Правила работы в лаборатории

VX


VX, как называют Venomous Agent X («отравляющий агент X»), это химическое вещество, которому не нашли применения за пределами химического оружия. Разработанное английской исследовательской военной станцией в Портоне, это вещество без запаха, без вкуса смертельно даже в объеме 10 миллиграммов. Британское правительство торговало информацией о VX с американским в обмен на процесс создания термоядерного оружия. VX с легкостью впитывается в кожу. Кроме того, он не сразу распадается в окружающей среде, поэтому атака с применением VX приведет к долгосрочным последствиям. Одежды, которую носили во время воздействия вещества, будет достаточно, чтобы отравить любого, вступившего с ней в контакт. Воздействие VX мгновенно убивает, вызывая судороги и паралич. Смерть наступает в процессе отказа дыхательной системы.

Наиболее опасный путь поступления в организм

Пути поступления токсинов распределяются на:

  • ингаляционный путь;
  • через еду, жидкость;
  • через кожу, слизистые покровы.

Попадание яда ингаляционным способом провоцирует поступление токсикологического элемента через бронхи в легкие, затем с кровью разносится по организму. Поражается нервная система. Через аэрозольные составы реакция организма наступает в 20 раз быстрее, чем при пероральном попадании.

На втором месте по опасности стоят вещества, проникающие через еду, жидкость. В желудке токсины всасываются медленно. Симптомы интоксикации проявляются через 2-3 часа. Если яд попал через пищу, процесс замедляется. Вывод: пищевая интоксикация несет меньшую опасность, чем попадание химикатов сквозь дыхательные органы.

При попадании токсина через кожные покровы, ему необходимо пройти защиту. Сквозь кожу попадают элементы, что быстро разрушают слои кожи. Такие факторы как потливость, загар, уменьшают уровень защиты. Токсин проникает сразу в кровоток. Рана — идеальный вариант поступления яда в организм.

Интоксикация организма зависит от дозы ядовитого соединения и пути прохождения.

Оказание первой помощи при поражении ОХВ

Оказать первую помощь в таких случаях должен человек, находящийся в непосредственной близости от пострадавшего. При этом, необходимо понимать, что от слаженности и быстроты действий зависит жизнь человека, поэтому времени на переживания и панику не остается.

Меры оказания первой помощи при поражении опасными химическими веществами включают в себя:

  1. Вывести пострадавшего на свежий воздух. При этом необходимо позаботиться и о собственной безопасности. Перед тем как войти в зараженное помещение, необходимо трезво оценить обстановку, и, если в сложившейся ситуации опасность может грозить и вашей жизни, нужно предоставить спасательные работы профессионалом и не подвергать себя риску. Если же вы можете вывести пострадавшего человека на воздух без особых рисков для собственного здоровья, наденьте противогаз или респиратор и приступайте к спасению.
  2. Необходимо в срочном порядке вызвать МЧС и скорую помощь, предварительно сообщив о том что произошло и назвав примерное количество пострадавших людей.
  3. В случае, если пострадавший оказался в сознании, необходимо напоить его чистой водой или сладким чаем. Попытаться успокоить человека, обмыть лицо прохладной водой.
  4. Если химикаты попали на кожу или слизистые оболочки, нужно промывать область поражения проточной водой не менее пятнадцати минут.
  5. Дать пострадавшему адсорбирующие вещества, способствующие снятию интоксикации, облегчению при диарее и тошноте.
  6. Если пострадавший находится без сознания, необходимо уложить его на ровную поверхность и обеспечить доступ кислорода, повернув голову набок. Чтобы улучшить мозговое кровообращение и работу сердца нужно приподнять пострадавшему ноги. При отсутствии пульса или дыхания необходимо провести сердечно-легочную реанимацию.

При прибытии скорой помощи, бригада медиков осуществляет первую медицинскую помощь, проявляющуюся в:

  • применении кислородной маски;
  • нормализации сердечно-сосудистой и дыхательной системы при помощи медикаментозных средств;
  • введении инфузионных растворов, снимающих интоксикацию;
  • обработке и промывании кожных покровов, непосредственно участвовавших в контакте с химикатами;
  • проведении симптоматической терапии;
  • проведении сердечно-легочной реанимации при клинической смерти.

После этих действий пострадавшего доставляют в реанимацию или токсикологическое отделение для дальнейшего лечения.

