Интерьер
До 1968 года машина поставлялась в передней части салона сиденьем диванного образца, который имел раздельные спинки. Немного спустя на автомобиль стали устанавливать отдельные кресла, как для шофера, так и для сидящего рядом пассажира.
В обоих вариациях спинки кресел получили возможность складываться, создавая спальное место. Внутри советского седана решили салон отделывать кожзаменителем по цвету кузова, при этом его варианты окрашивания бывают различными, а применяемые внутри автомобиля детали из пластика стали применяться меньше.
Первоначальное сиденье диванного образца
Например, уже при наступлении 1966 года приборная панель начала иметь наличие мягких накладок из пластика – это решили сделать, чтобы повысить уровень безопасности водителя и сидящего рядом с ним пассажира.
Уже в 79-м пластиковые накладки поместили на кузовные стойки, а в 71-м панель приборов оформлялась уже цельной пластиковой накладкой. Система отопления уже умела забирать воздух как внутри салона, так и во внешней части.
Помимо этого, получилось существенно увеличить эффективность функционирования отопительной системы при помощи значительного увеличения активной поверхности теплообменника.
Вдобавок ко всему, тепло внутри седана лучше распределялось благодаря шестилопастному вентилятору, который приводился в работу от мощного электродвигателя. Багажное отделение новенького автомобиля обладало не таким большим объемом – 372 литра. Также у автомобиля была небольшая погрузочная высота.
Такой минус существенно снижал удобство от его применения. Конструкторский состав решил еще разместить запаску на дне багажника плашмя, с левой стороны, что лишь еще забрало и так небольшой объем.
Из-за выпирающих в сторону салона ниш колес, находиться троим взрослым пассажирам на заднем диване было довольно неудобно. Но ногам шофера и сидящего впереди пассажира было более просторнее, нежели, например, в Жигули, так как ниши колес сдвинули вперед.
Кузов
Кузов стандартного автомобиля был самонесущим, цельнометаллическим, типа «четырехдверного седана». Была модификация в кузове «пятидверного универсала», которая производилась под наименованием Москвич-426, а также был фургон на ее платформе – 433-й Москвич.
Наш гость имел стильную и современную по суждениям 60-х годов, внешность, а также обладал высоким уровнем комфортабельности и комплектации для своих времен. В 69-м году, на 408-ю и 412-ю модель стали устанавливать новый кузов, который имел прямоугольные фары, выпуском которых занималась Германия.
Также были горизонтальные задние фонари и отдельные треугольные указатели поворотов. Порадовала большая площадь остекления, которая позволяла повысить обзорность шофера и пассажиров.
Также было наличие изящных рамок дверных стекол, где были блестящие накладки. Нельзя сказать, что дизайн был скопирован, ведь именно Москвич имел наличие сечения боковины, сделанного капотом и декоративными накладками сбоку от радиаторной решетки массивного «козырька» над фарами, центрального расположения люка бензинового бака и прочее.
Модификации
- Москвич-427ИЭ на платформе М-412ИЭ – с внешней стороны почти не отличался от производившегося в одно и то же время и рознившегося лишь мотором М-426ИЭ на платформе более позднего М-408ИЭ;
- Москвич-408 – представляет стандартный автомобиль в кузове седан;
- Москвич-408Э – являлся экспортным вариантом с двухфарной облицовкой радиатора. Модификация также отвечала европейским стандартам безопасности;
- Москвич-408И – был экспортной вариацией седана, где была четырехфарная облицовка радиатора. Также отвечала европейским стандартам безопасности;
- Москвич-408ИЭ – являлся экспортным вариантом седана, тоже соответствовал европейским стандартам безопасности;
- Москвич-408П – представляет экспортную вариацию седана, где было правостороннее рулевое колесо. Модель отвечала европейским стандартам безопасности;
- Москвич-408Ю – экспортная вариация седана для стран, где был жаркий климат;
- Москвич—408К — являлся экспортным машинокомплектом для крупноузлового производства автомобиля;
- Москвич-408М – автомобиль для медицинской службы;
- Москвич-408Т — служил в таксопарке;
- Москвич-408Б — модификация имела ручное управления (для инвалидов);
- Москвич-408У – учебная вариация седана, где были установлены дополнительные педали и рулевое колесо.
История автомобиля
Дизайнером этого свежего советского автомобиля был Эдуард Молчанов. Почти третья часть объема производства 408-го шла на экспорт. После этого автомобиля создали еще более мощную модель – 412-й Москвич. Разработка стартовала с 1959 года, когда главным дизайнером был еще Иванов.
Отдельный акцент во время проектировки решили уделить дизайнерской составляющей, ибо многочисленные технические моменты машина унаследовала от прошлого поколения, которое во время своего выпуска постоянно усовершенствовалось, что привело к пришедшей в серийное производство в 63-ем году 403-й модели.
Последняя имела кузов старого образца (1956 года), однако уже имела важнейшую техническую составляющую будущей 408-й модели.Во время раннего этапа построения дизайнерский состав использовал любопытную технику. Например, макет, выполнявшийся из пластилина, создавался именно на поверхности кузова «живой» серийной модели – Москвич-407.
Чуть позже они уже решили перейти к построению стандартных макетов с полными размерами. Всего было не меньше трех вариаций внешнего облика и большое количество разных поисковых эскизных набросков.
В то же самое время, вместе со стандартным вариантом седанов проходила проектировка вариаций с кузовами «универсал», «фургон», «купе» и «кабриолет». Дебютные модели обладали «двухэтажным» оформлением передней части, как у прошлого автомобиля, и 15-дюймовыми ободами колес.
Москвич-408 «Турист»
Дальше, из-за соображений повышения экстерьера седана, решили снизить размеры колес до значения – 13 дюймов. Радиаторная решетка уже была однорядной, впрочем, как и на большинстве тех автомобилей, которые по тем годам производились в западных странах.
В период с 1961 по 1963 годы сконструировали 4 машины-прототипа, где были различные варианты оформления и проводились их испытания. Дебютные автомобили серийного производства 408-й модели вышли с завода в сентябре 1964-го, а уже через два года с предприятия сошла 100 000-ая машина данного вида.
Это была экспортная модификация 408Э, где был улучшенный внешний вид и более мощный силовой агрегат. В агрегатном отделении особенных нововведений не было. Как говорилось выше, большинство узлов и технических решений Москвича-408-го были унаследованы от производившихся в те годы машин прошлого семейства – М-407, и в частности «переходника» М-403.
Например, было наличие верхнеклапанного силового агрегата (кроме небольшой разницы, типа новенького двухкамерного карбюратора К-126), четырехступенчатой механической коробки переключения скоростей, с переключением, установленным на рулевую колонку через вал, концентричный рулевому (на моделях 402 и 407 он располагался сбоку от него соосно).
Передней подвески с парой шаровых шарниров с каждой стороны (402-я и 407-я модель имели с каждой стороны по одному шаровому шарниру и был один цилиндрический палец), тормозной системы с автоматической регулировкой («самоподвод») и прочее.
Данные узлы разрабатывались довольно недавно, и они непрерывно усовершенствовались, посему и полноценно могли соответствовать тому уровню технической составляющей.
Подобный подход умеренного внесения свежих узлов и агрегатов при помощи «переходных» моделей без радикального перестроения выпуска отвечал более воздержанным мощностям Московского завода малолитражных автомобилей.
Если сравнивать, к примеру, с ГАЗом, который уже по тем годам позволял себе проектировать транспортные средства «с чистого листа», почти без повторений технической составляющей прошлого поколения.
Технические характеристики
Силовой агрегат
Москвич-408 оснащался четырехцилиндровым рядным верхнеклапанным продольно расположенным карбюраторным двигателем, который имел объем 1.358 литра и выдавал 50 лошадиных сил. На каждом цилиндре было по два клапана. Предпочитаемый бензин – АИ-80.
Если сравнивать автомобиль с его прошлыми моделями, то у 408-й модели повысилась мощность силового агрегата, что хорошо отразилось на управляемости, и надежность системы тормозов. Мотор получил новый двухкамерный карбюратор К-126.
Двигатель объемом 1.358 литра
Подобной мощности мотора, по тем временам, было достаточно, однако лишь для комплектаций начальной степени. В результате чего, решили разработать модификацию 412-го Москвича, которая имела уже совсем иной 75-сильный силовой агрегат, сделанный из алюминия и являющийся верхнеклапанным. Этот мотор имел стабильно хорошие тяговые характеристики и высокую эластичность.
