Как установить ремень безопасности
Установить пояс безопасности своими руками можно, но для этого требуется обладать все же элементарными навыками механика.
Что потребуется
Обычно этот вопрос встает, когда речь идет о задних сидениях — на передних такой проблемы нет, ведь ремни там установлены на заводе-изготовителе.
Для этого потребуется набор инструментов:
- Ключи;
- Набор отверток;
- Крепления;
- Инерционные ремни в нужном количестве;
- Крепежные составляющие.
Пошаговые действия
Вся процедура для стандартного седана состоит из следующих этапов:
- Открывают багажник машины.
- Находят заводское отверстие в кузове сбоку, расширяют резьбой на 10.
- Вставляют болт, надежно закрепляют гайкой, а с внутренней стороны (из кабины) — фиксируют шайбой.
- На болт устанавливают катушку ремня и фиксируют ее на двух гайках — внутренней и внешней.
- В технологическое отверстие сверху катушки пропускают ремень. Он должен свободно проходить в отверстие.
- После этого в задней полке делают специальный прорез, чтобы он не зажимал пояс.
После того, как все будет закончено, проверяют правильность выполнения работы. Для этого слегка тянут пояс, проверяют, как он идет — в идеале, он должен подаваться без особых усилий, при этом не перекручиваться. После этого вставляют язычок в крепеж и проверяют его работу на рывке -он должен остаться в застегнутом состоянии, а расстегиваться только посредством нажатия на кнопку в замке.
Возможные проблемы и нюансы
Итак, судя по инструкции, все предельно просто. Однако прежде чем приступить к сверлению и монтажу, следует внимательно осмотреть техпаспорт и документацию на машину.
Есть у этого вопроса и юридическая сторона. Дело в том, что по закону нельзя самовольно изменять конструкцию автомобиля и не регистрировать эти изменения. А на дорогах России еще немало авто, где задние ремни вообще не предусмотрены. И запрет на установку продиктован не прихотью законодателей, а соображениями безопасности — ведь ремни могут ослабить составляющие кузова, на которых держатся.
Также если стоит вопрос о замене ремней, необходимо устанавливать именно такие, которые предусмотрел автоконцерн. Например, нельзя устанавливать четырехточечные пояса вместо трехточечных.
Без ремня безопасности подушка безопасности не спасает
Некоторые люди почему-то считают, что, если в автомобиле есть подушка безопасности, то можно не использовать ремень безопасности. Между тем, это очень вредное заблуждение.
Поскольку в момент аварии каждая секунда на счету, эйрбэг наделен способностью выстреливать из руля, торпедо, двери или сиденья со скоростью почти 300 км/ч. А теперь представьте, что произойдет с головой и позвоночником человека, не пристегнутого ремнем безопасности, если он также с большой скоростью инерции двинется навстречу этой подушке! Не останавливаемый ремнем, человек головой крайне резко и с невероятной силой врежется в подушку. Минимум это приведет к тяжелейшей черепно-мозговой травме, в худшем – разорвет шейные позвонки.
Так что, без применения ремня безопасности, подушка безопасности не только не спасет, а, напротив, нанесет непоправимый вред человеку.
Перевозка грудных деток
Запрет на перевозку грудничка на руках остался неизменным. Маленького ребенка необходимо перевозить в автолюльке, надежно крепящейся к заднему креслу ремнями. Ребенку удобно, позвоночник не будет деформирован. Но она занимает много места. В качестве альтернативы можно использовать автокресло. Спинка наклонена на 45 градусов, это исключает большую нагрузку. Эксперты выявили, что наиболее безопасное сиденье в машине – центральное заднее.
Бустер для детей в машину представляет собой жесткое сиденье с наличием опор. Правила перевозки на 2021 год гласят, что в нашей стране категорически запрещено использовать бустер и схожие ДУУ до 7 лет. Для детей постарше целесообразно выбирать бустер по ГОСТу. Чаще всего он используется в комплекте с главным ремнем, чтобы было легче застегнуть. Если ребенок невысокого роста, то ремень может сместиться на шею.
Если ребенку не исполнилось семи лет, его запрещено оставлять без присмотра в машине во время стоянки. Это не касается кратковременной остановки, не превышающей пять минут. Данный закон приняли 12 июля 2021 года. Нарушение влечет за собой наложение штрафных санкций согласно части 1 статьи 12.19 КоАП в сумме 500 рублей, и согласно части 5 этой статьи в Москве и Санкт-Петербурге выпишут штраф 2 500 рублей. В других областях он составит 500 рублей, либо шофер отделается простым предостережением.