Диметилртуть


Две капли диметилртути — и всё. В 1996 году Карен Веттерхан исследовала эффекты воздействия тяжелых металлов на организмы. Тяжелые металлы в своей металлической форме довольно плохо взаимодействуют с живыми организмами. Хотя это и не рекомендуется, вполне можно опустить руку в жидкую ртуть и успешно ее вынуть.

Поэтому чтобы ввести ртуть в ДНК, Веттерхан использовала диметилртуть, атом ртути с двумя присоединенными органическими группами. В процессе работы Веттерхан уронила каплю, может две, на свою латексную перчатку. Через шесть месяцев она умерла.

Веттерхан была опытным профессором и приняла все рекомендуемые меры предосторожности. Но диметилртуть просочилась через перчатки менее чем за пять секунд, а через кожу — менее чем за пятнадцать

Химическое вещество не оставило никаких явных следов и Веттерхан заметила побочные эффекты лишь несколько месяцев спустя, когда было уже слишком поздно лечиться.

Как обеспечить безопасные условия труда?

Для обеспечения химической безопасности на рабочем месте информация о свойствах и опасностях химических веществ должна быть доступна и понятна работникам.

Достаточное информирование об опасности требует разработки и распространения следующей информации:

  • Производители и импортеры химических веществ должны оценивать опасность производимых или импортируемых ими химических веществ и готовить этикетки и паспорта безопасности для передачи информации об опасности своим клиентам;
  • Все работодатели, имеющие на своих рабочих местах опасные химические вещества, должны иметь этикетки и паспорта безопасности для своих подвергающихся воздействию работников и обучать их надлежащему обращению с химическими веществами.
  • Обучение работников должно также включать в себя информацию об опасностях, связанных с химическими веществами в их рабочей зоне, и о мерах, которые должны быть приняты для их защиты.

Информация о химических агентах необходима для того, чтобы работники служб экстренного реагирования и сотрудники предприятия могли надлежащим образом планировать риски, связанные с возможными химическими авариями.

Триоксид серы

Триоксид серы — это прекурсор серной кислоты, необходимый также для некоторых реакций сульфирования. Если бы триоксид серы не был полезен, ни один здравомыслящий ученый не держал бы его при себе. Триоксид серы чрезвычайно едкий, когда вступает в контакт с органической материей.

Взаимодействуя с водой (которая составляет большую часть нашего тела), он создает серную кислоту с выделением тепла. Даже если он не попал непосредственно на вашу плоть, даже рядом находиться будет весьма опасно. Пары серной кислоты делают плохое с легкими. Проливание триоксида серы на органический материал вроде бумаги или дерева порождает токсичный огонь.

Классификация вредных веществ

Число химикатов увеличивается с каждым годом и сейчас достигает 7 млн. Из них 60 тысяч широко применяются в промышленности и быту. Они различны по агрегатному состоянию, по характеру и интенсивности влияния на здоровье человека. Применяются 3 классификации.

Советуем почитать: Что относится к сооружениям механической и биологической очистки сточных вод?

По степени токсичности (классы опасности)

ГОСТ 12.1.007.-76 разделяет вредные элементы и соединения на 4 группы по интенсивности разрушительного воздействия на организм человека:

  • 1 – чрезвычайно опасные (цианид калия, натрия, циановодород, хлорокись фосфора, фтороводород, ртуть, плутоний, полоний, озон, оксид свинца, бензапирен, винилхлорид);
  • 2 – высоко опасные (гидроксид натрия, свинец, нитриты, стирол, сурьма, мышьяк, фенол, сероводород, хлороформ, фтор, соляная и серная кислоты, формальдегиды);
  • 3 – умеренно опасные (бензин, азотная кислота, соединения марганца, алюминия, меди, никеля, серебра);
  • 4 – малоопасные (керосин, этанол, аммиак, метан).

Веществу присваивается класс опасности в зависимости от принятых норм. Учитываются:

  • предельно допустимая концентрация;
  • летальная доза при попадании в желудок, на кожу, в органы дыхания;
  • территория острого и хронического отравления.


Классификация химических веществ по классу опасности

По воздействию на организм

Выделяют 6 групп ядов по проявлению отравляющего действия.

  1. Общетоксические химические вещества. Поражают весь организм или системы органов (ЦНС, кроветворную систему и др). Такое действие оказывают углеводороды, спирты, анилин, сероводород, синильная кислота и ее соли, соли ртути, хлорированные углеводороды, оксид углерода и др.
  2. Раздражающие химические вещества. Воздействуют на слизистые, органы дыхания и зрения, кожу. Вызывают кратковременную потерю дееспособности или смерть, если поражены жизненно важные органы. Используются армиями, силовыми структурами, для личной самообороны. Этот хлор, аммиак, сероводород, соединения мышьяка, фосген и др.
  3. Сенсибилизирующие химические вещества. Вызывают реакцию, сходную с аллергической. Провоцирует астму, кожные заболевания. Такой эффект вызывают формальдегид, растворители, лаки и др.
  4. Канцерогенные химические вещества. Свободные радикалы вызывают образование раковых опухолей. Имеют накопительный характер воздействия. К ним относятся асбест, никель, бериллий, бензапирен.
  5. Мутагенные химические вещества. Влияя на половые клетки, изменяют генетическую информацию. Проявляется на потомстве. Это свинец, марганец, ртуть, радиоактивные вещества и др.
  6. Вещества, влияющие на репродуктивную функцию. Вызывают врожденные аномалии развития у зародыша, нарушают внутриутробное и послеродовое развитие потомства. К ним относятся ртуть, свинец, радиоактивные изотопы, стирол, аммиак, борная кислота.

По агрегатному состоянию

Вредные вещества имеют различные агрегатные состояния: твёрдое, жидкое и газообразное. Ещё образуются смешанные частицы – аэрозоли, содержащие пыль и пар.

Советуем почитать: Тепловое загрязнение окружающей среды: источники и последствия

Большое значение имеет дисперсность аэрозолей. Большие частицы (10мкм) быстрее оседают на поверхности и наносят меньше вреда. Мелкие частицы (менее 0,25 мкм) проходят через бронхи и оседают в лёгких

Общие положения техники безопасности на уроках химии

Химия – предмет, который предполагает изучение и работу с химическими веществами. Во время урока, при работе учащихся могут иметь место вредные и опасные факторы:

  • отравление химическими веществами;
  • получение химических ожогов агрессивными веществами;
  • травмирования осколками стекла;
  • травмирования в результате взрыва или самовозгорания химических веществ, при нарушении условий их хранения.

Поэтому на уроках химии учащимся, прежде всего, нужно усвоить «химическую практику» и правила безопасного обращения с химическими веществами. Это означает, что:

  • учащиеся обязаны знать свойства веществ, с которыми они работают и безопасные приемы обращения с ними;
  • выполнять требования безопасности при обращении со стеклянной посудой и ампулами;
  • знать правила обезвреживания и уничтожения вредных веществ;
  • выполнять только порученную учителем работу;
  • выполнять правила эксплуатации используемого оборудования;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • содержать рабочее место в чистоте;
  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • знать и соблюдать требования пожарной безопасности и уметь пользоваться средствами пожаротушения;
  • немедленно извещать учителя о любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни людей (учеников), об инциденте или ухудшении состояния своего здоровья;
  • уметь оказывать первую (доврачебную) помощь при несчастных случаях (отравлении, термическом и химическом ожогах).

В кабинете химии должны быть в наличии:

  • аптечка, содержащая медикаменты для оказания первой медицинской помощи;
  • раствор для нейтрализации токсичных веществ, применяемых в работе;
  • средства индивидуальной защиты;
  • средства пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком).

Тара, в которой хранятся химические вещества должна иметь четкие надписи.

В кабинете химии ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • выполнение работ, не связанных с заданием или во внеурочное время;
  • хранение химических веществ в таре, не имеющей надписи;
  • совместное хранение в непосредственной близости друг к другу веществ, которые могут вызвать в результате химического взаимодействия пожар или взрыв;
  • хранение химических веществ в количествах, превышающих суточную норму;
  • применение химической посуды для личного пользования;
  • бегать и прыгать;
  • принимать пищу.

Перед уроком кабинет химии нужно обязательно проветривать. Во избежание несчастных случаев, учащимся следует внимательно ознакомиться с правилами техники безопасности в кабинете химии и строго соблюдать их выполнение.

Диоксидифторид


Диоксидифторид — это страшное химическое вещество, имеющее также чарующее название FOOF, поскольку к двум атомам фтора крепятся два атома кислорода. В 1962 году химик А. Г. Штренг опубликовал работу под названием «Химические свойства диоксидифторида». И хотя это название не кажется пугающим, эксперименты Штренга определенно таковыми были. FOOF изготавливается при очень низкой температуре, поскольку распадается при температуре кипения около -57 градусов по Цельсию. Во время своих экспериментов Штренг обнаружил, что FOOF взрывается, вступая в действие с органическими соединениями, даже при температуре -183 градуса Цельсия. Взаимодействуя с хлором, FOOF сильно взрывается, а контакт с платиной приводит к такому же эффекту.

