Системы безопасности автомобиля. Часть 1. Ремень безопасности.
Добрый день, уважаемые читатели. Эта статья — первая статья из новой серии » Системы безопасности автомобиля «.
Конечно же всем вам известно, что безопасности автомобилей и, главным образом, пассажиров и водителя автомобиля, всегда уделялось особое внимание. За долгие годы существования автомобилей для защиты людей было разработано множество различных систем и средств, которые с каждым годом защищают все лучше и качественнее. Начнем рассмотрение систем безопасности автомобиля с ремней безопасности
Исторически ремни появились достаточно давно, и уже спасли множество жизней
Начнем рассмотрение систем безопасности автомобиля с ремней безопасности. Исторически ремни появились достаточно давно, и уже спасли множество жизней.
Почему нужно пристегиваться ремнями безопасности
Этого вопрос был рассмотрен в статье Ремень безопасности. Правила, поэтому повторно касаться его не будем.
Остановимся же мы на том, какие бывают ремни безопасности, чем они отличаются, какие ремни лучше, а какие — хуже.
Инерционные и неинерционные ремни безопасности
Если Вы не знаете, что такое инерционные и неинерционные ремни, то постараюсь объяснить.
Инерционные ремни в непристегнутом состоянии втягиваются специальным устройством, т.е. непристегнутый инерционный ремень автоматически возвращается на свое место. Чтобы пристегнуться инерционным ремнем, нужно вытянуть его и закрепить в замке для ремня. В настоящее время, да и уже достаточно давно, все автомобили оборудуются инерционными ремнями безопасности.
Неинерционные ремни автоматически в отстегнутом состоянии не убираются, а остаются лежать на сиденье.
Есть существенная разница в том, как правильно пристегнуться инерционным ремнем и неинерционным. Если инерционный ремень автоматически подстроит свою длину, и будет плотно удерживать человека сам, то для неинерционный ремня необходимо предварительно подобрать длину лямки. В пристегнутом состоянии длина должна быть такой, чтобы между лямкой и грудной клеткой помещалась Ваша ладонь. Не нужно ни слишком ослаблять ремень, ни слишком затягивать, так как это может привести к травмам. Если Вам вдруг придется пользоваться автомобилем с обычными ремнями, то обязательно настройте их длину под себя.
Двухточечные, трехточечные, многоточечные ремни безопасности.
Эта классификация ремней основана на том, сколькими точками ремень крепится к корпусу автомобиля.
Наиболее распространены трехточечные ремни — ремни, которые крепятся к корпусу автомобиля за плечом пассажира, с той же стороны — внизу и с другой стороны — с помощью замка. Такие ремни состоят из двух лямок — грудной и поясной. В большинстве случаев передние и задние боковые сиденья оборудованы трехточечными ремнями. А вот центральное заднее сиденье и в наши дни частенько оборудуется двухточечным ремнем, который представляет собой одну лямку, которая крепится с двух сторон от пассажира и проходит в районе пояса.
Очевидно, что чем больше точек крепления ремней к кузову автомобиля, тем лучше ремень удержит человека в экстренной ситуации. Поэтому кроме двухточечных и трехточечных существуют еще и многоточечные ремни. К сожалению, такие ремни устанавливают в основном на гоночные автомобили. А вот если Вам приходится выбирать, чем пристегнуться, то всегда выбирайте трехточечный ремень — с таким ремнем риск получить травмы гораздо ниже.
Как правильно пристегнуться ремнем безопасности
Начнем с того, что каждый ремень должен быть настроен соответствующим образом.
Для неинерционного ремня должна быть подобрана нужная длина (об этом говорилось выше).
Для всех ремней, если есть возможность настроить высоту ремня, то нужно непременно ей воспользоваться. Высоту нужно подобрать таким образом, чтобы ремень ни в коем случае не попадал на шею. Также ремень не должен быть и слишком низко, проходя по плечу человека. Нужно найти золотую середину.