Виды и строение ремней
Первоначально ремни были придуманы для авиации, а после их стали использовать и в автомобилестроении. Ремни прошли долгий путь «эволюции» от обычных поясных до тех, которые используются сейчас.
Виды:
- Двухточечные («поясные») – устаревшая конструкция, которая продолжает встречаться в старых моделях авто, в общественном транспорте и в самолетах. Ремень крепится только на талии.
- Трехточечные («диагонально-поясные») – современные стандартные ремни. Положительным моментом является распределение нагрузки равномерно по всему ремню.
- Четырехточечные ремни ставят на специальные авто, спортивные машины и внедорожники.
- Пятиточечные ремни используются в дорогостоящих авто и в конструкции детских сидений. Это не только два перпендикулярных ремня, но и еще один, проходящий между ног.
По принципу срабатывания:
- Статические – устаревший вариант, когда длина ленты регулируется вручную.
- Динамические – современный стандарт. Если плавно вытягивать лямку, то ее можно удлинить. Резкий рывок ее блокирует.
- Опережающие – на самых современных авто бортовой компьютер сам фиксирует ремни при возникновении опасности.
Производители авто продолжают усовершенствовать это защитное приспособление. Наверняка, в ближайшем будущем мы получим еще более комфортные и продуманные варианты.
Без ремня безопасности подушка безопасности не спасает
Некоторые люди почему-то считают, что, если в автомобиле есть подушка безопасности, то можно не использовать ремень безопасности. Между тем, это очень вредное заблуждение.
Поскольку в момент аварии каждая секунда на счету, эйрбэг наделен способностью выстреливать из руля, торпедо, двери или сиденья со скоростью почти 300 км/ч. А теперь представьте, что произойдет с головой и позвоночником человека, не пристегнутого ремнем безопасности, если он также с большой скоростью инерции двинется навстречу этой подушке! Не останавливаемый ремнем, человек головой крайне резко и с невероятной силой врежется в подушку. Минимум это приведет к тяжелейшей черепно-мозговой травме, в худшем – разорвет шейные позвонки.
Так что, без применения ремня безопасности, подушка безопасности не только не спасет, а, напротив, нанесет непоправимый вред человеку.
5 секунд между жизнью и смертью
Сегодня все эксперименты и жизненный опыт доказали – благодаря использованию ремня безопасности ежедневно в мире в страшнейших авариях остаются живы тысячи людей. Процесс пристегивания ремня занимает не более 5 секунд, но именно столько потраченного времени уйдет у вас на создание барьера между жизнью и смертью.
Информация МВД России (Госавтоинспекции — ГИБДД) от 26 мая 2020 г. «Адаптеры ремня безопасности не являются детскими удерживающими устройствами»
28 мая 2020
Адаптеры ремней безопасности, — так называемые «направляющие лямки», которые ранее позиционировались как детские удерживающие устройства и рекомендовались производителями и продавцами для использования при перевозке детей в салонах автомобилей, таковыми теперь не являются.
В настоящее время, в соответствии с поправками к Правилам ООН, устанавливающим требования к детским удерживающим устройствам, «направляющая лямка» рассматривается только как составной элемент детской удерживающей системы и не может официально утверждаться отдельно в качестве такой системы. Для российских органов по сертификации больше нет никаких оснований для оформления сертификатов соответствия таких адаптеров («направляющих лямок») в качестве детских удерживающих устройств.
Вместе с тем, в настоящее время в крупных торговых сетях, магазинах автозапчастей и на онлайн-площадках продолжается реализация такой продукции под видом детских удерживающих устройств. При этом производители и предприятия торговли, предлагая такие адаптеры и «направляющие лямки», рекламируют их как простое и удобное к применению детское удерживающее устройство, обеспечивающее безопасность ребенку-пассажиру и разрешенное к использованию Госавтоинспекцией. Все это вводит в заблуждение потребителей и представляет потенциальную угрозу жизни и здоровью детей — пассажиров транспортных средств.
В случае реализации «направляющих лямок» под видом детских удерживающих устройств нарушаются требования Закона «О защите прав потребителей», в том числе право на получение достоверной информации о товаре и право на безопасность товара. Указание в маркировке «направляющих лямок» наименования «детское удерживающее устройство» вводит потребителей в заблуждение относительно свойств данного товара и возможностей его применения.
Госавтоинспекция отмечает, что согласно проведенным испытаниям разного рода адаптеры ремней безопасности и «направляющие лямки» не обеспечивают в должной мере защиту ребенка в случае ДТП, поэтому родителям следует быть внимательными при выборе средств пассивной безопасности для ребенка-пассажира в возрасте до 12 лет. Взрослым участникам дорожного движения необходимо помнить, что перевозить ребенка в машине можно только с использованием детского удерживающего устройства, пристегнутым ремнями безопасности
При перевозке детей следует соблюдать особые меры предосторожности и ни в коем случае не допускать нарушений правил дорожного движения
Опасная инерция
Всем известно, что основной принцип работы автомобильного ремня безопасности – в его способности при ДТП удержать водителя/пассажира от удара о приборную доску и от вылета через лобовое стекло. То есть, автомобильный ремень безопасности является средством, воздействующим на инерцию движения тела человека, когда машина резко останавливается.
В нормальном состоянии в авто мы находимся в равновесии. При резком старте наше тело автоматически отклоняется назад, а при неожиданном торможении рывком движется вперед. Этот физический процесс называется инерцией. Определение такой инерции звучит, как свойство тела при отсутствии внешнего воздействия продолжать прямолинейно двигаться.
К примеру, люди, находящиеся в автомобиле, едущем со скоростью 80 км/ч, вместе с машиной движутся с той же скоростью. При резкой остановке авто, скорость машины падает, а вот скорость движения человека остается прежней, и тело по инерции продолжает двигаться вперед.
Конечно, на автомобиль и людей начинает действовать сила сопротивления воздуха и трения, которые уменьшают скорость, но мощность работающего двигателя частично компенсирует эту потерю энергии.
Если тело человека в этот момент механически ничего не останавливает, разгоняемое своей массой, оно начинает резко ударяться о части салона автомобиля или вылетает из него.
Вот как развиваются события, когда водитель на скорости 80 км/ч совершает наезд на неподвижное препятствие.
Период времени (в секундах) | Сила, воздействующая на автомобиль и человека, находящегося в нем |
0,026 – 0,039 | На линию передних сидений воздействует сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля |
0,044 – 0,05 | Водитель вместе с сиденьем движется вперед со скоростью 80 км/ч, и с огромной силой ударяется грудной клеткой о руль |
0,05 – 0,07 | Скорость авто снижается, на него и пассажиров действует сила, в 80 раз превышающая их собственный вес |
0,07 – 0,09 | Водитель и сидящий рядом с ним пассажир с силой в 9 тонн бьется о лобовое стекло |
0,1 – 0,2 | После чего они оба либо вылетают из автомобиля, либо резко отбрасываются назад, где сталкиваются с сидящими сзади не пристегнутыми пассажирами (если они есть в автомобиле) |
И все это происходит за 2 секунды.
Замедленная съемка этого видео демонстрирует, что происходит с человеком, который не пристегнут ремнем безопасности, в момент столкновения автомобиля с препятствием
Как видите, в момент аварии все силы физики действуют против людей, находящихся в машине. При ударе головой о лобовое стекло, вся мощь останавливающей силы сосредотачивается на одной из наиболее уязвимых частей человеческого тела.
В зависимости от условий аварии, стекло либо останавливает движение тела путем сАмого губительного воздействия на голову, либо разбивается, позволив человеку пролететь несколько метров и столкнуться с еще более опасной поверхностью – асфальта/дерева/столба/другого авто. При подобном вылете из автомобиля в трех случаях из четырех человек гибнет.
При этом, любому человеку, изучавшему физику в школе, известно – сила инерция зависит от массы тела. Чем легче объект, тем меньшее расстояние он преодолеет, движимый инерцией. А чем он тяжелее, тем большей инерции подвергнется. То есть, вес человека, попавшего в ДТП и не пристегнутого ремнем безопасности, оказывает прямое воздействие на силу получаемых им травм. И они часто в итоге оказываются несовместимыми с жизнью.
Замочная часть
На корпусе замка располагается кнопка, с помощью которой осуществляется втягивание штифта и происходит разъединение элементов.
Залог эффективной работы всей системы пассивной безопасности – правильно отрегулированное натяжение РБ. Ранее каждому водителю или пассажиру требовалось проводить регулировку лямок под комплекцию своего тела. Если водителю приходилось делать это достаточно редко, то пассажиром необходимо проводить регулировку постоянно.
С появлением в конструкции инерционных катушек вопрос с постоянными настройками длины ремня решился навсегда. Устройство ремня безопасности для автомобиля обеспечивало автоматическое натяжение ленты, чтобы пассажир или водитель могу удобно разместиться на сиденье.
Основной особенностью катушки является функция блокировка ремня, если попытаться резко вытягивать ленту из устройства. Механизм не позволит быстро размотать катушку, предотвращая смещение сидящего в сиденье по инерции при резкой остановке автомобиля.
Инерционная катушка выполняет 3 основных функции:
- обеспечивает необходимое натяжение ремня, подстраиваясь под комплекцию тела сидящего;
- автоматически собирает ремень после того, как он будет отстегнут;
- предотвращает непроизвольное смещение тела при резком торможении или остановке.
Мифы, ведущие к гибели
Очень распространен миф о том, что при наличии подушек безопасности нет необходимости использовать ремни. На самом деле в непристегнутом положении тело пассажира резко ударится о подушку, что приведет к травмам. Если же соблюдать технику безопасности, такого не произойдет. К тому же, в некоторых автомобилях подушки срабатывают, только если пассажир пристегнут.
Многие игнорируют защиту, потому что ремень якобы сковывает движения. Если задуматься о движениях, которые делает пассажир или водитель во время поездки можно понять, что их не очень много. Скованность можно почувствовать только в том случае, если нужно достать что-то с заднего сидения или переодеться, но этого ни в коем случае нельзя делать в момент движения автомобиля.
Некоторых водителей пугают мысли о том, что этот элемент безопасности может задушить или помешать эвакуации во время возгорания машины. На самом деле обе теории не имеют ничего общего с реальностью. Чтобы авто загорелось, должен произойти сильнейший удар. Если водитель и пассажиры будут не пристегнуты при таком столкновении, шансы на выживание будут очень маленькими, не говоря уже об эвакуации. Относительно удушья стоит напомнить о том, что положение ремня и кресла должно быть отрегулировано так, чтобы человеку было комфортно и ничего не мешало. В конце концов, он лежит на плече, а не обвивает шею.
Не нужно забывать о том, что при аварии под угрозой находятся и пассажиры, и водитель. Именно поэтому миф о том, что сидящим на заднем сидении не обязательно пристегиваться, абсолютно абсурден. При ударе о переднее сидение или дверь человек рискует получить очень серьезные травмы.
Большое удивление вызывает позиция людей, которые игнорируют ремень из-за того, что он может вымазать одежду или испортить меховое изделие.
Чтобы не пачкаться, нужно периодически чистить салон авто. Если не хочется постоянно поддерживать чистоту, можно купить специальные накладки, которые защитят и белые рубашки, и меховые шубы. В любом случае жизнь намного дороже любой одежды.
Виды ремней безопасности
- Двухточечные ремни безопасности (поясные) — наиболее устаревший вид. В основном их приспосабливают для оборудования задних кресел авто. Располагается такой ремень на талии, закрепляется справа налево. В использовании поясной ремень не очень удобен, имеет свои недостатки, также не дает полной гарантии того, что пассажир полностью защищен от неблагоприятных воздействий;
- Трехточечные ремни безопасности (диагонально-поясные). Это устройство очень популярно среди автомобильных производителей. Его основными характеристиками являются: оригинальное расположение в форме буквы V, засчет чего нагрузка распределяется равномерно по всему ободу. Трехточечный ремень является универсальным, поскольку подходит ко всем видам сидений, как на переднем ряду, так и на заднем;
- Четырехточечные ремни безопасности. Серийные автомобили используют данное устройство довольно редко. Этот вид ремней применяется в основном на специальном транспорте, спортивных машинах и внедорожниках.
- Пятиточечные ремни безопасности. Тип является узкоспециализированным средством пассивной безопасности. Оборудуют им, как правило, дорогостоящие сиденья в суперкарах или детские сиденья. В состав пятиточечного ремня входят: два поясных перпендикулярных ремня, которые «начинаются» от плеча человека, а также один дополнительный – он располагается между ногами.