Короче, в разделе результатов в работе Штренга было множество слов «вспышка», «искра», «взрыв», «сильно» и «огонь» в разных комбинациях. Не забывайте, что все это происходило при температурах, при которых большинство химических веществ по сути инертны.

Обзор самых опасных отравляющих веществ

Химическое оружие, созданное на основе отравляющих веществ (ОВ), активно применялось в период Первой мировой войны. Массовое использование боевых отравляющих веществ (БОВ) официально прекращено с 1997 года, хотя негласно исследования в этой области продолжаются. Данные о новых разработках находятся под контролем спецслужб и редко становятся общедоступными. Среди ОВ, получивших огласку, наиболее опасными признаны препараты из следующего списка:

VX, Ви-Экс, Ви-Икс, V-газ Группа химических соединений с нервно-паралитическими (нейротоксическими) свойствами. Долгое время считалась наиболее токсичной из всех БОВ, изобретённых человеком. Внешне ви-газ напоминает густую, маслянистую, прозрачную жидкость с высокой степенью летучести. Вдыхание газа вызывает смерть уже спустя четверть часа, при контакте яда с кожей его действие замедляется вплоть до нескольких часов. При распространении на окружающей территории сохраняется на протяжении 1–2 недель. Наиболее известный случай применения связан с убийством брата Ким Чен Ына, правителя КНДР, в 2020 году.
Хлор Одно из первых БОВ, применённых во время Первой мировой войны. Представляет собой пульмонотоксичный газ, при попадании в лёгкие вызывает сильный ожог тканей и удушье. При этом он является важным биогенным элементом, обнаружен в составе всех живых организмов на планете. Наиболее известный случай применения – битва при Ипре в 1915 году, начало массового использования химоружия (иприта) в ходе боевых действий.
Зарин Прозрачная жидкость с нервно-паралитическими свойствами, легко растворяющаяся в воде. На территории способен сохраняться до 4-х часов после распространения. При среднесмертельной концентрации приводит к летальному исходу через минуту после вдыхания или контакта с кожей. Зарин был использован в ходе террористической атаки в токийском метро в 1994 году, а также во время боевой операции в Сирии (2013 год).
Зоман Прозрачная жидкость с нервно-паралитическими свойствами, имеет запах яблок или свежескошенного сена. Более токсичный (в 2.5 раза) и более стойкий аналог зарина. Широко известных случаев применения официально не было.
Циклозарин Нервно-паралитическое БОВ, в 4 раза токсичнее зарина. Представляет собой жидкость без цвета со сладковатым запахом, напоминающим аромат персиков. Разрешён к производству, хранению и использованию в исследовательских, но не в военных целях.
Фосген Токсичный удушливый газ со специфическим запахом, напоминающим аромат прелого сена. Относится к категории удушающих БОВ, спустя четверть часа летальная концентрация приводит к отёку лёгких и смерти. Чрезвычайно опасен, но только при контакте с органами дыхания. Фосген широко использовался в ходе проведения боевых операций в начале прошлого века.
Адамсит Жёлтый порошок, получил применение в виде аэрозолей во время Первой мировой войны. Оказывает влияние только на дыхательные пути, приводит к их сильному раздражению и удушью. Высокая концентрация этого вещества приводит к смерти спустя минуту после контакта.
Синильная кислота Крайне летучая ядовитая жидкость с запахом горького миндаля. Вызывает гипоксию тканей внутренних органов, приводит к смерти спустя четверть часа. Применялась в 1916 году на реке Сомме, нацистами в концентрационных лагерях, а также в тюрьмах США при исполнении приговоров смертной казни вплоть до 1999 года.
Новичок Относится к химическому оружию третьего поколения, состоит из относительно безвредных компонентов, или прекурсоров. При их соединении образуются боевые отравляющие вещества с высокой степенью токсичности. По некоторым данным, во время действовавшей в СССР программы Фолиант отравляющее вещество с бинарными свойствами было разработано группой исследователей, однако точные данные о нём относятся к государственной тайне. Новичок получил известность в 1995 году при отравлении российского банкира Ивана Кивелиди (яд был нанесен на телефонную трубку), а в 2020 году фигурировал в деле Скрипалей.
Полоний-210 Чрезвычайно токсичное, канцерогенное и радиотоксичное вещество. В 4 трлн раз токсичнее, чем синильная кислота. Воздействует на печень, почки, селезёнку, костный мозг, а при тактильном контакте приводит к лучевому поражению кожи и всех внутренних органов. В качестве химического оружия не используется, однако получил известность при отравлении подполковника российской госбезопасности Александра Литвиненко в 2006 году.

Как происходит лечение при отравлении опасными химикатами

Терапия обязательно проводится исключительно в стационаре. Длительность лечения зависит от тяжести заболевания и состояния больного. Такая терапия включает в себя:

  • подключение пациента к кислороду;
  • введение антидотов;
  • проведение гемодиализа;
  • постановку капельниц;
  • введение медикаментов внутримышечно или внутривенно;
  • обработку кожных покровов при химических ожогах, при сильных поражениях больших площадей кожи больному осуществляют ее пересадку в состоянии медикаментозной комы;
  • проведение ингаляций с увлажняющими и заживляющими препаратами.

В случаях тяжелых отравлений могут возникнуть осложнения, требующие оперативного вмешательства. К ним относят: внутренние кровотечения, развитие острого панкреатита и другие.

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии

К ядовитым веществам относятся:

1. Вещества, раздражающие слизистые оболочки и действующие на кожные покровы: щелочи, кислота, газообразный аммиак, оксиды азота, оксиды серы (VI) и (IV).

2. Вещества, которые воздействуют на нервную систему, например, аммиак, сероводород, бензол и др.

3. Вещества, поражающие кровь и органы: оксид углерода (II), соединения свинца и др.

К горючим веществам относятся бензин, ацетон, метиловый и этиловый спирты, толуол и др.

К едким веществам относятся концентрированные кислоты и щелочи, концентрированные растворы некоторых солей и др.

При работе с горючими, едкими и токсичными веществами необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

1. Категорически запрещается сливать в раковину легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, концентрированные растворы кислот и щелочей. Их необходимо собирать в специальные герметические сосуды.

2. Работу с кислотами, твердыми щелочами, едкими и токсичными веществами проводить только в защитных очках и перчатках. При растворении твердых щелочей в воде необходимо добавлять щелочь небольшими порциями в воду, избегая перегревания раствора. Разбавление кислот или щелочей необходимо производить в жаростойкой посуде.

3. Кислота в воду или вода в кислоту? При разбавлении концентрированных кислот и щелочей необходимо небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот. Растворение кислот и щелочей в воде сопровождается выделением большого количества теплоты. Небольшая порция воды может нагреться при добавлении в кислоту, смесь закипит и может попасть на лицо или руки. Поэтому необходимо добавлять небольшое количество кислоты в большое количество воды. 

4. При разливе легковоспламеняющейся или горючей жидкости необходимо отключить все электроприборы и погасить газовые горелки. Место разлива засыпают песком, который затем удаляют с помощью лопатки. Запрещено использовать металлические совки, т.к. они могут дать искру и вызвать пожар.

5. Кислоту, пролитую на пол, нейтрализуют содой, а щелочь нейтрализуют борной кислотой. Для удаления нейтрализованных жидкостей также используют песок. Нейтрализацию и уборку концентрированных кислот необходимо проводить в противогазе.

6. При ожоге кислотой необходимо немедленно промыть пораженное место большим количеством воды. После чего промыть место поражения двухпроцентным раствором соды.

7. При ожоге щелочью необходимо длительное промывание пораженного места под струей воды, затем однопроцентным раствором борной кислоты или уксусной кислоты.

8. При ожоге глаз кислотой или щелочью необходимо немедленно промыть глаза водой длительное время.

9. Работы с токсичными, легковоспламеняющимися или горючими веществами необходимо проводить строго под включенной вытяжкой.

10. Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости запрещено нагревать на открытом пламени. 

11. Запрещено сливать горючие, едкие и токсичные вещества в канализацию. Для их утилизации и слива используют специальные емкости.

