Виды и содержание ИОТ водителя
Хотя в основе ИОТ любого водителя будет лежать типовая инструкция, правила безопасности будут разниться в зависимости от вида автотранспорта и груза, который перевозится — инструкции, которые получат водитель легкового автомобиля и водитель мусоровоза, будут очень разными.
Можно выделить три основных вида ИОТ:
- для легковых автомобилей;
- для грузовых автомобилей;
- для ТС специального назначения.
Первая часть инструкции, выдвигающая общие требования по технике безопасности, может совпадать для различных видов транспорта.
- Водитель АТ должен быть старше 18 лет.
- Не иметь противопоказаний по состоянию здоровья.
- Он обязан пройти все требуемые инструктажи (вводный, первичный на рабочем месте, повторный (1 раз в три месяца), внеплановый, инструктаж по электро- и пожарной безопасности). График прохождения инструктирования составляется работодателем, а их прохождение фиксируется в специальном журнале.
- Водителю необходимо пройти стажировку на рабочем месте (длительность стажировки определяется руководителем).
- Он должен регулярно проходить медицинские осмотры: 1 раз в два года проводится плановый осмотр, также проводится психиатрическое освидетельствование.
Инструкция также оговаривает использование защитных средств.
В следующих разделах инструкции указываются действия водителя по подготовке автомобиля, проверке его готовности к выполнению маршрута (прописаны действия в случае обнаружения неисправности, правила обращения с разными видами топлива и тд); действия во время работы, после ее окончания (обязательно проводится проверка автомобиля вместе с механиком, составляется список неисправностей). Также указываются требования по ОТ в чрезвычайных ситуациях. При возникновении внештатной ситуации водителю необходимо сообщить о ней непосредственному руководителю, прекратить выполнение работ, оповестить чрезвычайные службы (в случае необходимости), оказать первую медицинскую помощь пострадавшим (в ТС всегда должна быть аптечка со средствами первой помощи. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 697н от 08.09.2009 регламентирует состав и порядок использования аптечки).
Трудовой кодекс
Глава 51 Трудового кодекса содержит статьи 328-330, которые регламентируют особенности труда работников транспорта:
- При приеме на работу. Если она связана непосредственно с движением транспорта, обязателен медосмотр и профессиональный отбор (обучение) сотрудников.
- Работа, связанная с управлением ТС или их движением, исключает совместительство и выполнение при этом аналогичных функций.
- Особенности рабочего времени, труда, отдыха работников транспорта устанавливает соответствующий федеральный исполнительный орган. Разработанные документы не должны противоречить ТК РФ, ухудшать положение работников, по сравнению с его нормами. Запрещается принятие таких документов без учета мнения профсоюза.
Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. Водитель, причастный к дорожно-транспортному происшествию, обязан:
-немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия, включить аварийную световую сигнализацию или выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь), не перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к происшествию
-принять возможные меры для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим, вызвать скорую помощь по тел. 112, а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном транспорте или отвести на своем автомобиле в ближайшее лечебное учреждение, сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства и возвратиться к месту происшествия
-сообщить о случившемся в полицию по телефону, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия работников полиции
-принять меры к сохранению следов происшествия, ограждению их и организации объезда места происшествия
-если движение других транспортных средств невозможно, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение транспортного средства и относящихся к происшествию предметов и следов
-немедленно сообщить работодателю о происшедшем несчастном случае, а также в любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был.
4.2. При замыкании электропроводки автомобиля немедленно отключить аккумуляторную батарею во избежания возгорания.
4.3. При тушении пожара на автомобиле пользоваться огнетушителем, песком, кошмой. Тушить ГСМ водой запрещается.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПИТАНИЮ ВОДИТЕЛЯ
1. Суточная потребность водителей в пище должна определяться на основе данных, приведенных в таблице.
Таблица
ЭНЕРГОЗАТРАТЫ И СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ В БЕЛКАХ, ЖИРАХ И УГЛЕВОДАХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА И ВОЗРАСТА
Пол | Возраст, лет | Энергозатраты | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | |
ккал | мДж | |||||
Муж. | 18 — 39 | 3000 | 12,55 | 97 | 100 | 428 |
40 — 60 | 2800 | 11,71 | 89 | 92 | 391 | |
Жен. | 19 — 39 | 2550 | 10,66 | 83 | 85 | 353 |
40 — 55 | 2350 | 9,83 | 76 | 78 | 334 |
2. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно выражаться как 13:30:57% суточной энергетической ценности пищи. Количество белков животного происхождения в рационах должно составлять не менее 55% от общего потребления, а содержание растительных масел — 25 — 30% суточной потребности в жирах. Потребление сахара не должно превышать 70 — 80 г в сутки, при этом за счет полисахаридов необходимо обеспечить 70 — 80% общего количества углеводов. Оптимальное соотношение кальция, фосфора и магния равно 1:(1,5 — 2,0):0,6.
3. Суточная калорийность должна распределяться по отдельным приемам пищи в зависимости от смены:
а) дневная смена — ранний завтрак перед работой (15 — 20%), обед на работе (30 -35%), полдник после работы (20 — 25%), ужин (20 — 25%);
б) вечерняя смена — поздний завтрак после работы (10 — 25%), поздний обед дома (30 — 35%), ужин дома (20 — 25%), прием пищи на работе (15 — 20%);
в) ночная смена — прием пищи (из трех блюд) в первую половину смены, энергоемкость пищи 700 — 800 ккал.
