Наши события
22 июня 2021, 12:35
RusCable Review №73 – Взрывоопасный ГОСТ, Будущие цены на медь, Изяслав Пешков и Москабельмет
22 июня 2021, 12:12
RusCable Insider #225 — Xinming на обложке. Дым ВХЗ. Интервью с Иваном Лобановым. Робот-червяк и нейрозарождение
17 июня 2021, 20:02
По версии НП «Подольсккабель» причиной повышенного дымообразования продукции стал полимерный материал от ВХЗ
16 июня 2021, 10:12
У нас сохраняется некоторая зашоренность и устаревшие подходы. Иван Лобанов рассказал о химии в российском кабеле
15 июня 2021, 19:54
EL-комитет: в продукции АО “Энергокабель” нарушения конструкции ТПЖ не обнаружено.
15 июня 2021, 15:05
RusCable Insider #224 — 126 лет Москабельмет. Промышленность — это красиво. Фальсификат на Урале. Выключатель ВА57-35М от Контактор
ПАРТНЁРЫ
Тормозная система
Дрожание кузова может быть вызвано быстрым износом деталей тормозной системы, особенно ступиц, дисков и барабанов. А бывает и так, что во время тюнинга автовладельцы установили неправильную разболтовку дисков, из-за чего нарушается центровка тормозного диска, который деформируется и начинает перегреваться. Воздействие высокой температуры можно определить по синюшному цвету детали. Помимо этого, диск в ходе эксплуатации может изнашиваться неравномерно, также встречаются случаи, когда его толщина разная из-за заводского брака.
Для вибрации, которая возникает из-за дефектов и поломок элементов тормозной системы, характерен невысокий уровень, и многие владельцы машин не обращают внимания на маленький дискомфорт. И только когда тряска начинает зашкаливать, они приступают к ремонту. Между тем вибрация из-за проблем с тормозами – самая опасная среди всех.
Воздействие вибраций на детали автомобиля
Вибрация приводит к усталостному разрушению деталей. Она может возникнуть в одном месте автомобиля, а вибрационные разрушения — в другом. Особенно опасны резонансы
Поэтому особую важность приобретает изучение источников возникновения вибрации и особенностей ее передачи различными частями автомобиля на различных режимах работы
Кроме того существуют и другие воздействия вибрации на детали автомобиля: ослабление неподвижных соединений, износ и изменение диссипативных свойств сопряженных соединений, соударения и увеличение зазоров в соединениях с зазорами. Вибрационные воздействия, не вызывая разрушений узлов, могут приводить к нарушению их нормального функционирования (нарушение контактных соединений в электрооборудовании, нарушение работы систем автоматического управления и т.д.).
Способность узла не разрушаться при вибрационном воздействии называется вибропрочностью, а способность нормально функционировать — виброустойчивостью. Цель виброзащиты узлов — повышение их вибропрочности и виброустойчивости.
Усталостное разрушение обычно начинается с появления микротрещин, которые пол воздействием циклического нагружения начинают увеличиваться. Ослабляется кристаллическая структура металла. После того, как усталостная трещина достигает критической длины, се скорость распространения резко возрастает, и наступает усталостное разрушение. Поверхность излома — характерная крупнозернистая, кристаллическая.
Долговечность деталей при усталостном разрушении определяется числом циклов N нагружения до разрушения. Для черных металлов и сплавов кривая усталости в логарифмических координатах а — N, где а — напряжение, соответствующее наклонной прямой с резким переходом к горизонтальному участку после миллиона циклов (для цветных металлов и сплавов — кривой линии с медленным уменьшением при увеличении N). Миллион циклов для полуосей автомобиля обычно соответствует 3 тыс. км пробега. За предел выносливости часто принимают напряжение, соответствующее 10 млн. циклов, для алюминиевых сплавов — 5*10^8 циклов.
Часто материал подвергается не только переменным, но и статическим нагрузкам. При этом опасность усталостного разрушения возрастает, причем в тем большей степени, чем выше статические напряжения.
Лучшие инструкторы по вождению:
Автоинструктор Светлана
АКПП: Hyundai AccentОбучает в САО, СЗАО, Химках ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Елена
АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ЮАО, ЮВАО, Видном, Домодедове ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Марина
АКПП: Kia Cerato МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Елена
АКПП: Kia Cerato МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, СЗАО, Химках ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Наталья
АКПП: Kia Spectra Обучает в ВАО, Балашихе,Реутове ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Олег
АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Яна
АКПП: Kia Spectra Обучает в САО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Юлия
АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ВАО, ЮВАО, Люберцах, Реутове, Железнодорожном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Светлана
АКПП: Chevrolet Lacetti Обучает в СЗАО ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Татьяна
МКПП: Chevrolet Lanos АКПП: Kia SpectraОбучает в Красногорске ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Пётр
МКПП: Daewoo Nexia Обучает в СЗАО ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Оксана
АКПП: Hyundai Accent Обучает в СВАО, Мытищах, Королёве, Пушкине ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Дмитрий
АКПП: Volkswagen Golf МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в СВАО, САО, СЗАО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Оксана
АКПП: Kia Spectra МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в ЮАО, ЮЗАО, Видном, Подольске ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Дмитрий
МКПП:Lada Granta Обучает в ЮВАО, Люберцах ОТЗЫВЫ
1 Цели и мотивация повышения виброакустического комфорта в автомобиле
Повышенная шумо- и вибронагруженность в современном автомобиле является едва ли не наиболее утомляющим водителя и пассажиров фактором. К сожалению автопроизводители часто уделяют вопросам шумоизоляции и вибродемпфированию не достаточно внимания. Во многом это обуславливается тем, что операции нанесения изолирующих материалов на поверхности автомобиля, как правило, выполняются непосредственно дорогостоящим ручным трудом, материалы не дешевы, а их вес значителен. Таким образом качественная ШВИ является прерогативой автомобилей высоких классов, поскольку для менее дорогих лучшие продажи делают более богатые комплектации, а акустический комфорт проверить в автосалоне или оценить в ходе краткого тест-драйва представляется слабоосуществимой задачей.
Благо на сегодняшний день рынок материалов и вспомогательных средств для выполнения ШВИ изобилует предложениями на любой вкус и кошелек. Выполнить работу по укладке шумо- и виброизоляционных материалов можно выполнить на многих сервисных станциях, однако недаром народная мудрость гласит: «Если хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам!» — укладка ШВИ требует разборки многих, а для качественного проекта – большинства или даже всех элементов отделки салона автомобиля. Таким образом, цена халатности и непрофессионализма исполнителя довольно высока – вплоть до обратного эффекта: сломанные клипсы панелей салона, их неправильная установка ведет к возникновению скрипов и посторонних шумов, не говоря уже о повреждении в ходе демонтажа и монтажа самих элементов салона.
По причине наличия негативного опыта у друзей и вышесказанным было принято решение выполнить ШВИ «своими руками» не только для повышения комфорта, но и для создания качественного фундамента для построения продвинутой акустической системы.
Воздействие внутреннего шума на водителя и пассажиров
Шум не всегда оказывает на человека вредное воздействие. Для нормального существования, чтобы не считать себя изолированным от внешнего мира, человеку нужен шум в 20…30 дБ. Однако в салоне автомобиля уровень шума при скорости 50 км/ч может составлять 60…70 дБ и более, при 100 км/ч — 70…80 дБ и более.
Восприятие шума человеком зависит от уровня шума и частоты, а также от его изменения во времени, психологических и других факторов, индивидуальных особенностей человека. Повышенный шум является причиной ухудшения слышимости, преждевременного утомления и снижения производительности труда. Хотя человеческое ухо слышит звуки в диапазоне частот 16… 20000 Гц, однако на человеческий организм оказывают вредное воздействие и неслышимые инфразвуки. Слабые инфразвуки, действуя на внутреннее ухо, вызывают ощущение морской болезни. Сильные инфразвуки, вызывая вибрацию внутренних органов, могут привести к повреждению их и даже к остановке сердца.
Уровень шума автомобиля обычно оценивают в дБ А, учитывая характер субъективного восприятия громкости звука человеком. При измерении этой величины используют шумомер с соответствующим контуром (коррекцией А, частично срезающей составляющие спектра с частотами менее 500 Гц).
Однако в ряде случаев шум в автомобиле с меньшим уровнем шума, дБ А, воспринимается человеком как более неприятный, чем в автомобилях с более высоким уровнем шума. Поэтому часто дополнительно используют другие оценочные параметры. Так, например, используется индекс артикуляции ИА. Индекс артикуляции характеризует возможность разговаривать нормальным голосом внутри автомобиля. Экспериментально определен уровень речи на расстоянии 1 м. Принято ИА = = 100%, если шум в автомобиле совсем не мешает пониманию речи, и ИА = 0, если он полностью перекрывает разговорную речь. Для современных легковых автомобилей среднего класса при скорости движения 120 км/ч индекс артикуляции обычно находится в пределах 25…50%. Разница в уровнях шума в дБ или в дБ А в легковых автомобилях при скорости 100 км/ч часто достигает 25…30 дБ, что указывает на высокую долю инфразвука в общем спектре шума.
Основные типы шумов в здании
Шумы, распространяющиеся в здании, условно можно разделить на три типа: ударный, воздушный и структурный.
При этом ударный и воздушный шумы, различаясь по способу возникновения, входят в одну группу, объединяющую их по принципу локального воздействия и оценки этого воздействия на конкретную стену или перекрытие. Воздушный шум попадает на препятствие после того, как он был излучен в воздух. Источником может быть крик, лай собаки или работающая акустическая система. Ударный шум возникает непосредственно при механическом воздействии какого-либо предмета на перекрытие (стук обуви, передвижение мебели, падение на пол предметов). При этом способность к изоляции той или иной ограждающей конструкции оценивается с другой ее стороны — в помещении соседней квартиры.
Для каждого вида конструкций (стена, дверь, окно) для различных типов помещений в СНиП-23-03-2003 «Защита от шума» указаны нормативные значения индекса изоляции воздушного шума, имеющего обозначение Rw, а для межэтажных перекрытий дополнительно приведены допустимые уровни ударного шума под перекрытием, Ln, w.
Тот факт, что для конструкций перекрытий в строительной нормативной документации дополнительно введен показатель уровня ударного шума, указывает на то, что проблема обеспечения требуемой звукоизоляции перекрытий усложняется как минимум вдвое. Это подтверждает практика — по статистике более половины жалоб жильцов на повышенный шум можно отнести именно к категории «шум от соседей сверху».
Необходимо сказать несколько слов в отношении самого стандарта и методики оценки уровня ударного шума под перекрытием. Если рост индекса изоляции воздушного шума Rw свидетельствует об улучшении звукоизоляционных характеристик перекрытия, то в отношении изоляции ударного шума ситуация улучшается, если значение уровня шума под перекрытием становится меньше. При проведении акустических испытаний в специальной камере на перекрытие сверху устанавливают так называемую «топальную» машину, которая молотит по полу специально тарированными молоточками с заданной частотой. Уровень шума машинной дроби, измеряемый в нижерасположенном помещении, с поправками на стандартизацию измерений называется «индексом приведенного уровня ударного шума». Таким образом, чем меньше данный индекс, тем лучше с акустической точки зрения конструкция перекрытия.
Структурный шум классифицируется не по способу возбуждения, а принципу распространения: он передается по элементам конструкции здания (по структуре). И его причиной может быть шум как ударного, так и воздушного типов возбуждения
Но при распространении по ограждающим конструкциям здания это становится уже не так важно — шум слышен со всех поверхностей и только комплексный подход к звукоизоляции позволяет как-то решить ситуацию. Когда через этаж (а может быть и через два, да еще в соседнем подъезде) кто-то начинает работать перфоратором, именно структурный шум доставляет вам новость, что соседи по дому начали капитальный ремонт и, судя по размаху работ, это продлится минимум три месяца
Низкочастотные отзвуки домашнего кинотеатра, проникающие от соседа, живущего двумя этажами ниже, — тоже его работа. Шум, возникающий при работе лифта и распространяющийся по всем стенам и перекрытиям квартир последних этажей, также относится к данной категории.
