Материалы
Процесс звукоизоляции своими руками любого автомобиля требует следующих материалов:
- Бимаст Бомб либо же Бимаст Супер (возможны любые аналоги других производителей) применяются для покрытия виброизоляцией с обеих сторон моторного щитка
- БиМаст — материал из новой серии лучших поглощающих вибрации материалов, которые основываются на битумной плюс мастичной композициях
- Материал БиМаст сочетает в себе набор лучших качеств традиционных материалов, плюс имеет и ряд существенных преимуществ
- К обработке материалом БиМаст (Бимаст Бомб) рекомендуются такие зоны в машине — полы в салоне и багажнике, щиток (под торпедо) со стороны салона
Характеристики Бимаста
- Стандартная толщина материала 4,2миллиметра
- Его удельный вес 6,0кг/м2
- Обладает коэффициентом механических потерь 0, 40единицы
- Предназначен для аудио подготовки любого автомобиля
- Дает максимальный эффект повышения жесткости
- При монтаже, требует применения промышленного (строительного) фена
- Значительный (ощутимый) эффект достигается после обработки более 50 процентов площади
Сплен либо Акцент
Много споров вызывает шумоизоляция приора в вопросе применения таких материалов как Сплен и Акцент:
- Сплэн – идет на покрытие капота, он виброотражатель плюс служит дополнительным слоем теплоизоляции моторного отсека
- Акцент – звукопоглотитель, звук снижает (поглощает) лучше сплена, но теплоизоляцией не обладает
- На металл (подготовленную поверхность) первым слоем нужно клеить виброизоляционные материалы
- Это могут быть Вибропласт Gold, либо Бимаст Bomb
- Второй слой идет материал поглощающий звук
- Остановимся подробнее на этом моменте
- Сразу скажем, что акцент и сплен это материалы разных типов
- Сплен – больше теплоизолятор, имеющий звукоотражающие свойства (он отражает звук) для шумоизоляции больше годятся звукопоглощающие материалы
- Однако очень низкая цена сплена привела к тому, что он применяется и активно используется в шумоизоляции автомобилей даже на станциях высшего уровня
- Акцент – это звукопоглотитель, поглощает и уничтожает шумы средней частоты
- Поэтому при сравнении сплена с акцентом как шумопоглотителей, Акцент будет намного эффективнее, чем утепляющий Сплен, и проверка с оборачиванием мобильного телефона в материал это обман
- «Как же так» — часто возмущаются бывалые специалисты, — «Всегда шумили спленом, и нормально!»
- Раньше такого ассортимента различных материалов не было
- Сначала был Изолон, который пришел в автомобильную из строительной области (см.Строительная шумоизоляция для авто имеет место быть), который подходил для шумоизоляции автомобилей
- После повального увлечения Спленом, спустя 10лет не хотят замечать более современные, и разумеется более эффективные поглотители звука, например Акцент или Битопласт
Шумоизоляция двигателя автомобиля
Как уже было сказано, что касается бюджетных автомобилей и представителей среднего класса, штатной защиты от проникновения посторонних шумов в салон зачастую оказывается недостаточно. На практике владелец такого авто при движении, особенно на высокой скорости, отчетливо слышит характерное «шуршание» шин по дорожному покрытию. Также явно прослушиваются удары мелких камней в области колесных арок и т.п.
При этом если машина эксплуатируется в городе на малых скоростях, тогда описанные выше шумы досаждают не особенно. Однако этого не скажешь о ДВС. Как правило, кроме вибраций после 3-4 тыс. об/мин в салоне многих авто отчетливо различим еще и звук работающего на повышенных оборотах двигателя, причем такой звук зачастую не самый приятный и вызывает акустический дискомфорт.
Итак, для сведения таких шумов к минимуму необходима дополнительная изоляция моторного отсека. Данную операцию можно проводить как в комплексе, то есть в рамках полной шумоизоляции автомобиля, так и отдельно. Главной задачей является качественный монтаж соответствующих шумо и вибороизоляционных материалов в области моторного щита. В результате удается уменьшить или убрать шум двигателя автомобиля.
При этом необходимо соблюдать определенную технологию при нанесении указанных материалов. Как правило, используются два основных материала: вибропоглотитель и шумоизоляция. Данные материалы монтируют на перегородку между моторным отсеком и салоном. Еще в ряде случаев изолируется внутренняя поверхность капота. Добавим, что сегодня также практикуется монтаж изоляции на защиту двигателя, что также снижает общий уровень шумов.
Источники звука
Как известно, воспринимаемые в салоне автомобиля шумы могут быть двух видов:
- первичные, провоцируемые автономными источниками. К таковым, помимо проезжающих мимо автомобилей, завихрений набегающего воздуха, в первую очередь относятся мотор и элементы трансмиссии;
- вторичные. Звуковые волны, исходящие от источников шума, проходят через материалы, изолирующие салон автомобиля: металлические части кузова (моторный щит, «туннель», колесную арку и т. д.), компоненты управления автомобилем, а также пластиковые элементы отделочных и приборной панели. Все они резонируют, создавая структурный шум. Это способствует не только передаче первичных шумов, но и провоцирует собственные вибрационные колебания (более всего в местах соединения перечисленных деталей).
Именно поэтому шумоизоляция моторного отсека – едва не первый пункт, с которого начинается качественная звукоизоляция автомобиля. Разумеется, сам двигатель или трансмиссию обклеить шумоизоляционными материалами мы не можем. Обработке подвергаются:
- моторный щит с внутренней и внешней стороны (перегородка, разделяющая салон авто и подкапотное отделение);
- внутренняя полость приборной панели;
- капот;
- салонная часть колесных арок, боковые панели;
- «туннель», вблизи которого проходит выхлопная система, а на авто с задним или полным приводом еще и карданная передача.
Чем обесшумить
Шумоизоляция двигателя автомобиля осуществляется тремя классами материалов.
-
Вибродемпфирующие – составы на основе битума и вспененного каучука. Имеет вязкоупругую структуру и служит для превращения механических колебаний в тепловую энергию. На практике плотное прилегание материала позволяет гасить резонансные колебания металлических и пластиковых элементов. Вибропоглатитель формирует базовый слой. Наиболее эффективен при изоляции тонкостенных металлических поверхностей (до 3 мм).
- Звукоизолирующие – материал с закрытоячеистой структурой Отражает не только звуковые, но и тепловые волны.
- Шумопоглатители – волокнистый либо пористый материал, в котором большое количество сообщенных между собой полостей (в некоторых моделях с плотным изолирующим слоем с лицевой стороны). Открытоячеистая структура задерживает и рассеивает шум.
Выбор
Как выбрать лучший материал? Эффективность шумоизолирующих составов характеризуется коэффициентом звукопоглощения (КЗТ). Виброизоляция оценивается еще степенью механических потерь (КМП) и динамическим модулем упругости. Все уважающие себя производители маркируют модели своих шумоизолирующих составов КЗТ. Нам остается лишь доверять при выборе шумоизоляции для двигателя автомобиля.
Среди производителей можно порекомендовать:
- STP и Шумoff, которые являются признанными лидерами на отечественном рынке;
- Vikar;
- Noisebuster;
- SGM.
Откуда шум
Сначала вам нужно осмотреть мотор (послушать работу) чтобы понять, откуда появляется повышенный шум:
Наиболее часто источниками лишнего шума служат цепи либо их натяжители (если в двигателе они есть)
Громко шумит изношенный насос топлива
Двигатель может шуметь от некачественного топлива
Проверьте так же целостность подушек двигателя
Послушайте и проверьте состояние коробки передач
Стоит обратить внимание на множество других элементов мотора, которые косвенно могут вносить дополнительную лепту в общий шум
Среди них отдельной темы заслуживает выхлопная труба (и вся система) автомобиля, а конкретно прогоревшие глушители либо прямоточники
Зачем мы по вашему так много времени уделяем техническому состоянию вашего автомобиля?
Все потому, что не устранив источники дополнительного шума последующая возня с шумоизоляцией автомобиля будет просто бессмысленной
Главным путем для распространения шума от мотора являются щели, громкий выхлоп, возникающая вибрация, возникшая неравномерность в работе цилиндров, неисправность топливного насоса
При осмотре моторного отсека, следует обратить внимание на щели (отверстия), дырки, ведущие в салон
Особенно проверьте штатные заглушки и втулки
Потому, что их обычно забывают вставлять на место, когда устанавливают усилители либо протягивают провода для сирены сигнализации
Закрываем капот и сильно дергаем завесы капота (возле лобового стекла), люфт при этом должен отсутствовать
Не стоит пренебрегать этой простой проверкой
Мы часто встречаем такую неприятность даже на свежих машинах уровня BMW
Когда на слух что-то сверчит , подобный шум часто принимают за «убитый» амортизатор
После этого внимательно стоит осмотреть арки передних колес, с целью обнаружения отверстий в арках колеса
Наверняка вы обнаружите их
Через такие отверстия, например, могут выходить тормозные шланги
После этого пройдите к передним дверям машины, затем откройте дверь, проверьте зазор между стойкой и самой дверью
В щель видна ли вам ниша арки(см.Шумоизоляция арок автомобиля разными материалами)?
После этого внимательно осматривается уплотнительная резинка на всех дверях и по всей её длине
Имеется в виду та резинка, которой должна герметизироваться дверца при закрытии
Проверяется она очень просто
Если ваша резинка имеет следы от прижима по всей поверхности, тогда все в порядке, однако…
Наиболее часто встречается ситуация, когда в одном месте хороший прижим есть, а вот в другом его нет
Для проверки советуем вам взять лист бумаги, и засунуть его в щель, затем закрыть дверь
Потяните за лист, если бумагу вы смогли вытащить, это значит, что герметизации нет
Надеюсь теперь вам понятно, что шумоизоляция моторного отсека со стороны двигателя начинается после тщательного осмотра автомобиля и устранения источников повышенного шума и нарушений герметизации
Какие методы борьбы с шумом в автомобиле существуют?
Можно выделить несколько основных методов, которые используют современные производители. Они сильно отличаются от методов, применяемых владельцами машин в собственных гаражах, а также от методов звукоизоляции в профессиональных станциях обслуживания. Можно выделить активные и пассивные, а также конструктивные варианты устранения шумов в автомобиле. Сегодня мы рассмотрим все варианты, но для начала разберемся с тем, что именно мы понимаем под этими вариантами.
- Конструктивные методы. Речь идет о конструктивной доработке машины. Это может быть установка некоторых деталей с более дорогих комплектаций, а также использование специальных материалов для дополнительной изоляции. К конструктивным методам также относится установка различных дополнительных аксессуаров, которые призваны снизить шум.
- Активные варианты. В этом случае звук будет чем-то подавляться. К примеру, это может быть мощная акустическая система, которая позволит перекрыть шум от других элементов автомобиля.
- Пассивные методы. К пассивным методам можно отнести практически все известные эффективные методы борьбы с посторонними звуками в автомобиле. В частности, вы можете приобрести и монтировать звукоизоляционные материалы, виброзащиту и прочие средства, которые в комплексе дадут положительный результат с точки зрения комфорта эксплуатации автомобиля.
Используйте активные и конструктивные методы, которые могут порадовать результатам. В частности, вы сможете с большим удовольствием разгоняться до комфортной скорости в вашем автомобиле. Исследуйте особенности звука и посоветуйтесь с мастером, которому доверяете. К примеру, вы можете обнаружить, что шумит на самом деле вышедший из строя ступичный подшипник. В таком случае разумным решением будет не накладывать два слоя изоляции на колесную арку, а просто заменит вышедший из строя подшипник на новый. Так вы получите снижение шума и улучшение свойств поездки на автомобиле.
Сколько стоит полная шумоизоляция автомобиля
Если ориентироваться на самые распространенные в мире деньги, то можно смело заявить, что средняя стоимость полноценной шумоизоляции автомобиля не меняется много лет. Складывается она из двух составляющих:
- Стоимость материалов.
- Стоимость работы.
Если вы решились делать полную шумоизоляцию автомобиля своими руками, то сами материалы обойдутся вам, в среднем, около сотни баксов. Это если у вас стандартный легковой автомобиль в кузове седан. Соответственно, если у вас купе или хетчбэк, то, возможно, немного дешевле. На универсал и микроавтобусы на подобие Vito от Mercedes-Benz уйдет немного больше. Кроме того, если вы будете делать все сами, то вам, возможно, придется прикупить кое-какой инструмент, если его не окажется в вашем гараже.
Если же вы решили полностью довериться профессионалам, то стоимость их работы, как правило, равна стоимости материалов. То есть, обойдется все это дело около двухсот долларов. Преимущество здесь в том, что вам не надо покупать инструмент, который в будущем вам не пригодится. Но самое главное – это сэкономленное время, поскольку без опыта выполнить полную шумоизоляцию автомобиля быстро не получится никак.
Полная шумоизоляция автомобиля по шагам
Если вы внимательно прочитали все, что было написано выше, то в подробной инструкции вы уже практически не нуждаетесь. Вы понимаете, как работает полная шумоизоляция, из чего она состоит, какими материалами реализуется, и где именно. Поэтому детально расписывать каждый шаг смысла особого нету. Тем более, что технологически полная шумоизоляция автомобиля от шага к шагу очень похожа между собой.
В частности, надо помнить о следующих общих нюансах:
- все металлические поверхности обязательно обезжириваются;
- на голый металл клеится только виброизоляция;
- шумоизоляция клеится только поверх виброизоляции;
- виброизоляция тщательно прикатывается;
- ребра жесткости и другие участки, к которым прикатать качественно не получится, лучше пропустить;
- допускается нанесение виброизоляции внахлест;
- вибро- шумоизоляционные материалы не нужно стремиться наклеить как можно большим куском;
- между пластиковыми деталями в процессе обратной сборки проклеивается материал типа «антискрип».
Алгоритм работы следующий:
Крыша. Применяется обычный виброизоляционный материал, поверх которого клеится шумоизоляция средней толщины. Ребра жесткости, идущие поперек крыши, пропускаются
Если машина с люком, обратите внимание на то, чтобы наклеенные материалы не мешали работе механизмов.
Моторный щит. Слой виброизоляции + шумоизоляция
Эта часть кузова автомобиля, как правило, имеет сложную форму, что вынуждает использовать небольшие отрезки виброизоляции. В большинстве случаев совместно с моторным щитом за один шаг отделывается и часть пола, которая находится под ногами водителя и переднего пассажира.
Пол. Аналогично – виброизоляция + шумоизоляция. Как правило, для шумоизоляции пола применяются самые толстые материалы, поскольку обратную сборку это не усложняет.
Багажный отсек. Здесь очень желательно применять жесткую виброизоляцию, о которой говорилось выше. Поверх идет классических два слоя – обычная виброизоляция, затем шумоизоляция. На крышке багажного отсека клеится только виброизоляция. Многие используют шумоизоляцию и здесь, но необходимости в этом нет.
Двери. Один из самых сложных шагов. Дверь автомобиля условно делится на три поверхности – внутренняя сторона наружной филенки, внешняя сторона внутренней филенки и карта. Так вот. На первую поверхность клеится небольшими кусками виброизоляционный материал (некоторые клеят поверх и шумку, но особого эффекта от этого нету). На внешней стороне внутренней филенки клеится виброизоляция, причем, технологические отверстия пропускаются. Далее идет слой шумоизоляции, которым закрывается все, что можно
На этом этапе важно убедиться, что не нарушилась работа замков и стеклоподъемников. Дверные карты оклеиваются изнутри не толстым слоем виброизоляции
Многие допускают ошибку, применяя на этом этапе шумоизоляцию. Однако практика показала, что виброизоляция здесь работает лучше.
Передняя панель. Внутренние поверхности торпедо отделываются виброизоляцией. При сборке все соприкасающиеся детали оклеиваются полосами материала типа «антискрип».
Капот. Аналогично, как в багажном отсеке – клеится только виброизоляция. Ребра жесткости оставляются, как есть.
Если колесные арки были оставлены на потом, то к ним приступают уже после полной обратной сборки салона. Технология здесь простая. Снимаются поочередно все колеса и подкрылки, на подготовленный металл наклеивается и тщательно прикатывается виброизоляционный материал, после чего все возвращается в исходное состояние. Шумоизоляция, как правило, на колесных арках не применяется, так как это может затруднить обратную сборку.