Трансмиссия
Вместе с силовым агрегатом работала прежняя трехходовая четырехступенчатая механическая коробка переключения передач. Предусматривались синхронизаторы на 2-й, 3-й и 4-й передаче.
До мая-июня 72-го рычаг управления КПП был расположен на колонке руля, помимо автомобилей, которые шли в праворульной модификации, а немного спустя его решили перенести на пол. Рычаг переключателя на валике боковой крышки стал чуть длиннее и литым.
Подвеска
Если коснуться подвески 408-й модели, то она отличалась высокой надежностью и живучестью. Передняя подвеска была пружинной бесшкворневой независимой с поперечными рычагами. Ее собирали на штампованной поперечине.
Подвеска Москвич-408
Задняя же подвеска была зависимой и располагалась на паре продольных листовых полуэллиптических рессор. Предусматривалась установка гидравлических телескопических амортизаторов.
Рулевое управление
Рулевое устройство получило наличие глобоидального червяка, где был двухгребневый ролик. Чтобы управлять автомобилем, не требовалось применять большие усилия. Если сравнивать с 407-й моделью, то радиус разворота уменьшился на 1 метр (составлял уже 5 метров).
Двухспицевое рулевое колесо получило наличие утопленной для безопасности ступицы и выполнялось не из пластмассы бежевого цвета, а из надежного и более «продолжительного» черного цвета.
Тормозная система
Тормозной механизм имел на всех колесах барабанные устройства. Также был гидравлический привод, и первая в истории Союза Советских Социалистических Республик автоматическая регулировка зазоров в барабанных устройствах.
Число мест | 4-5 |
Максимальная скорость | 120 км/час |
Расход топлива при скорости 40 км/ч | 6,5 л/100 км |
Электрооборудование | 12 V |
Аккумуляторная батарея | 6СТ-42 |
Генератор | Г-108 М |
Реле-регулятор | РР-24Г |
Стартер | СТ-4 |
Прерыватель-распределитель | Р-107 |
Свечи зажигания | А-7,5УС |
Размер шин | 6,00-13 |
Снаряженная масса | 990 кг |
Полная масса | 1330 кг |
Дорожные просветы | 178 мм |
Наименьший радиус поворота | 5 м |
Подвеска передняя | независимая пружинная с поперечными рычагами, бесшкворневая, с гидравлическими амортизаторами |
Подвеска задняя | зависимая на двух полуэллиптических рессорах, с гидравлическими амортизаторами |
Рулевой механизм | глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передаточное отношение 17,0 |
Тормоз передний/задний | барабанный |
Сцепление | однодисковое сухое |
Коробка передач | механическая четырехступенчатая с синхронизаторами на II, III и IV передачах |
Двигатель | МЗМА-408 — рядный карбюраторный четырехтактный четырехцилиндровый верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Ход поршня | 75 мм |
Литраж двигателя | 1360 см³ |
Степень сжатия | 7,5 |
Порядок работы цилиндров двигателя | 1-3-4-2 |
Карбюратор | К-126 |
Максимальная мощность | 50 л. с. при 4750 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 9,3 кгс. м при 2750 об/мин |
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Новый и свежий внешний облик седана;
- Усиленный силовой агрегат;
- Приемлемая высота дорожного просвета;
- Надежный автомобиль;
- Есть отопительная система;
- Установили гидравлический усилитель тормозной системы;
- Поставили внешние боковые зеркала задней обзорности;
- Небольшой расход топлива;
- Хорошая обзорность, благодаря улучшенному остеклению;
- Максимальная скорость составляла 120 км/ч;
- Много разных модификаций;
- Реализовывался за границей;
- Складываемые передние спинки сидений;
- Установка напольного рычага переключения передач;
- Более приятный салон;
- Более качественные материалы отделки интерьера;
- Передняя подвеска;
- Небольшой радиус разворота.
Минусы машины
- Не было гидравлического усилителя рулевого колеса;
- Внутри сидящим сзади пассажирам было немного тесновато из-за выпирающих вовнутрь колес;
- Неудобная высота погрузки в багажном отделении;
- Небольшое багажное отделение;
- Часто возникали вопросы с отопительной системой.