Приложение 3
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Проверить исправность спецодежды, спецобуви и других СИЗ на отсутствие внешних повреждений, надеть исправные СИЗ, соответствующие выполняемой работе, застегнуться, не допуская свободно свисающих концов, обувь застегнуть либо зашнуровать, надеть головной убор. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений. 2.2. Не закалывать спецодежду булавками, иголками, не держать в карманах острые и бьющиеся предметы. 2.3. Получить задание на выполнение работ и инструктаж у непосредственного руководителя по безопасному проведению необходимых видов работ и условиям их проведения. 2.4. Определить регламент времени пребывания на холоде и времени, необходимого на обогрев, применительно к данным метеоусловиям, физической активности, теплоизоляции СИЗ. 2.5. Определить продолжительность однократного за рабочую смену пребывания на холоде. 2.6. Произвести необходимую сборку оборудования, правильно установить и надежно закрепить съемные детали и механизмы. Надежно установить (закрепить) передвижное (переносное) оборудование и инвентарь. 2.7. Работы следует проводить только при наличии исправных контрольно-измерительных приборов, защитных ограждений, блокировок, технологической оснастки и инструмента. 2.8. Проверить внешним осмотром: — наличие свободных проходов; — достаточность освещенности рабочей поверхности; — отсутствие свисающих и оголенных концов электропроводки; — надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств оборудования; — наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов); — наличие, исправность, правильную установку и надежное крепление ограждения движущихся частей оборудования; — отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг применяемого оборудования; — исправность применяемого инвентаря, приспособлений и инструмента; — наличие заземления металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением; — наличие и исправность поверенных средств и приборов измерений. — состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, скользкости). 2.9. Все опасные для людей зоны перед проведением работ должны быть обозначены знаками безопасности, предупредительными надписями и плакатами. 2.10. Не допускается самовольное проведение работ, а также расширение рабочего места и объема задания. 2.11. Рабочий должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности предстоящей работы выполнены. 2.12. При выявленных недостатках и нарушениях сообщить руководителю и приступать к работе после их устранения.
Как накажут компанию, если не соблюдать новый режим труда и отдыха водителей
Отвечать за неисполнение нового приказа будет не только работодатель, но и сам водитель. Административная ответственность водителей, работодателей и ответственных должностных лиц за нарушение режима труда и отдыха предусмотрена статьей 11.23 Кодекса об административной ответственности.
К ответственным должностным лицам относятся: руководитель организации, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, а также ответственный за техническое состояние транспортного средства и диспетчер.
Нарушение | Санкция | Кто оплачивает штраф |
Управление транспортным средством без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха | Штраф на водителя в размере от 3000 до 5000 рублей | Сам водитель, если он был должным образом ознакомлен с локальным нормативным актом, устанавливающим режим труда и отдыха |
Несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха | Штраф:
· на водителя в размере от 1500 до 2000 рублей; · на должностных лиц от 7000 до 10 000 рублей; · на ИП от 15 000 до 20 000 рублей; · на юридическое лицо от 20 000 до 50 000 рублей |
Водителя оштрафуют только если в организации разработан и утвержден режим труда и отдыха.
В остальных случаях ответственность будет нести только работодатель |
Обратите внимание! Работодателю запрещено оплачивать штрафы вместо водителя. Водитель в данном случае является гражданином, и должен выплачивать административный штраф лично, со своих счетов
Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должно оплатить лицо, привлеченное к административной ответственности в срок не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Если работодатель компании может каким-либо образом, как правило, из прибыли, возместить работнику его потери, то для бюджетных организаций подобное действие является нецелевым использованием, и ни один главный бухгалтер не пропустит такое нарушение.
Что изменилось в правилах охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта: сравнительный анализ основных изменений
Изменение № 1. Установили периодичность инструктажей и обучения по охране труда
Работники, выполняющие работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца, а также не реже одного раза в двенадцать месяцев — проверку знаний требований охраны труда. Перечни профессий работников и видов работ, к выполнению которых предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждают локальным нормативным актом работодателя и могут дополнять или изменять в зависимости от условий осуществляемых производственных процессов.
Изменение № 2. Установили требования по применению оценки уровня профессиональных рисков
Чтобы контролировать безопасное производство работ, работодатель должен обеспечить наличие в компании приборов, устройств, оборудования и (или) комплекса (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, а также разработать план дополнительных мер безопасности по профилактике травматизма.
Изменение № 4. Разрешили вести документооборот в области охраны труда в электронном виде
Работодатель при наличии финансовых возможностей может организовать документооборот с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника. Поэтому, если работодатель придет к выводу, что наряд-допуск нужно оформлять в электронном формате, необходимо получить такие подписи для всех участников процесса, и указать такую возможность в своих локальных нормативных актах.
Изменение № 6. Исключили формулировки об обеспечении работников СИЗ и других гарантий
В правилах нет упоминаний об обеспечении работников СИЗ и смывающими кремами, санитарно-бытовыми помещениями и аптечками, а также о проведении расследования несчастных случаев и оказанию медицинской помощи. Регуляторная гильотина в действии – нет дублированию требований из других НПА.
Изменение № 7. Подробнее описали выполнение работ с повышенной опасностью по наряду-допуску
В новых правилах конкретизировали выполнение работ с повышенной опасностью по нарядам-допускам: четко прописали содержание наряда-допуска, оформление перечня работ с повышенной опасностью. В документе прописана возможность оформления единого наряда-допуска на производство совместных работ.
Изменение № 9. Установили требования к стоянкам и гаражам
Новые правила устанавливают, что помещения для стоянки и хранения транспортных средств оборудуются вентиляционными системами в случае соответствия оборудования помещения вентиляционными системами требованиям строительных норм и правил, санитарных норм проектирования организаций, государственных стандартов и межотраслевых правил по охране труда. Также новыми правилами введено требование по работе с пролитым на землю топливом (засыпка, удаление, вывоз).
Изменение № 10. Ввели рекомендуемый образец наряда-допуска
В правилах приведен образец такого документа на производство работ с повышенной опасностью. Раньше никакого образца не было.
Образец наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью