Техника безопасности при ремонте автомобиля
Авто является источником опасности для ремонтника
При самостоятельном ремонте автомобиля надо уделить внимание следующим моментам:
Соблюдать все требования техники безопасности при подъёме машины или её тяжёлых деталей. Риск падения существует всегда, и меры по своей защите надо предпринять заранее.
Откручивая деталь под машиной, следует учитывать, что освободившаяся часть может оказаться слишком тяжёлой и нанести вам травму.
Не следует упускать из виду движущиеся детали, с которыми есть возможность соприкоснуться — лопасти вентилятора, цепь ГРМ и прочее
Опасность также могут представлять пружины подвески или элементы, находящиеся под давлением (шланги, трубки).
Стоит также проявлять осторожность к острым выступающим деталям, покрытым ржавчиной. Поранившись о них, в кровь вполне возможно занести инфекцию.
Немалую опасность также представляют жидкости — отработанное масло, антифриз, серная кислота, находящаяся в аккумуляторе, и тормозная жидкость
Надо избегать их соприкосновения с кожей или слизистыми глаз. Для обмывания лобового стекла нередко используется метанол, который при попадании в органы дыхания наносит ущерб здоровью. Вред при вдыхании могут нанести выхлопные газы, хладагент кондиционера. А о возможности бензина легко воспламеняться также знают все.
Любое авто является потенциально опасным источником электричества. Особенно в этом плане опасны гибриды и электромобили.
Высокая температура двигателя опасна для ремонтника.
Частой ошибкой у неопытного ремонтника является откручивание крышки радиатора при неостывшем моторе. В такой ситуации горячий антифриз может буквально стрелять струёй в лицо человека и сильно обжечь глаза и кожу.
Чтобы избежать вышеперечисленных опасностей, надо выполнять следующее:
Надевать перчатки, лучше всего нейлоновые или латексные, с длинными рукавами или раструбами. Это защитит от агрессивных жидкостей, обжигающих кожу, и от порезов. Спецодежда для ремонта не должна свисать, чтобы не зацепиться под движущую деталь. Оптимальной одеждой для ремонта считается комбинезон.
Защищайте глаза специальными очками, когда работаете под авто или с электроинструментом и химвеществами.
Надевайте респиратор и организуйте хорошее проветривание гаража при работе с такой химией, как краска, растворители, эмульгаторы и другие вещества с резким запахом, сваркой. Никогда не распыляйте их в закрытом месте.
Гараж должен быть сух и чист. Укомплектуйте его инструментами и предметами, делающими работы безопасными (песок и огнетушитель, стенд, упоры козелки, домкрат и прочее). В гараже также надо иметь аптечку.
Ремонт авто выполняйте при остывшем моторе.
Не бросайте инструмент на крыше машины или под капотом. Он может упасть вам на голову.
Используйте джек-стенды. Для дополнительной безопасности, на случай, если стенд подведёт, надо дополнительно использовать домкрат или козелки. Лезть под машину, которую держит только домкрат без других удерживающих машину приспособлений, опасно.
Надёжно фиксируйте авто
Под ведущую пару колёс всегда следует подкладывать упоры, например, деревянные бруски.
До начала работ под капотом надо открепить минусовую клемму аккумулятора.
Ремонт гибридного или электрического автомобиля надо делать с осторожностью к проводам, трубопроводам и элементам оранжевого цвета. В них находится сила тока, смертельная для человека.
Работая с топливной системой, помните, что металл может вызвать искру, которая приведёт к воспламенению
Этот иногда случается при выбивании некоторых железных деталей. Держите подальше от топлива и моторного масла источники огня и не курите.
При снятии тяжёлых деталей надо сначала предварительно узнать их вес и соразмерить свои силы. Последние лучше не переоценивать. При работе с тяжёлыми элементами безопаснее использовать помощника, а при снятии самой детали не держать под ней голову и тело.Перед работами следует запастись знаниями по ремонту автомобиля, а если их не хватает или предстоят работы повышенной опасности, то имеет смысл обратиться к специалистам.
Перчатки
Согласно технике безопасности, при обслуживании и ремонте автомобиля лучше работать в перчатках с длинным рукавом.
Изделия этого типа помогут защитить кожные покровы от токсичных жидкостей. Лучше всего использовать одноразовые перчатки, изготовленные из латекса. Однако стоит учитывать, что такие изделие неприемлемы для работ, которые включают в себя замену жидкостей. Для этих целей больше подходят перчатки, изготовленные из нейлона или тонкой кожи. Такое правило объясняется тем, что изделия этого типа пропускают меньше влаги, поэтому они лучше защищают руки мастера.
Даже если на улице стоит сильная жара, рекомендуется надевать специальный защитный комбинезон
Он поможет сохранить кожу всего тела от случайных брызг токсичных веществ и в некоторой степени защитить от ожогов, если мастер по неосторожности прикоснется к горячей детали автотранспортного средства
Стоит обратить внимание на то, что от свободной одежды на время ремонтных работ лучше всего отказаться. Ее края могут легко зацепиться за выступающие детали авто и привести к серьезным травмам
Оставьте некоторые работы экспертам и специалистам
Есть некоторые и определенные вещи, которые вы при любых обстоятельствах во время ремонта автомобиля и тем-более если вы чего-то не знаете или в чем-то не уверенны, никогда и ни вкоем случае не должны производить и делать сами. И особенно тогда, когда вам не хватает определенного оборудования для самостоятельного ремонта. Самое главное не переживайте, если чего-то не сможете сделать самостоятельно.
Хорошим примером для всех автомобилистов и ремонтников являются работы с высоковольтными проводами в гибридных автомобилях, или те же работы проводящиеся с системой подушек безопасности. Также еще и многие дизельные автомобили имеют на сегодня такую топливную систему, которая находится под очень высоким давлением, и в случае ее повреждения вас может серьезно ранить.
Таким образом просто запомните, если вы недостаточно опытны, то вам для более опасных и сложных работ необходимо пригласить (позвать) лучше профессионала, либо отогнать машину в специализированный технический автоцентр.
Cамодельные переноски для гаража
Даже при очень хорошем освещении в самом гараже или днем на улице, под днищем машины видимость очень низкая. Чтобы осветить фронт работ используют переносные светильники — переноски. Это самые просты самоделки для гаража. С них можно начинать эпопею обустройства и оборудования гаражного пространства.
Самый широко распространенный вид переносок для гаража. Самодельные обычно делают очень похожими
В самом простом варианте это патрон, прикрепленный к проводу, к нему может быть приделан небольшой экран с крючком. Такая совсем незамысловатая штука. Лампочки используются обычные — накаливания или экономки под стандартный патрон. Все неплохо, кроме того, что бьются эти лампочки очень часто, надо искать как их повесить, чтобы они светили в конкретное место. В общем, конструкция нуждается в доработке. Есть несколько вариантов переделки.
Небьющийся патрон для лампы
Этот абажур из пластиковой бутылки отлично защищает хрупкую колбу энергосберегающей лампы. Можно также использовать светодиодную лампу, а вот накаливания не пойдет — слишком сильно греется. Конструкция обычная — шнур с вилкой и патроном на конце.
Основная задача — найти пластиковый сосуд со стенками из полупрозрачного молочного пластика средней толщины. Прозрачный не пойдет — не будет рассеивать свет, слишком тонкие стенки не спасут от ударов лампу. После того как нашли подходящий сосуд остается мелочь:
- вырезать окошко примерно в ¼ диаметра бутылки;
- обрезать горлышко так, чтобы можно было вставить лампу, но так, чтобы вкрученная колба прижимала ее к патрону;
Самоделки для гаража: небьющийся плафон для переноски
Все просто, но такой плафон позволяет ярко освещать именно нужный участок, все остальное пространство залито ровным светом, не режущим глаза.
Переноска из светодиодного встраиваемого светильника
Самые простые и распространенные самоделки для гаража — это переносные лампы. Без них работать неудобно не только в гаражной яме, а даже просто на верстаке. Нужен плоский встраиваемый светодиодный светильник, который можно включать в 220 В. Эти модели называют «таблетками» из-за их формы. Еще нужен шнур с вилкой, кусок пластикового подоконника — чтобы встроить светильник. Кусок подоконника по размерам должен быть больше светильника. Конкретные размеры подбираете сами. Дальше действия такие:
- В подоконнике с одной стороны выпиливаем круг с диаметром, чуть меньшим чем диаметр корпуса светильника.
- Штатное крепление светильника удаляем (будет еще тоньше).
Переноска для гаража своими руками из светодиодного встраиваемого светильника
Все, самодельная переноска готова. Этот вариант для установки на полу. Подвижная ножка позволяет менять угол наклона. Чтобы она меньше переворачивалась, внутри корпуса (в нижней его части) можно закрепить пару грузков.
https://youtube.com/watch?v=G6rzDJRMTNo
Как безопасно поднимать автомобиль домкратами
Вес даже небольших современных автомобилей превышает 1000 килограмм, поэтому падение такой массы на любую часть тела человека приведет к тяжелым травмам. Чтобы этого не произошло, необходимо четко понимать, почему автомобиль падает с домкрата и как этого избежать. Ведь домкрат, в отличие от смотровой ямы или подъемника используют в различных условиях, поэтому невозможно составить четкий список универсальных правил.
- На домкрат одновременно воздействует несколько разнонаправленных факторов. Наиболее влиятельный фактор – сила тяжести. Если домкрат установлен на мягком грунте, то вес автомобиля будет вдавливать его в землю. Поэтому расстояние от поверхности земли до днища автомобиля будет сокращаться. Чтобы предотвратить это, необходимо подложить под домкрат кусок доски или фанеры толщиной не меньше 40 мм. Это позволит распределить вес по большей площади и снизить удельное давление.
- Когда одна из сторон приподнимается выше остальных, появляется боковое усилие, которое воздействует на домкрат. А учитывая небольшую ширину основания домкрата, это усилие может привести к его опрокидыванию. Поэтому необходимо располагать домкрат таким образом, чтобы это усилие шло вдоль основания, а не поперек.
- Еще один фактор, нередко приводящий к опрокидыванию домкрата – наклон земли, на которой стоит автомобиль. На наклоненный автомобиль под действием силы тяжести воздействуют два и более вектора: вертикальный (прижимающий автомобиль к земле), горизонтальный поперечный (стремящийся сдвинуть автомобиль вбок) и горизонтальный продольный (двигающий автомобиль вперед или назад). Использование домкрата ослабит вертикальный вектор воздействия, но может усилить горизонтальные. Поэтому не пользуйтесь домкратом, если угол наклона земли под автомобилем превышает 15 градусов.
- Чтобы безопасно поднять одну или две стороны автомобиля, необходимы один или два домкрата и регулируемые подставки. Ширина основания подставки заметно больше чем у домкрата, поэтому и опрокинуть ее гораздо сложней. Используйте подставки для любых работ, при которых необходимо поднимать одну или несколько сторон автомобиля, это позволит избежать опрокидывания домкрата, повреждения машины и сохранит вас от травмирования.
Наведите порядок в гараже
Помните пожалуйста что захламленный гараж это главный путь (рецепт) к катастрофе. Ведь может так случиться, что в самый неподходящий момент под рукой не окажется нужного инструмента, или например, при съеме той же головки блока которая весит немало вы можете просто нечаянно подскользнуться на том же оставленном на полу ключе и что тогда…(?)
Вы должны держать свои инструменты всегда в доступном для вас месте. Эти инструменты обязательно должны быть сгруппированны друг с другом в нужном порядке. Во время работы не кладите пожалуйста инструмент на крышу автомобиля или не оставляйте его под капотом, иначе, если вы забудете про инструмент при проведении работ под машиной, один из ключей может просто упасть и свалиться вам на голову.
Правила безопасности при работе с топливной системой
Несмотря на то, что на сегодняшний день существуют три основных типа топливной системы –карбюраторная, инжекторная, дизельная, есть правила, которые применимы к любой из них
Общие правила безопасности
- Разгерметизацию (вскрытие) любого элемента топливной системы проводите только при отключенном аккумуляторе.
- Работая с топливной системой, держите под рукой огнетушитель и аптечку.
- Работая с топливной системой, убедитесь, что в радиусе 30 – 40 метров есть люди, которые смогут вам помочь в случае возникновения нештатной ситуации.
- Не курите и не употребляйте алкоголь во время любых работ с топливной системой автомобиля.
- Прежде, чем вмешиваться в работу топливной системы, внимательно изучите принцип ее работы. Не пытайтесь вмешиваться в работу топливной системы, если не знаете, что делать и к чему это приведет.
- Не допускайте разлива топлива. Если разлив топлива неизбежен, подставляйте емкость, чтобы собрать его. Даже если пролилось всего несколько капель горючего, сразу же уберите его чистой тряпкой.
- Любые работы связанные с разгерметизацией инжекторной топливной системы (замена топливного фильтра, чистка инжектора и т.д.) проводите лишь после того, как давление в топливной рампе упадет до безопасных значений. Чтобы сбросить давление, заведите двигатель и отключите питание топливного насоса. После того как заглохнет мотор, отсоедините аккумулятор и приступайте к работе.
- Перед началом разгерметизации любой дизельной топливной системы после ТНВД, сбросьте давление в топливной рампе. Если на вашем автомобиле установлен клапан сброса давления, воспользуйтесь им. Если же нет, выждите 3 часа после остановки двигателя. За это время давление топлива снизится до безопасного значения.
Смотровая яма и погреб
Нужным приспособлением для гаража своими руками становится смотровая яма. Причем, владельцу не обязательно производить весь ремонт самостоятельно. Подземная коммуникация может использоваться в случаях:
- осмотр ходовой, рулевой, тормозной системы перед дальней поездкой;
- замена масла, позволяющая сэкономить, не занимающая много времени;
- мелкий ремонт, который позволяет осуществлять квалификация владельца.
Смотровая яма в гараже
Вход в погреб удобнее устраивать из ямы, так как это позволит забетонировать несколько ступеней вместо использования приставной лестницы.
Погреб под гаражом
Основными нюансами этих конструкций являются:
- вспучивание глинистых грунтов вредно для подземных конструкций;
- поэтому утепляются пенополистиролом снаружи все элементы ямы и погреба;
- в подстилающем слое перед бетонированием, обратных засыпках пазух котлованов используется песок или щебень;
- по периметру подземных конструкций на уровне подошвы укладываются дрены для сбора и отвода воды.
Ширина ямы должна позволять заезжать на нее водителю без освещения.