Модернизации
За все время своего производства машина не один раз подвергалась существенным модернизациям. Одним из самых важнейших улучшений можно считать модернизацию в декабре 1969 года, когда машину начали производить в новом кузовном решении, которое получило другое оформление передней части.
Там было наличие прямоугольных фар, новых подфарников, новой радиаторной решетки и прочих изменений. Кормовая часть седана получила же наличие прямоугольных задних фонарей, где были треугольные указатели поворотов и прочее.
Обновленный кузов 1969 года
Подобный кузов в то же самое время приобрела и 412-я модель Москвича. До этого, 408-я и 412-я модель производились в устаревшем, 408-м кузове, однако для Москвича-412-го кузов решили немного видоизменить, чтобы установить новый 1.5-литровый 75-сильный силовой агрегат.
Если быть более точным, то было две кузовные вариации – первая 408-я, которая при надобности дополнительно адаптировалась к установке 412-го двигателя, а также с определенного момента, так называемая «унифицированная», которая сохранила свой экстерьер, как у предыдущей модели, однако уже приспособилась для монтирования двух вариаций мотора без каких-то переделок.
Двигатель который устанавливали в унифицированную модель Москвич-408
Уже при наступлении декабря 1969 года его заменили на тоже стандартизирующийся кузов, однако на котором уже было новое внешнее оформление. Не будет лишним напомнить, что не было никакого «переходного» автомобиля от М-408-й модели к 412-й – обе машины производились в одно и тоже время и вместе проходили сквозь этапы усовершенствования, хотя если брать последнее, то 412-я модель часто и лидировала.
Выпуск двух автомобилей прекратили также в одно время с переходом на производство машин подразделений М-2140/2138, и в будущем производство транспортных средств данного поколения, с 412-ми и 408-ми двигателями производился под новыми обозначениями тоже параллельно.
Вид спереди обновленного кузова 1969 года
Новенький кузов отвечал всем требованиям Европы по пассивной безопасности, и посему чисто теоретически, любая 408-я или 412-я модель в данном кузове могла идти на экспорт, что было заметно по обозначениям усовершенствованных машин, в которые добавили литеры ИЭ.
Рестайлинг 1971 года отражался в появлении новой приборной панели, которая была полноценно закрытая мягкой накладкой из пластика. В мае (либо июле) 73-го советское транспортное средство получило новенький механизм выбора скоростей, где был напольный рычаг и короткая подпольная кулиса.
Обновленный салон Москвич-408
Все прочие усовершенствования не смогли оказать такого весомого воздействия на экстерьер и потребительскую составляющую машины. Москвич-408 сняли с выпуска в 1976 году во время перехода к усовершенствованному поколению М-2140/2138.
Но его преемником в модельной группе была модель Москвич-2138, которая представляла ту же 408-ю модель с усовершенствованиями, которые были аналогично получены штатным автомобилем М-2140 относительно М-412. А сегодня можно встретить в интернете Москвич 408 тюнинг – данные машины выглядят очень эффектно.
Подводим итоги
Советский седан Москвич 408-й смог стать хорошим автомобилем для своего времени. В нем уже было больше острых углов, которые были популярны во многих странах мира, он получил более мощный силовой агрегат, который позволял ему улучшить свои динамические характеристики.
Сильно на расходе топлива это не отразилось, но придало ощутимую прибавку в мощности. Вообще, 408-я модель имеет большое количество новаторских решений в технической сфере.
Приятно, что автомобиль наконец-то стал комплектоваться внешними зеркалами заднего вида, внутри стали устанавливать отопительную систему, спинка передних сидений складывалась, образовывая при этом спальное место.
Также в машине реализовали многочисленные мелкие доработки, типа увеличенного топливного бака, регулируемую тормозную систему, более приятное трехспицевое рулевое колесо и так далее.
Транспортное средство Московского автомобильного завода уже могло соответствовать европейским нормам по безопасности, что говорило о том, что модель могла довольно успешно реализовываться за пределами Советского Союза.
Особенно передняя подвеска хорошо справлялась со многими ямами и неровностями, каких было предостаточно. В целом, можно уверенно сказать, что Москвич 408-й сделал уверенный шаг вперед в автомобилестроении.