12.  Работа с плавиковой кислотой требует особой осторожности и проводится обязательно в вытяжном шкафу. Хранить плавиковую кислоту необходимо в полиэтиленовой таре (угадайте, почему)

13. Щелочные и щелочноземельные металлы необходимо хранить в сосуде, не пропускающем ультрафиолет, под слоем керосина или другого инертного по отношению к этим металлам вещества

При работе с этими металлами необходимо соблюдать осторожность, избегать контакта этих металлов с водой. Запрещается трогать щелочные или щелочноземельные металлы руками

Небольшие остатки таких металлов запрещается выкидывать в канализацию или мусорное ведро. Их необходимо «погасить» этанолом или другим веществом (но не водой!).

При работе со средствами бытовой химии также необходимо соблюдать определенные правила:

1. В обязательном порядке пользуйтесь перчатками при работе с агрессивными средствами бытовой химии. Если вы работаете с хлорсодержащими препаратами, рекомендуется надеть специальные защитные очки из пластика.

2. Не забывайте тщательно удалять остатки чистящих или моющих средств после каждой уборки. Многие порошки состоят из мелких частиц, которые оставаться на поверхностях и вещах. При испарении такие химикаты выделяют ряд вредных веществ.

3. Хранить средства бытовой химии следует в герметично закрытых ёмкостях вдали от источников тепла и прямого солнечного света.

4. Все средства бытовой химии следует применять только по прямому назначению, строго соблюдая инструкции и рекомендации по их использованию.

Техника безопасности на уроке химии для учащихся

Техника безопасности на уроке химии для учащихся включает следующие требования:

  1. Перед уроком химии:
    • В класс следует заходить спокойно.
    • Приготовить свое рабочее место до начала урока, достав лишь необходимые предметы для занятия.
    • Если обнаружен мусор или продукты питания, их следует немедленно выбросить.
    • Категорически запрещается принимать пищу в кабинете химии.
    • Со звонком нужно занять свое рабочее место и настроиться на работу с учителем.
    • Обо всех обнаруженных недостатках сообщить учителю и до их устранения не приступать к работе.
  2. Во время урока химии:
    • Следует соблюдать тишину.
    • Внимательно слушать учителя и выполнять его требования.
    • Не отвлекаться на посторонние предметы и одноклассников.
    • Работу выполнять только по заданию учителя.
    • При работе с химическими веществами, не нужно торопиться, делать резких движений.
    • Химические реактивы следует использовать строго в требуемом количестве.
    • Следует соблюдать последовательность добавления или смешения реагентов.
    • Категорически запрещается пробовать химические вещества на вкус и определять запах.
    • Работать надо стараться аккуратно, не рассыпая и не проливая реактивы на рабочее место.
    • Работать рекомендуется в средствах индивидуальной защиты: халате и резиновых перчатках.
    • При попадании химического соединения на кожу, нужно сразу и обильно промыть место попадания струей холодной воды.
    • При проливе кислоты или щелочи на стол или пол, следует засыпать песком, а потом нейтрализовать.
    • Запрещается приносить на урок химии собственные химические вещества, а также уносить имеющиеся реактивы и лабораторную посуду из класса.
    • При возникших вопросах, нужно обязательно обратиться к преподавателю, а не пытаться самостоятельно решить проблему.
  3. После урока химии:
    • По окончании работы с химическими веществами, нужно сдать все реактивы и химическую посуду преподавателю.
    • Снять и убрать, если в таковых работали, средства защиты.
    • Вымыть руки.
    • Привести рабочее место в порядок, убрав личные предметы и протерев поверхность стола.
    • Выбросить мусор и ветошь.
    • Проветрить кабинет химии до начала следующего урока.
    • Спокойно покинуть класс.
    • ЗАПРЕЩАЕТСЯ выливать отработанные кислоты и щелочи в канализацию.

КАТЕГОРИИ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Категория помещения Характеристика веществ и материалов, находящихся (обращающихся) в помещении
А взрывопожароопасная

Горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28°C в таком количестве, что могут
образовывать взрывоопасные парогазовоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное
давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа.

Вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или
друг с другом в таком количестве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5 кПа

Бвзрывопожароопасная

Горючие пыли и волокна, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки более 28°C, горючие жидкости в
таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспламенении
которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа

В1 — В4<*>пожароопасные Горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и
материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они имеются в наличии или обращаются, не
относятся к категориям А или Б
Г Негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленномсостоянии, процесс обработки которых сопровождается
выделением лучистого тепла, искр и пламени; горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива
Д Негорючие вещества и материалы в холодном состоянии

———————————

<*> Разделение помещений на категории В1 — В4 регламентируется положениями, изложенными в НПБ 105-95.

Приложение 3

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомастер Гидрикофф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: