По нижнему пределу
Как следует из материалов суда, в КС РФ практически одновременно поступили сразу три жалобы на чрезмерность наказания, предусмотренного КоАП за превышение допустимой массы транспортного средства или нагрузки на ось без специального разрешения. Андрея Думилина оштрафовали в Нижегородской области на 300 тысяч рублей, когда он вез деревянный сруб
Довод о том, что постройка перевозилась в личных целях, а потому наказание должно быть определено как водителю (штраф в размере 3-4 тысячи рублей), а не как юридическому лицу, суды во внимание не приняли
По статье 12.21.1 КоАП РФ размер штрафа зависит от способа фиксации нарушения
Похожий случай произошел в Рязанской области с автомобилем Анатолия Шарова. В момент совершения правонарушения за рулем был не владелец большегруза, а нанятый водитель. Однако ссылка Шарова на статью 2.6.1 КоАП о том, что «собственник освобождается от ответственности, если будут подтверждены данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица», была отвергнута.
Наконец, третий запрос на оценку положений статьи 12.21.1 КоАП поступил из Костромского областного суда, который рассматривает обстоятельства дела Сергея Попова из Екатеринбурга. Тот факт, что его автомобиль двигался с превышением допустимой нагрузки на ось более чем на 50 процентов, зафиксировала автоматическая система весового контроля. А в этом случае размер штрафа для владельца транспортного средства даже не предполагает «вилки». Пятьсот тысяч рублей — и все.
По мнению заявителей, такой подход не позволяет дифференцировать административную ответственность надлежащим образом, а также ставит размер наказания в зависимость исключительно от способа фиксации нарушения, тем самым нарушая конституционный принцип равенства перед законом и судом. Изучив обстоятельства дела, судьи частично согласились с доводами заявителей. Решение основано на ранее высказанных правовых позициях КС РФ.
Части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 КоАП признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в которой они позволяют назначать штраф за автоматически зафиксированное правонарушение по верхнему пределу наказания для юрлиц. Недопустимым КС признал также отсутствие у собственника или водителя возможности доказать, что в момент выявления административного правонарушения принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд. Федеральному законодателю поручено устранить эти пробелы. Впредь до внесения надлежащих изменений штраф за автоматическую фиксацию нарушений статьи 12.21.1 КоАП должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для юридического лица, а для гражданина — наименьшим в пределах размера штрафа для водителя, установленного соответствующей частью той же статьи. Этой позицией КС предстоит руководствоваться Костромскому суду по делу Сергея Попова, а дела Шарова и Думилина подлежат пересмотру.
Правила перевозок опасных грузов
Повышенные требования к безопасности предоставляются к ТС, которые перемещают опасные грузы (ОГ). Необходимо соблюдение множественных правил, которые являются основанием, чтобы получить ДОПОГ на перевозку ОГ. Транспорт должен соответствовать правилам:
Опасные грузы обязаны транспортироваться только на ТС, которые специально для этого оборудованы. На каждый вид ОГ распространяются разные требования ГОСТ к емкостям и автомобилям. Этот пункт должен сопровождаться технической документацией;
ТС, которые постоянно задействованы в перевозке ОГ, должны оборудоваться выпускной трубой, вынесенной в сторону перед радиатором. Если переоборудование недоступно по техническим причинам, то можно устанавливать трубу справа, только вне зоны топливного соединения. Необходимо, чтобы бак не соприкасался с источниками тепла или электричества. Допустима простая изоляция бака;
Автомобили окрашивают в специальные цвета, а по бокам, изображения, свидетельствующие об опасности. Легковоспламеняющиеся соединения окрашивают в оранжевый цвет, самовозгорающиеся элементы должны транспортироваться в ТС, которые сверху имеют белый цвет, а снизу красный. Вещества газового типа или те, которые превращаются в газы при контакте с водой, ТС должны иметь синий цвет;
Особые требования к электрической сети автомобиля также имеет место:
Напряжение в пределах 24 Вт;
Оболочка проводов выполняется на основании бесшовной технологии и не подвергаться воздействию внешних факторов;
Требуется наличие исправных предохранителей;
Электропроводка прочно закрепляется, защищается от механических воздействий, нагрева;
Аккумулятор должен располагаться в вентилируемом отсеке. Дополнительно в электрическую цепь нужно добавить выключатель, который располагается возле аккумулятора, может иметь механический или дистанционный принцип работы;
Лампы внутри кузова защищаются решеткой, наружные провода должны отсутствовать. Запрещено использование ламп, где используются цоколи с резьбой.
Автомобили должны иметь заземление с помощью цепочки для поглощения статического напряжения;
ТС типа фургон обязано обладать прочным, полностью закрытым корпусом, обладать отдельной вентиляцией. В качестве материалов обивки не используются материалы подверженные легкому воспламенению
При транспортировке ОГ в открытых кузовах, необходимо использовать брезент из огнеупорных материалов;
Оборудование на цистернах важно защитить даже в случае опрокидывания. Все трубопроводы должны армироваться с помощью усилительных колец, колпаков или других элементов;
При перевозке ОГ в автомобиле должен присутствовать весь набор вспомогательных инструментов;
ТС оборудуются желтыми огнями, которые имеют автономный источник питания
Наносятся уведомления о перевозке ОГ по периметру ТС;
Запрещено использование более 1 прицепа или полуприцепа.