Самое неприятное, что способность строительных конструкций по изоляции структурного шума в СНиП не регламентирована. Однако, если в квартире многоэтажного дома действительно необходим акустический комфорт — без комплексных мероприятий по изоляции структурного шума, как правило, не обойтись.
Порядок разработки испытательного кода по вибрации
При разработке
испытательных кодов для конкретных семейств машин рекомендуется выполнение
следующих этапов.
Начальный
этап:
—
классифицировать семейство машин, для которых должен быть разработан
испытательный код по вибрации;
— определить
точное направление измерений и места установки акселерометров. Определение условий
испытаний:
— собрать
информацию о значениях параметров вибрации в зоне обхвата в реальных условиях
применения машин;
— собрать
информацию о типичных рабочих заданиях, для которых применяют машины данного
семейства, и об обрабатываемых этими машинами объектах;
— собрать
информацию об обычно используемых с машинами данного семейства вставных
инструментах и специальных устройствах и об их влиянии на уровень производимой
машиной вибрации;
— определить
среднеквадратичное значение корректированного виброускорения (по ГОСТ
31192.1) в зоне обхвата, которое можно рассматривать как представительное
для типичных условий применения машины (квантиль уровня 0,75; см. );
— выбрать
представительную операцию. Она должна быть по возможности короткой, но в то же
время обеспечивать длительность вибрации, достаточную с точки зрения анализа и
повторяемости результатов измерений. Такой операцией может быть одна из
операций, выполняемых машиной в процессе ее реального применения, с
контролируемыми условиями работы, работа машины на холостом ходу (например, шлифовальные
машины с абразивным кругом, в который внесен дополнительный дисбаланс) или
работа машины в специально созданных искусственных условиях (например, машины
ударного действия, испытуемые с использованием поглотителей энергии ударов);
— использовать
несколько представительных машин данного семейства для сравнения показателей их
вибрационной активности при выполнении выбранного представительного задания;
— оценить
эффекты, связанные с применением машины разными операторами;
— рассмотреть
возможность применения специальных стендов-имитаторов, позволяющих избежать
влияния операторов на производимую вибрацию и улучшить воспроизводимость
результатов испытаний;
— определить
причины изменчивости результатов измерений с целью уменьшить их влияние;
— оценить
минимально достижимый разброс результатов измерений, полученных в одной
испытательной лаборатории. Организовать межлабораторные сравнительные испытания
с целью определить стандартное отклонение воспроизводимости;
— установить
наименьшее число испытаний, достаточное для обеспечения общей точности метода.
Подтверждение адекватности составленного испытательного кода:
— сравнить
результаты испытаний на представительных машинах данного семейства с
измеренными значениями вибрации тех же машин в реальных условиях их применения.
Приложение D
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных
стандартов межгосударственным стандартам, использованным в настоящем стандарте в
качестве нормативных ссылок
Таблица D.1
Обозначение ссылочного межгосударственного стандарта |
Обозначение и наименование ссылочного международного |
ГОСТ |
ИСО |
ГОСТ |
ИСО |
ГОСТ 24346-80 |
ИСО |
ГОСТ |
ИСО |
ГОСТ |
ИСО |
ГОСТ |
ЕН |
Примечание — В настоящей таблице — IDТ — — MOD- модифицированные стандарты; — NEQ- |
Приложение Е
(справочное)
Причины в зависимости от скорости
Специалисты ввели градацию поломок, которые себя проявляют в зависимости от выбранного водителем скоростного режима. Проще всего найти причины вибрации автомобиля при движении на скорости до 40 км/ч. Если в повороте водитель слышит неприятный, проникающий в салон хруст, то, скорее всего, это дает о себе знать неисправный ШРУС.
