиля выставляет на пульте управления требуемое значение температуры.
- Вентилятор осуществляет забор воздуха с улицы.
- Поток подается через фильтр в климатическую установку. На входе устройства расположен радиатор испарителя, предназначенный для осушения и охлаждения воздуха. Отделенная влага скапливается в нижней части испарителя и стекает наружу через специальную трубку.
- Прошедший через испаритель поток поступает в нагревательную часть, оснащенную радиатором. Последний подключен к системе охлаждения в постоянном режиме. Количество подаваемого на нагрев воздуха регулируется автоматической заслонкой.
- Затем происходит смешивание холодного и горячего потока в необходимой пропорции. Полученная смесь подается в воздуховоды, распределяющие ее по салону. В каналах расположены заслонки, автоматически подающие потоки в разные точки салона автомобиля. Система подготовки воздуха ориентируется не только на температуру в салоне, но и на погодные условия на улице. В зимнее время за создание комфортных условий отвечает радиатор отопителя, в летнее — испаритель.
Климатические установки различных автомобилей могут иметь отличия в алгоритмах работы, зависящие от:
- типа и числа датчиков;
- конструктивных особенностей заслонок;
- программного обеспечения.
Как отличить климат-контроль от обычной системы обогрева?
Для определения типа установки достаточно посмотреть на внешний вид блока управления. На климате обязательно имеются кнопки с пиктограммами «Auto» или «Dual». Для распределения потоков воздуха на обычном кондиционере используется рукоятка. Но имеются исключения — ряд машин оснащается электронными заслонками при использовании обычного кондиционера.
Блоки управления кондиционером (слева) и климатом на Поло Седан (справа)
Отличить обычную систему отопления от климата можно по отсутствию кнопки запуска кондиционера, которая обозначается как «АС» или «А/С».
Отличия климата от кондиционера изложены в видеоролике от канала AUTO VEVO.
Режим «auto» на кондиционере: настройка и принцип работы
Современные системы кондиционирования – еще один шаг человечества к комфорту и уюту. Все они имеют несколько функций, основная
цель которых – установление и поддержание оптимальной температуры воздуха. Для удобства контроля климата в каждой сплит-системе присутствует функция «AUTO», способная самостоятельно подбирать необходимый режим (а у некоторых моделей и определенную температуру).
По моим наблюдениям, лишь единицы пользователей знают, как работает «авторежим» и какой именно параметр в кондиционере поддерживается автоматически. Сегодня в статье я расскажу все нюансы этой непонятной опции, а так же напишу инструкцию по её включению.
Запуск двигателя новым ключом зажигания
В новом автомобиле Audi A5 применяется совершенно новая логическая схема управления клеммами и запуска двигателя. При вставленном ключе зажигания (S-контакт) электронный замок зажигания различает два положения:
- положение „выкл.“
- положение „вкл.“
Этих двух положений достаточно для преобразования всей системы управления клемм. Соответствующая логическая схема строится на следующих графах состояния:
Изменен также и алгоритм аварийного отключения двигателя. Он одинаков для автомобилей с механической и автоматической КП.
К аварийному отключению двигателя приводят следующие действия:
– Длительное удержание ключа в нажатом положении
или
– Нажатие на ключ зажигания два раза в течение одной минуты
Кнопки на пульте управления
На фото: Наличие кнопок on/off на пультах
Настраиваем нужную температуру
Кнопки, позволяющие выбирать температурный режим, обозначены буквами «TEMP», сокращенно от слова Temperature. На них же могут быть либо стрелки, указывающие направление, либо символы «+» и «-». Эти обозначения позволяют снизить или повысить температуру в помещении.
На фото: Наличие кнопки «TEMP» на пультах
На фото: Наличие кнопок «FAN», «SPEED», «MOOD» на пультах
Меняем направленность воздушного потока
- воздух направлен вверх;
- воздух направлен вниз;
- воздух направлен вправо;
- воздух направлен влево.
На фото: Кнопки пультов бытовых настенных кондиционеров
Модуль или блок управления дверью
На сегодняшний день дверь автомобиля сконцентрировала в себе множество устройств и новшеств. Чисто механический замок и устаревший вариант механического привода стеклоподъемников с управлением путем вращения какой-то ручки не вызывает никаких положительных эмоций. Да и современным требованиям надежности, безопасности и комфорта автомобиля уже не вполне отвечает. И действительно, время таких конструкций проходит.
Сейчас потребителей современных автомобилей как минимум интересует, чтобы комплектация двери включала в себя электростеклоподъемники, позиционирование и подогрев зеркал, центральный замок.
И даже это сегодня устраивает уже не всех. Если электростеклоподъемники — то желательно с системой защиты от попадания посторонних предметов.
Если подогрев зеркал — то автоматический. Не мешало бы, чтобы и процесс очистки зеркал от грязи был автоматизирован. Ну а с замком — тут и управление всеми дверьми и стеклоподъемниками от одного ключа, тут и дистанционное управление, и реагирование только на своего хозяина, и максимальная защита от несанкционированного доступа и т.д.
Ну что ж, это вполне оправданно. Поездка на автомобиле должна быть комфортной и приносить удовольствие.
Конечно, все эти усовершенствования требуют нового подхода в проектировании автомобиля. Интегрирование электроники и компьютерных сетей в автомобильную технику — один из пунктов, позволяющих достичь хороших результатов. Понятно, что достичь всего сразу невозможно. Это связано и со спецификой производства автомобилей: требуется некоторое время на коррекцию технологических цепочек.
Отсюда следует, что именно интеллектуальные блоки дверей позволят сравнительно безболезненно интегрировать сетевую архитектуру в автомобиль, не затрагивая при этом никаких других уже существующих систем.
Очевидно, здесь просматривается несколько шагов:
- Интеллектуальная дверь в составе старой конфигурации электрики.
- Интеллектуальная дверь в составе локальной сети.
- Интеллектуальная дверь в составе глобальной сети автомобиля.
- Первый шаг позволит наделить дверь новыми функциональными возможностями, а также повышенными качеством и надежностью.
- Второй даст возможность создать локальную сеть, объединяющую все двери, и наконец избавиться от многочисленных межмодульных проводов.
- Третий шаг — это интеграция дверей в глобальную сеть автомобиля, позволяющую еще более расширить функциональные возможности как локального, так и глобального характера.
Кстати, такой подход значительно упростит проектирование и совершенствование в дальнейшем программного обеспечения. А разделение на уровни позволит строить аппаратно независимые программы, что на сегодняшний день очень актуально.
Рассмотрим варианты построения интеллектуальных блоков управления дверей, основные функции, структурные схемы и применяемую элементную базу.
Какие же основные функции должна выполнять дверь? Каковы возможные варианты исполнения? И нужно ли различие, например, между функциональным наполнением двери со стороны водителя и со стороны пассажира? Очевидно, что да.
Конечно, главный акцент сконцентрирован на водителе. Во время движения водителю надо чувствовать себя комфортно, иметь все необходимое под рукой, не делать лишних движений, ничто не должно отвлекать его внимания. Плюс к этому на водителя возлагаются дополнительные обязанности за обеспечение безопасности пассажиров. Следовательно, он обязан контролировать функции дверей, доступ к которым со стороны пассажиров невозможен.
И все это должно учитываться на стадии проектирования интеллектуальной двери.