Можно ли оспорить штраф, если его всё же выписали
Юристы уверяют, что сделать это можно и в любом случае следует попытаться. Самое главное — соблюсти 10-дневный срок с той даты, когда он был выписан инспектором ПДД. Период отсчета измеряется в календарных днях, а не в рабочих. Другое дело, что надо обладать вескими аргументами, которые помогут противостоять контролирующим инстанциям, чтобы надеяться выиграть исход дела.
Те, кто хочет поспорить в судебном порядке, могут полагаться на следующие моменты:
- конструкция автомобиля не предполагает оснащения ремнями безопасности задних посадочных мест;
- если инспектор ГИБДД выписал штраф за не пристегнутый ремень безопасности, и произошло это в тот момент, когда автомобиль находился на парковке без движения;
- если удастся убедить органы правопорядка и судью, что ремни пришли в негодность по техническим соображениям при движении, а в тот момент, когда выписывался штраф, нарушитель двигался на ближайшую станцию техобслуживания.
Таким образом, законодательство в сфере автомобильного движения транспорта не зря применяет такие методы воздействия и обязывает пристегиваться ремнями не только водителя, но и пассажиров. От этого напрямую зависит безопасность участников на дороге, а также существенно снижается риск получения травм, не совместимых с жизнью.
Ограничители
Гася ускорение, важно не допустить, чтобы хватка ремня не стала «мёртвой». Максимальное усилие, с которым ремень должен давить на грудь, живот и таз, не должно превышать 1500 Н (примерно 150 кг), иначе не избежать тяжелых травм
Поэтому при приближении к пиковой нагрузке срабатывает ограничитель усилия. Устроен он предельно просто: катушка с лентой посажена на торсион – стальной стрежень, который при определенном усилии на ремне начинает закручиваться и распускать ремень. Лямка, соответственно, удлиняется, нагрузка на грудную клетку человека снижается, при этом значение пикового замедления становится несколько ниже. Удар системой ремень-торсион гасится несколько мягче, нежели когда лента закреплена намертво. Шансы на выживание увеличиваются.
Инерционная катушка ремня с пиропреднатяжителем и ограничителем усилия. Красные метки на стержне наглядно показывают, как работает один из самых распространенных ограничителей усилия. Когда нагрузка на ленту превышает допустимое значение, торсион начинает закручиваться и ремень распускается |
При очень сильных ударах (например, при высоких встречных скоростях во время лобовых столкновений), ограничитель усилия способен настолько сильно «стравить» ремень, что водитель и пассажир даже через сработавшие подушки безопасности могут «достать» до руля и передней панели. Вспомните печальный пример с погибшими в Citroen С3 женщинами во время громкой аварии на Ленинском. Как говорится, у всего есть предел – и у человеческого организма, и у систем спасения.
На некоторых моделях ремни интегрированы в сиденья. Пользоваться ими удобнее – не надо тянуться и регулировать верхнюю точку крепления, чтобы лямка не давила на шею |
На дорогих кабриолетах и купе ремень водителю и переднему пассажиру протягивает специальное устройство |
Однако инженеры, кропотливо настраивая между собой элементы и системы безопасности (работу ремней, преднатяжителей, ограничителей усилия, скорость и силу раскрытия подушек безопасности, зону программируемой деформации кузова), проводят тысячи тестов, разбивают сотни и сотни автомобилей в поисках компромиссов, которые позволяют снизить последствия аварии в максимально широком диапазоне скоростей и ситуаций
Так что пристёгиваться – это жизненно важно. Подушки безопасности эффективны только в том случае, если вы будете пристёгнуты
Что в итоге…
Важно определиться для себя, что использование ремня безопасности это не условие злостных ПДД, которым только дай обременить несчастных автолюбителей. В первую очередь, это собственная защита от возможных повреждений, которые поджидают нас на каждом углу
Подушка безопасности не всегда способна защитить нас от повреждений, так как сила инерции при ударе может сместить тело пассажира от раскрытой подушки. Последствия от значительного перетягивания тела пассажира или водителя ничтожны в сравнении с уроном не пристёгнутому человеку.
Еще одним распространённым мнением является то, что некоторые утверждают о необязательности пристегиваться находясь на заднем ряду. Даже несмотря на защитную преграду в виде кресла спереди, у не пристёгнутого пассажира сзади остается большая вероятность вылететь через лобовое стекло или получить другие опасные для здоровья травмы.