Основные ошибки при пристегивании:
- неправильно отрегулирована длина неинерционного ремня
- неправильно отрегулирована высота ремня
- лямки ремня перекручены (должны быть распрямлены)
- поясная лямка проходит по животу (должна проходить ниже)
- ремень застегнут в чужой замок (пассажирский, а не водительский)
- ремень зацепился за сиденье
Удачи на дорогах. Надеюсь, что полезные свойства ремней безопасности Вам никогда не понадобятся.
pddmaster.ru
FAQ
Вопрос: Где продаются ленты?
Ответ: В онлайн магазине. Можно даже воспользоваться АлиЭкспресс. Как правило, оттуда ленты очень прочные, но по виду могут быть похуже, чем из официальных магазинов. Один метр хорошего цветного ремня обойдётся около 350 рублей.
Вопрос: А есть ли разница между товарами из онлайн магазинов и специализированных центров?
Ответ: По факту разницы нет, но здесь тот случай, когда лучше довериться официальным магазинам. Пускай шанс того, что из онлайн магазинов вам пришлют что-то некачественное, мал, но, если есть возможность, лучше обратиться в специализированный центр.
Вопрос: Стоит ли совершать замену на регулярной основе? Как масло, например.
Ответ: Разумеется, нужно проверять ремни безопасности, но не до фанатизма. Раз в несколько лет делайте осмотр, и, если проблемы, старайтесь их решить.
Следует ли заменить ремни безопасности после аварии?
Если во время аварии произошла детонация пиротехнических преднатяжителей, ремни необходимо заменить, так как их использование будет невозможно (они будут заблокированы). Во многих случаях замена ремней на новые покрывается за счет возмещения страховки. На рынке автомобильных услуг вы можете найти компании, где можно обновить ремни безопасности, заменить натяжители, сами ремни и т. д.
К сожалению, на многих автомобильных форумах вы можете найти информацию о том, что некоторые водители заменяют и разблокируют свои ремни безопасности после аварии. Это чрезвычайно опасно. Ремонт ремней и установка новых — задача только для профессионалов.
Ремни безопасности, возможно, также должны быть заменены в автомобиле, который участвовал в столкновении. Натяжители не могли взорваться, но механизм намотки был поврежден.
Также механические натяжители могут быть повреждены после столкновения или аварии из-за очень высокой нагрузки.
Конструкция и принцип работы ремня безопасности автомобиля
Ремни могут иметь несколько точек фиксации. Выделяют:
- двухточечные;
- трёхточечные;
- четырёхточечные;
- пятиточечные;
- шеститочечные.
Ключевая часть фиксатора прикрепляется к спинке, а первыми такую технологию разработали в компании Mercedes. На спорткарах используются ремни с четырьмя точками фиксации.
Нередко может произойти ситуация, когда он перестаёт работать корректным образом. Т.к. это важная часть пассивной безопасности, к ремонту нужно приступать своевременно, не откладывая этот процесс в долгий ящик.
Принцип работы ремня безопасности простой: при резком отклонении вперёд он фиксирует человека, а подушки не дают развиться серьёзным повреждениям.
Как разблокировать
Естественно, если ремень заклинил, лучше всего обратиться к профессионалам. Но, если у вас недостаточно средств, но есть много свободного времени, а также, если вы желаете научиться чему-то новому, можете выполнить эту операцию самостоятельно. Существует несколько вариантов, которыми мы с вами сейчас поделимся.
Пиропатрон со втулкой
Изначально необходимо снять весь механизм ремней безопасности. В большинстве случаев это не вызывает проблем. Хотя в определённых авто для демонтажа данного устройства придётся снять передние колеса.
Теперь ищем доступ к пиропатрону (именно он блокирует всю систему).
Имея механизм в руках, ищите пружинку. Аккуратно отвинтите все болты, чтобы её достать (иногда может вылететь).
Далее снимите ремень и не скручивая его – отложите в сторону.
После вы увидите оболочку пиропатрона, которую нужно снять с ремня (воспользуйтесь для этой цели ключом-звездочкой).
Следующий этап: нужно снять крышку устройства (может фиксироваться не только болтами, но и герметиком). Рекомендуем в таком случае воспользоваться канцелярским ножом.
Перед вами будет капроновая втулка с шестью медными обрезками (именно они блокируют ремень).
Эти кусочки нужно удалить. При этом втулку не трогайте.