Почему такие «жёсткие» требования?
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом требует повышенного уровня безопасности, поэтому увеличиваются и требования, выдвигаемые к нему. Нормы регулируются благодаря европейскому соглашению и национальному стандарту. Проверка соответствия нормам безопасности происходит в ГИБДД, где подтверждается или опровергается пригодность автомобиля для транспортировки.
Требования к оборудованию ТС, которое перевозит опасные грузы
Перевозка грузов 9 класса опасности. Особенности по отечественному законодательству
I. Нормативно-правовая база
Международные перевозки опасных грузов, в том числе экспортно — импортные и транзитные перевозки опасных грузов по территории Российской Федерации, осуществляются с соблюдением норм и правил, установленных международными конвенциями и межправительственными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация. При осуществлении международных перевозок опасных отходов рекомендуется руководствоваться требованиями «Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении» от 22 марта 1989 г. и Европейское соглашение от 30 сентября 1957 г. «О международной перевозке опасных грузов» (далее – ДОПОГ Скачать: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/danger/publi/adr/adr2015/ECE_TRANS_242_VolII_Web.pdf) В отечественном праве данные перевозки регулируются ГК РФ, Приказом министерства транспорта от 8 августа 1995 г. №73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (Далее – Приказ), Уставом автомобильного транспорта, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., Правилами дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, Инструкцией по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденной МВД СССР 23 сентября 1985 г.
II. Регулирование по отечественному законодательству.
Особенности.
1. Грузы 9 класса опасности не требуют соблюдения правил о разрешительном порядке перевозки.
2. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом по российскому праву осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого в соответствии с действующим законодательством.
3. За подбор лиц для сопровождения опасных грузов и их инструктаж ответственность несут руководители автотранспортных организаций.
4. Приказом также предусмотрены специальные требования по маркировке опасных грузов (ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов»).
5. Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, ни в коем случае не должны включать более одного прицепа или полуприцепа.
Возможные согласования: Разработка маршрута транспортировки опасных грузов осуществляется автотранспортной организацией, выполняющей эту перевозку.
Выбранный маршрут подлежит обязательному согласованию с подразделениями ГАИ МВД России в следующих случаях:
1. При перевозке «особо опасных грузов»
2. При перевозке опасных грузов, выполняемой в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.)) (риск возможен)
3. При перевозке, выполняемой колонной более 3-х транспортных средств, следуемых от места отправления до места назначения (риск возможен).
Порядок согласования в случае наступления риска: автотранспортная организация обязана не менее чем за 10 суток до начала перевозки представить в территориальные подразделения ГАИ МВД России следующие документы:
1. Разработанный маршрут перевозки по установленной форме в 3-х экз. (Приложение 7.11 Приказа);
2. Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;
3. Для «особо опасных грузов» дополнительно — специальную инструкцию на перевозку опасного груза, представленную грузоотправителем (грузополучателем), и разрешение на транспортировку грузов, выданное органами МВД Российской Федерации по месту нахождения грузоотправителя (грузополучателя).
Маршрут перевозки – как выбирается и согласовывается?
Правила перевозки опасных грузов в ряде случаев требуют согласования маршрута транспортировки небезопасных материалов с ГИБДД. Получение разрешения от сотрудников автоинспекции необходимо в следующих ситуациях:
- грузы доставляются колонной машин в количестве более трех;
- при транспортировке особо опасных изделий и соединений;
- при движении автотранспорта в туманную погоду, при снегопаде и гололеде, по сложным дорогам (например, гористым).
Доставка ОГ всегда производится по спецмаршруту. Его составляют с учетом таких требований:
- маршрут не может пролегать через природные заказники, парки, места массового отдыха людей, объекты, имеющие архитектурную ценность;
- машины не могут ехать около крупных заводов и промпредприятий;
- на маршруте должны быть предусмотрены места остановок для дозаправки и стоянки машин, а также отдыха сопровождающих лиц.
С 2013 года ГИБДД в очень редких случаях согласовывает маршруты движения, которые проложены через большие города. Если иного выхода нет, движение транспорта следует планировать так, чтобы в крупных населенных пунктах он не проезжал мимо больниц, учреждений образования, культурных и зрелищных заведений.
Движение транспорта с опасным грузом
В ГАИ на согласование нужно подавать далее указанные документы:
- справка о допуске машин к транспортировке ОГ;
- предполагаемый маршрут;
- разрешение (отдельное) на перевозку особо опасных веществ.
Все эти бумаги подаются на согласование за 10 дней до момента отправки груза. Если предложенный маршрут одобряется сотрудниками ГАИ, выдается соответствующее разрешение. Оно действительно на протяжении полугода. В некоторых случаях время действия разрешения оговаривается отдельно (новые правила это позволяют).
При необходимости внесения изменений в маршрут перевозки, который уже прошел согласование в ГИБДД, автотранспортное предприятие обязано повторно обратиться в тот же отдел Госавтоинспекции, где оформлялось первоначальное разрешение. Добавим, что согласованный маршрут визируется в трех экземплярах. Один постоянно находится у водителя либо лица, сопровождающего колонну с ОГ. Второй хранится в офисе компании-перевозчика, третий остается в ГИБДД.