Впрочем, примерно такие же звуки способна издавать такая часть рулевого управления, как рейка. А если тряска начинается тогда, когда переключается передача – это явный признак неисправности коробки передач. В механической трансмиссии она также может быть вызвана износом выжимного подшипника и фрикционного механизма. Далее, с повышением скорости, специалисты отмечают следующие проблемы.
40-60 км/ч
Здесь уже могут быть проблемы с карданным механизмом, в первую очередь с подвесным подшипником и крестовиной. На такой же скорости причиной вибрации способна быть выхлопная система – нарушена целостность или ненадежное крепление. А если колебания передаются не только на кузов, но и руль, то они, вероятнее всего, сигнализируют о разбалансировки колес.
60-80 км/ч
Вибрация автомобиля при движении в таком скоростном диапазоне может означать, что возникли вопросы с тормозной системой. О ней свидетельствует характерный звук. Разбалансировка вращающихся элементов мотора – маховика, шкивов, вентилятора и т. д – также способна привести к неприятному эффекту. В списке потенциально возможных проблем также числятся шины, протектор которых на разных колесах изнашивается с разной степенью интенсивности. Наконец, элементарное засорение топливного фильтра, как и недостаток трансмиссионного масла в автоматической коробке передач, также становятся причиной колебаний.
80-100 км/ч
В вибрационные процессы при езде с такой скоростью начинают вносить свой вклад детали подвески. Причем для появления проблемы достаточно незначительного износа, в том числе шаровых опор.
Нужно отметить, что в этом списке указаны наиболее вероятные причины вибрации автомобиля при движении. Однако есть и другие. Например, разность давления в шинах, слегка погнутый диск и т. д. Кроме того, относительно невысокая скорость передвижения дает водителю в случае возникновения нештатной ситуации вовремя затормозить или свернуть на обочину.
И совсем другое дело – езда на крейсерской скорости 100-120 км, которую практикуют многие водители на загородных трассах. Здесь потенциальных причин для колебаний куда больше, да и возникают они более часто. Поэтому такой скоростной режим многие профессионалы выделяют в отдельную категорию.
Изучение новой темы
Проблема загрязнения окружающей среды слишком сложна и многогранна. Сегодня мы ограничимся ее небольшой частью и познакомимся с одним из видов загрязнителей окружающей среды.
Прослушав отрывок из повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», определите, о каком загрязнении пойдет речь.
1 ученик.
«Туристу, а особо столичному, что надо? Природа ему нужна. По ней он среди асфальта, многоэтажек своих бетонных с осени тосковать начинает, потому что отрезан он от землицы камнем. А камень, он не просто душу холодит, он трясет ее без передыху, потому как не способен камень грохот уличный угасить. Это тебе не дерево — теплое да многотерпеливое. И грохот тот городской, шарахаясь от камней да бетона, мечется по улицам и переулкам, проползает в квартиры и мотает беззащитное человеческое сердце. И уже нет этому сердцу покоя ни днем, ни ночью, и только во сне видит оно росные зори и прозрачные закаты. И мечтает душа человеческая о покое».
О чем идет речь в этом отрывке?
В средствах массовой информации шуму обычно уделяется мало внимания, и многие не считают его загрязнителем атмосферы. Но на самом ли деле это так?
Так что же собой представляет звук?
2 ученикЗвуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду).
Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей – инфразвуком. А беспорядочное сочетание разных по силе и частоте звуков носит название шума. Иными словами, шум — громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
Наш век стал самым шумным. Трудно сейчас назвать область техники, производства и быта, где в звуковом спектре не присутствовал бы шум.
Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок.
Каково же влияние шумового воздействия на живые организмы?
3 ученик Шум — такой же медленный убийца, как химическое отравление.
Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные реакции. Шум от пролетающего реактивного самолета, например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел, разбивает открыто лежащие яйца птиц в гнездах. При воздействии интенсивных звуков коровы дают меньше молока, куры реже несутся, птицы начинают усиленно линять, задерживается прорастание семян и даже наступает разрушение растительных клеток. Не случайно, например, деревья в городе даже в «спальных» районах погибают раньше, чем в естественных условиях.