Установите пиропатрон на место и закрутите это устройство в корпус механизма
Важно, перед установкой на место подкрутите ремень своими руками – нескольких кругов будет достаточно. Для чего это делать? После подобных манипуляций пружина немного ослабнет.
Установите пружину на её место и зафиксируйте.
Работа завершена
Если же ремешок и дальше не работает, его придётся заменить.
Зубчатая рейка
Используя рубчатую рейку, можно будет разблокировать ремни, если они заклинили после дорожно-транспортного происшествия.
- Демонтируйте механизм, после чего разберите натяжное устройство.
- Разберите пиропатрон.
- Дальше вы увидите зубчатую рейку (они уже сломана, удалите её и замените новой).
- Следующие ваши действия: после демонтажа шестерёнки, вы заметите много мусора и грязи – их нужно удалить.
- Осуществите сборку в обратном демонтажу порядке.
Правильная смотка без замены деталей
При ремонте главное – не отпускать катушку свободно вращаться под действием пружины. Вполне реально разобрать и перемотать ремень безопасности, строго соблюдая технику безопасности.
Все работы надо проводить, придерживаясь следующего алгоритма:
Вначале требуется снять пластик с дверных порогов, которые упираются в защитную планку, закрывающую ремень
С помощью отвертки со стороны задней двери осторожно демонтировать планку, стараясь не повредить клипсы. Снять резинку с болта крепления катушки к кузову, открутить крепление
Вытащить катушку, отключить от нее разъем электрического магнита. При этом петлю на стойке трогать не нужно, поскольку все работы проводятся внутри салона.
Следует помнить, что при выполнении этих действий нужно выключить зажигание. Далее можно переходить к сматыванию катушки. Задача – дать максимальную свободную энергию пружине при скрученном ремне. Сама смотка ремня является довольно простым процессом. Нужно взять катушку и, с силой придерживая сам барабан, аккуратно вымотать его.
В центре катушки находится прорезь со вставленным в нее другим концом ремня, который крепится с помощью штифта. Свободный конец протолкнуть внутрь этого отверстия до момента, когда он не появится с другой стороны. Докрутить катушку дополнительно на несколько оборотов. Теперь пружина находится во взведенном состоянии. На последнем этапе собрать всю конструкцию в обратном порядке.
Характеристика
Ремни являются самым распространенным элементом пассивной безопасности. Основная их задача заключается в предотвращении перемещения человека в случае ДТП. Использование ремня безопасности позволяет снизить риск травм при столкновении, причем значительно, исключает возможность ударов о жесткие части кузова и стекла.
Мало кто знает, но ремни появились на машинах еще в начале 20-го века. Эта система «перекочевала» в машины из авиации. Однако тогда она была доступна только в качестве опции. Наибольшее распространение ремень безопасности получил после 50-х годов. А в СССР такие системы стали появляться лишь с появлением «Жигулей». Установка ремней безопасности выполняется самим заводом, на этапе сборки автомобиля. Также владельцы занимаются монтажом так называемых спортивных ремней. Но об этом немного позже.
Поломки и опасности
Итак, авария осталась позади, все сидящие в салоне живы и относительно невредимы. Но встает вопрос восстановления авто, в частности — что делать с «выстрелившим» преднатяжителем? Иногда бывает и такое — при покупке машины с рук оказывается, что хитрый продавец не сказал будущему хозяину, что была авария и все элементы защиты сработали.
Что делать в таком случае
Ответ на вопрос, что делать, однозначен — идти в салон и восстанавливать. Лучше не пытаться это сделать своими руками. В лучшем случае, любитель не выполнит замену качественно. А с пиропатронами это просто опасно. Есть смысл сделать это самостоятельно только в случае, если у автовладельца есть достаточные навыки для этого и он хорошо разбирается в механизмах авто.