Международная комиссия по китобойному промыслу сообщает, что шум в океане, вызванный военными сонарами, а также аппаратурой, применяемой в нефтегазовой отрасли — серьезная угроза для китов.
Количество выбросившихся на берег животных могут не давать подлинного представления о размерах ущерба, считают эксперты комиссии на ее годовом собрании, проходящем в Италии.
Они говорят, что для поддержания численности китов на нормальном уровне, необходимо создавать в океанах зоны, свободные от шумового воздействия человека.
Итак, мы можем выделить следующие последствия влияния шумов на человека (презентация):
- Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8–12 лет.
- Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдают неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.
- Достаточно сильный шум уже через минуту может вызвать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией.
- Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка — профессиональное заболевание.
- Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.
- Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.
- Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови).
Шум и вибрация
Каждый день человек сталкивается с различными шумовыми эффектами: вибрация мобильного телефона, звуки музыки, шум проезжающей машины. Значение и влияние шумов и вибрации на здоровье человека различно.
Шум — беспорядочное сочетание разных по силе и частоте звуков; способен оказывать неблагоприятное действие на организм. Источником шума является любой процесс, вызывающий местное изменение давления либо механические колебания в жестких, водянистых либо газообразных средах. Источниками шума могут быть насосы, пневматические и электрические инструменты, молоты, молотилки, станки, центрифуги, бункеры и остальные установки, имеющие передвигающиеся детали. Не считая того, что возросло развитие городского транспорта, соответственно возросла интенсивность шума и в быту.
Вибрация — это малые механические колебания, возникающие в упругих телах под воздействием переменных сил.
Когда нужно измерять вибрацию
Ознакомьтесь также с этими статьями
-
Интересные факты появления самовара
-
Виды мебельных петель и их назначение
-
Столешницы из натурального каменного шпона – стоит ли брать?
-
Интернет магазин Магдек — качественные товары для сна недорого с доставкой в любой город
В нашей стране существуют определенные нормативы, устанавливающие предельно допустимые уровни вибрации. Обычно эти нормативы регламентируют вибрации в жилых помещениях, в транспорте, на рабочем месте. Результаты измерения вибрации обязательно передаются в суд, если возникают какие-либо конфликты, связанные с несоблюдением этих регламентов.
Итак, вибрацию измеряют в следующих случаях.
Во-первых, замеры вибрации необходимо проводить при проектировании зданий, находящихся вблизи оживленных городских улиц и железных дорог. Результаты этих измерений обязательно отражаются на проектах будущих зданий: например, в них добавляют материалы, снижающие уровни шума и вибрации внутри будущих помещений.
Во-вторых, измерения вибрации часто требуются частным клиентам, которые испытывают дискомфорт от работы каких-нибудь механизмов на улице или круглосуточной стройки за окном. Если полученные результаты превышают допустимый уровень, это служит поводом для обращения в суд. Также часто требуется измерить уровень вибрации какого-нибудь прибора, чтобы понять, насколько он может быть вреден для здоровья.
Помимо этого измерения вибрации могут помочь клиентам определить источник шума и возможные способы избавления от него.
В-третьих, уровень вибрации измеряется для экспертизы любого транспорта, например, при покупке автомобиля. Уровень вибрации может служить серьезным доводом за или против покупки какой-то определенной модели.
В четвертых, измерение уровня вибрации необходимо для проверки соответствия рабочего места нормам охраны труда. Если вибрация на рабочем месте превышает допустимый норматив, работник должен получать надбавку к заработной плате за вредные для здоровья условия труда.
Изменение структуры настоящего стандарта по отношению к ИСО 20643:2005
Указанное в
таблице Е.1 изменение структуры межгосударственного стандарта относительно
структуры примененного международного стандарта обусловлено приведением в
соответствие с требованиями ГОСТ
1.5-2001.
Таблица Е.1
Структура международного стандарта ИСО 20643:2005 |
Структура настоящего стандарта |
||
Разделы |
Подразделы |
Разделы |
Подразделы |
4 |
— |
||
5 |
4 |
||
6 |
6.1 |
5 |
5.1 |
6.2 |
5.2 |
||
6.3 |
5.3 |
||
6.4 |
|||
7 |
6 |
||
8 |
7 |
||
9 |
8 |
||
10 |
9 |
||
Примечание — Структурные элементы настоящего стандарта и |
Ключевые
слова: вибрация, локальная вибрация, ручные машины, машины с ручным
управлением, испытания, вибрационный параметр, заявление вибрационной
характеристики, испытательный код по вибрации
Что же такое вибрационная болезнь?
Из-за продолжительного воздействия вибрации (больше нескольких часов в день) повреждаются нервы, сосуды и суставы рук. Это приводит к тому, что человек чувствует онемение, покалывание в пальцах, такие ощущения мешают спать, пальцы часто мёрзнут и согревание сопровождается покраснением и болью, становится трудно брать мелкие предметы (например, переворачивать страницы, застёгивать пуговицы), руки не имеют прежней силы. Такие повреждения необратимы. У кого-то они возникают через несколько месяцев работы с вибрирующими инструментами, у кого-то — через несколько лет.
Преходящие покалывание и онемение — это ещё не вибрационная болезнь, но её предвестник, и нужно принимать меры. В первую очередь постараться сократить время работы с таким инструментом или пользоваться тем, у которого есть защита от передачи вибрации. Нужно делать 10-минутные перерывы после работы с инструментом в течение часа. Также лучше не использовать вибрирующие устройства там, где можно обойтись без них
Если у инструмента есть лезвие, важно, чтобы оно было острым: тогда вибрация будет воздействовать на ваши руки меньше времени. Помните: заботиться о вашем здоровье — прямая обязанность работодателя
Если вибрационная болезнь уже есть
Если вибрационная болезнь уже проявляет себя — пальцы белеют на холоде и при воздействии влаги — то лучше не провоцировать её приступы:
- Ручки инструментов не должны быть холодными, при низкой температуре нужно носить перчатки.
- Также необходимо бросить курить или хотя бы курить меньше: дело в том, что табак влияет на сосуды — они сужаются и кровоток в пальцах уменьшается, что только способствует их быстрому переохлаждению.
- В перерывах стоит массажировать и упражнять пальцы.
Иногда вибрационная болезнь сопровождается серьёзным риском развития тугоухости, так как вибрирующие инструменты обычно производят много шума. Признаки изменений слуха выявит медицинский осмотр у ЛОР-врача.
При работе вибрирующими инструментами может развиться синдром запястного канала: из-за ручного труда перенапрягаются мышцы, происходит постоянное негативное воздействие на запястный канал, он сужается и возникает сдавление срединного нерва. Это приводит к боли в большом, указательном и среднем пальцах.
Вибрационная болезнь ограничивает вашу работоспособность и качество жизни: у вас ухудшается сон и, соответственно, снижается концентрация внимания, ваши руки становятся слабее, вы не можете работать на холоде
Поэтому так важно поймать заболевание на раннем этапе, а для этого прислушиваться к своим ощущениям и проходить регулярный профосмотр по приказу 302н
Для записи на консультацию звоните по телефону +7 (495) 308-39-92.
Тест. Определение остроты слуха.
Острота слуха — это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.
Оборудование: механические часы, линейка.
Порядок работы:
1. Приближайте часы до тех пор, пока не услышите звук. Измерьте расстояние от уха до часов в сантиметрах.
2. Приложите часы плотно к уху и отводите от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Опять определите расстояние до часов.
3. Если данные совпадут, это будет приблизительно верное расстояние.
4. Если данные не совпадут, то для оценки расстояния слышимости нужно взять среднее арифметическое двух расстояний.
Оценка результатов теста:
Нормальным слухом будет такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10–15 см.
А ведь многих ребят мы видим в наушниках, которые слушают музыку разной громкости.
Представление функций частотной коррекции в аналитическом виде
А.1 Параметры передаточных функций
Параметры передаточных функций фильтров, используемых для формирования функции
частотной коррекции, приведены в таблицах А.1 и А.2.
Таблица А.1 — Параметры передаточных функций
для основных видов частотной коррекции
Вид частотной коррекции |
Полосовая |
Переходная |
Ступенчатая |
||||||
f1, |
f2, |
f3, |
f4, |
Q4 |
f5, Гц |
Q5 |
f6, Гц |
Q6 |
|
Wk |
0,4 |
100 |
12,5 |
12,5 |
0,63 |
2,37 |
0,91 |
3,35 |
0,91 |
Wd |
0,4 |
100 |
2,0 |
2,0 |
0,63 |
¥ |
— |
¥ |
— |
Wf |
0,08 |
0,63 |
00 |
0,25 |
0,86 |
0,0625 |
0,80 |
0,10 |
0,80 |
Таблица А.2 — Параметры передаточных функций для дополнительных
видов частотной коррекции
Вид частотной коррекции |
Полосовая |
Переходная |
Ступенчатая |
||||||
f1, |
f2, |
f3, |
f4, |
Q4 |
f5, Гц |
Q5 |
f6, Гц |
Q6 |
|
Wc |
0,4 |
100 |
8,0 |
8,0 |
0,63 |
¥ |
— |
¥ |
— |
We |
0,4 |
100 |
1,0 |
1,0 |
0,63 |
¥ |
— |
¥ |
— |
Wj |
0,4 |
100 |
¥ |
¥ |
— |
3,75 |
0,91 |
5,32 |
0,91 |
А.2 Аналитические выражения для передаточных функций
Частоты f1
— f6
и коэффициенты добротности Q4
– Q6
являются параметрами передаточных функций, определяющих общий вид частотной
коррекции (относительно виброускорения, рассматриваемого в качестве входной
величины). Данные передаточные функции являются произведениями нескольких
сомножителей, которые перечислены ниже.
Полосовая передаточная функция (двухполюсный фильтр Баттерворта, ):
Фильтр верхних частот:
(A.1)
где w1
= 2p
f1,
f1— частота перехода (точка пересечения двух асимптот).
Фильтр нижних частот:
(A.2)
где w2
= 2p
f2;
f2
— частота перехода.
Переходная передаточная функция (пропорциональная ускорению на
низких частотах и скорости на высоких частотах):
(A.3)
где w3
= 2p
f3;
w4
= 2p
f4;
Ступенчатая передаточная функция (ступенчато возрастающая со
скоростью приблизительно 6 дБ на октаву и пропорциональная первой производной
от ускорения):
(A.4)
где w5
= 2p
f5;
w6
= 2p
f6.
Произведение Hh(p) Hl(p) дает полосовую передаточную
функцию; эта функция одна и та же для всех видов частотной коррекции,
используемых в настоящем стандарте, за исключением Wf.
Произведение Ht(p) Hs(p) дает реальную весовую
передаточную функцию для различных условий применения.
Для функции частотной коррекции Wj: Ht(p) = 1;
для функций частотной коррекции Wc, Wdи We: Hs(p) = 1.
В таблицах это находит отражение как равенство соответствующих частот
бесконечности и отсутствие значений коэффициентов добротности.
Общая передаточная функция частотной коррекции является произведением
полосовой функции и весовой передаточной функции, т.е.
Hh(p) = Hh(p)Hl(p)Ht(p)Hs(p).
(A.5)
Как правило, вышеприведенные уравнения (в частотной области)
интерпретируют таким образом, что они описывают значения модуля и фазы
комплексных величин как функций от мнимой угловой частоты р = j2p f.
Примечание — Иногда вместо символа р используют символ s. При интерпретации указанных выражений во временной
области оператору р соответствует оператор дифференцирования , что позволяет реализовать вышеприведенные фильтры в
цифровой форме, заменяя на отношение
приращений и выбирая приращение
времени Dtдостаточно малым. Оператор р можно
интерпретировать также как независимую переменную в преобразовании Лапласа.
Функции частотной коррекции, изображенные на рисунках и , показывают
зависимость модуля |Н| от частоты fв логарифмическом масштабе по обеим
осям.