Причины
Специальный нож, использующийся для разрезания ремней безопасности
Если элемент системы безопасности вашего транспортного средства не втягивается, замок заклинил и его нельзя отключить, причин тому может быть несколько. Перед тем, как мы перейдем к тому, как разобрать и отключить ремень, который не работает и не втягивается, поговорим о причинах. Их немного, поэтому на данном пункте мы не будем останавливаться надолго. Ведь для того, чтобы отремонтировать защелку непристегнутого ремешка, необходимо знать, что и почему не работает. Итак, причины:
- В первую очередь, ремень обычно не втягивается по причине его износа. Вернее, не конкретно износа ремня, а в принципе системы блокировки. Также это может быть связано не со всей системой, а одним из ее компонентов. Если замок непристегнутого ремешка заклинил, не втягивается и вы не можете его отключить, то, без сомнений, дело в механизме. Но если элемент был не пристегнут, это еще пол беды. Будет гораздо хуже, если он заклинит во время эксплуатации.
- Вторая причина — поломка того или иного компонента. Как правило, она касается не непристегнутого ремешка, а именно пристегнутого. Если произошла поломка или проявился дефект в работе одного из компонентов, то обычно это связано непосредственно с пристегнутыми элементами конструкции системы. В этом случае вам поможет только ремонт и ничего больше. Ну или, разумеется, вы всегда можете заменить вышедшие из строя детали.
- Еще одна причина — блокировка после аварии. Обычно конструкция ремешком выполнена таким образом, что в случае попадания в дорожно-транспортное происшествие срабатывают пиропатроны механизма. В этом случае замок устройства клинит и отключить его уже не получается.
В зависимости от модели автомобиля водитель может получить сигнал о том, что ремешки заклинило. Этот сигнал может быть как звуковым, так и появиться на панели приборов. Также сигнал может высветиться на экране бортового компьютера, если таковой имеется. В любом случае, если автомобиль оборудован «мозгами», водитель получит соответствующий сигнал.
Еще один момент касательно сигналов. Предупреждение водителя может выглядеть и другим образом. Сигнал может быть в виде громкого щелчка, не характерного для системы безопасности. Этот сигнал автомобилист услышит даже при езде с громкой музыкой. Как вы поняли, такой сигнал также свидетельствует о необходимости того, что ремень нужно почистить.
Загрузка …
Необходимость применения ремней безопасности
О необходимости применять удерживающий ремень при поездке в машине говорят и пишут постоянно. В мировом масштабе его стали вводить в ПДД с середины XX века, а Советский Союз ввел повсеместное использование ремня безопасности в конце 1970-х гг. Несмотря на столь продолжительное использование, различные штрафы, до сих пор еще не у всех появился «пристегивательный» навык.
Итоги исследования, которое осуществил ВЦИОМ в 2017 году, показывают, что 76 % водителей применяют ремень безопасности (в 2007 году их было 32 %), 5 % – пренебрегают совсем, остальные пользуются им иногда, непостоянно. Пассажиры, которые располагаются рядом с водителем: 60 % всегда соблюдают правила, 26 % – иногда, 14 % – никогда. Те, кто сидит в машине на заднем сидении: 20 % пристегиваются постоянно, 32 % – изредка, 48 % – совсем не используют защитное приспособление.
Приведем несколько реальных данных, которые показывают пользу данного приспособления.
Человек весит 1 000 кг во время столкновения даже на скорости 10 км/ч.
На скорости 60 км/ч – удар будет соизмерим с тем, как будто человек прыгнул с 6 этажа. При 80 км/ч – соответственно с 9 этажа, при 110 км/ч – с 16 этажа.
Согласно данным, 80 % автокатастроф, где ремень не применяют по назначению, происходят в городе.
Пристегнутый человек увеличивает возможность сохранить свою жизнь в 2,4 раза (70 %):
- во время лобового столкновения – в 2,3 раза;
- во время бокового удара – в 1,8 раз;
- во время переворота или опрокидывания – в 5 раз.
Пренебрежение защитным средством – один из важных факторов, который приводит к трагическому результату. Свыше 90 % водителей, которые погибли, превысили скорость и были не пристегнуты. Для тех, кто сомневается в пользе ремней безопасности, в Швеции было проведено исследование 28 780 ДТП, в которых участвовали машины, укомплектованные ремнями безопасности, и авто без них:
Вид потерпевших |
Заработали травмы, % |
||||
Всего |
Исход |
||||
Летальный |
Тяжелый |
Легкий |
|||
Водитель |
Пристегнут |
16,8 |
0,9 |
22,3 |
76,8 |
Не пристегнут |
83,2 |
3,3 |
23,3 |
73,4 |
|
Пассажир на переднем сиденье |
Пристегнут |
17,1 |
0,8 |
17,2 |
82 |
Не пристегнут |
82,9 |
3,4 |
25,7 |
70,9 |
Учитывая важность защитного приспособления, которое является одной из основных причин сохранности жизни людей в автомобиле, производители технических средств регулярно обновляют его конструкцию, а властные структуры периодически изменяют и повышают требования. Разберем важные положения, касающиеся использования ремней безопасности, которые действуют в России.
Как разблокировать ремень безопасности после аварии Несколько полезных советов
- Какой бы конструкции ни был ваш ремень, для начала его нужно снять. Обычно затруднений демонтаж не вызывает, хотя на ряде моделей он невозможен без предварительного снятия кресла;
- На снятом механизме сверху оказывается белесого цвета возвратная пружина с прорезью по центру корпуса. В нее нужно вставить узкую пластинку, которая помешает раскручиванию пружины – в противном случае механизм можно сразу выбрасывать;
- С корпуса пружины аккуратно свинчиваются 3 болта, и она откладывается в сторонку. Ни в коем случае не нужно вытягивать ремень или крутить что-то лишнее: при нарушении усилия скручивания пружины работать она в дальнейшем будет непредсказуемо;
- В доступе оказывается оболочка пиропатрона. Она фиксируется, как правило, 3 винтиками, но на отдельных моделях их может быть до 5. Крепеж выкручивается, пиропатрон снимается;
- Со сработавшего устройства нужно снять защитную крышку. Болтов там много, в среднем – 21 штука, но может быть и больше. Мало того, крышка садится еще и на герметик, так что для ее снятия потребуется использовать в качестве рычага отвертку;
- Под крышкой прячется пластиковая втулка, а в ней – 6 кусочков медной проволоки. Они и послужили стопором, заклинив ось намотки ремня. Обрезки вытаскиваются и выкидываются; сама втулка чаще всего тоже деформирована, но она оставляется на месте, поскольку требуется ее участие в центровке оси и поддержке ремня;
- Пластина пиропатрона ставится на месте. Можно не вкручивать все десятки болтов, достаточно и трети для того, чтобы крышка держалась надежно;
- На пружине немного подматывается ремень – при аварии он несколько ослаблен. Понадобится от 2 до 4 оборотов подмотки, смотря насколько ослабилась возвратка;
- Механизм пружины ставится на место, хорошо прикручивается, и только после этого вытаскивается стопорная пластинка;
- После установки ременного механизма на законное место, проверяется его работоспособность. Ремень может срабатывать только в вертикальном положении, так что его размещение нужно отрегулировать.
- При демонтаже сработавшего элемента обнаруживается зубчатая рейка. В отличие от капроновой втулки предыдущей конструкции, она повреждается безвозвратно, так что вытаскивается и выбрасывается, а на ее место устанавливается новая. Эта деталь, к счастью, продается в автомагазинах, хотя поискать, возможно, придется;
- Далее следует шестеренка. Она при срабатывании ремня не ломается, так что остается на прежнем месте. А вот вокруг нее окажется некоторое количество разрушенного пластика. Его нужно аккуратно извлечь из патрона, чтобы осколки в дальнейшем не мешали его работе.
AutoFlit.ru
В заключение
Если самостоятельная процедура ремонта ремня показалась сложной, можно обратиться на СТО. Там не возьмут больших денег, ведь ремонт достаточно простой. Кроме того, следует понимать, что работающий ремень является хорошим обеспечением пассивной безопасности. Ремонт ремня безопасности нужно выполнять тот час, как только обнаружили проблемы с ним.
Удерживающая лента, спасшая жизнь водителя или пассажира в аварии, после происшествия приходит в негодность. Поэтому владельцу ТС нужно менять либо ремонтировать приспособление. А беречь его, то есть не использовать, нельзя. За это не только штрафуют. Риск погибнуть в ДТП, не будучи пристегнутым, возрастает во много раз.
Читайте в этой статье