Основные приемы вождения автомобиля по бездорожью

Проведение аварийно-спасательных работ. Требования безопасности при выполнении работ

В ходе ведения боевых действий убежища могут подвергаться комплексному воздействию средств поражения. В результате возможны повреждения ограждающих (строительных) конструкций и средств внутреннего оборудования, затопление помещений и заражение их радиоактивными и отравляющими веществами и бактериальными (биологическими) средствами. Убежища могут быть полностью разрушены, получить средние или слабые повреждения, а личный состав, находящийся в них, понесет определенные потери.

В любых условиях сразу же после ядерного удара проводятся спасательные работы и оказывается первая помощь пострадавшим.

Возможные потери личного состава, находящегося в защитных сооружениях

Степень
разрушениясооружений
Потери личного состава, %
Безвозвратные Санитарные
тяжелые средние легкие
Слабое

5

5

Среднее

15

15

10

10

Полное

100

В поврежденных убежищах спасательные работы проводятся силами укрываемого личного состава и нештатных формирований — аварийно-спасательными группами (АСГ), оснащенных необходимыми средствами и имуществом.

Не ожидая помощи извне, личный состав, находящийся в заваленном (поврежденном) убежище, должен принять все меры для выхода на поверхность.

Порядок проведения спасательных работ личным составом АСГ определяется данными инженерной разведки и решением командира части (подразделения).

При обнаружении поврежденного убежища следует, прежде всего:

  • установить связь с укрывающимся в нем личным составом, выяснить его состояние, при необходимости обеспечить подачу свежего воздуха;
  • определить степень повреждения ограждающих (строительных) конструкций, систем внутреннего оборудования, характер завала по периметру убежища.

При проведении спасательных работ надо, прежде всего, расчистить подъезды и откопать входы. Расчистка подъездов осуществляется подразделениями, оснащенными инженерными машинами разграждения, путепрокладчиками, бульдозерами, компрессорными станциями с комплектами пневмоинструмента, мотопилами и другими средствами инженерного вооружения.

Откопка и вскрытие убежищ, как правило, осуществляются силами АСГ, оснащенных экскаваторами, бульдозерами с тросами, компрессорными станциями с комплектами пневмоинструмента, электростанциями, агрегатами для резки элементов металлоконструкций и арматуры, шанцевым инструментом. Место откопки и вскрытия поврежденного убежища и способ производства работ должны определяться в каждом конкретном случае в зависимости от типа убежища, его состояния после взрыва, конструкций входа и аварийного выхода, характера завала и имеющихся средств механизации.

Оказать помощь ГИР или АСГ в определении места входа (аварийного выхода) могут сами укрывающиеся путем простукивания. При необходимости им в первую очередь обеспечивается подача воздуха в убежище через отверстия, устраиваемые в ограждающих конструкциях.

При откопке и вскрытии заваленного убежища необходимо обеспечить возможность скорейшего выхода из него укрывающихся, создать условия для извлечения пострадавших и оказать им медицинскую помощь. Способ откопки и вскрытия убежища должен быть наименее трудоемким (например, расчистка завала над входом или над люком аварийного выхода).

Расчистка завалов над входом в убежище осуществляется способом растаскивания. Для этой цели могут использоваться тягачи с тросами. При расчленении глыб арматура бетона перерезается газорезным аппаратом (сварочным агрегатом, керосинорезом) или перепиливается ножовками.

В отдельных случаях вскрытие убежищ может осуществляться путем пробивки проемов (отверстий) в ограждающих конструкциях, для чего радом с убежищем отрывается приямок, из которого производятся работы. Пробивка проемов в бетонных конструкциях, как правило, производится с помощью пневматического инструмента. Если ограждающая конструкция убежища металлическая (из стальных элементов), то отверстие вырезается с помощью газорезного аппарата.

После спасения личного состава, поврежденные убежища подлежат восстановлению, которое заключается в замене входного устройства, разрушенного ударной волной, усилении отдельных элементов остова дополнительными рамами, ремонте и наладке средств внутреннего оборудования.

При проведении аварийно-восстановительных и спасательных работ необходимо предусмотреть защиту личного состава от радиоактивных, бактериальных (биологических) и отравляющих веществ. С этой целью следует использовать защитные свойства техники, а также производить своевременную смену подразделений (групп, расчетов). На технике, не имеющей герметизации, механики-водители должны работать в средствах индивидуальной защиты.

Основные правила безопасности при движении по болоту

Движение по труднопроходимому болоту должно осуществляться цепочкой с интервалом в 4-5 м, след в след, если путь проходит не по сплавине. Шаг ставить мягко, без рывков и резких движений. Путь безопаснее прокладывать по кочкам, около кустов и стволов деревьев. Опасность провалиться в этом случае незначительна, так как под слоем ила лежит обычно твердый грунт. При ходьбе по кочкам ногу следует ставить на середину, всей ступней и при этом плавно переносить тело без скачков, сохраняя равновесие. Для поддержания равновесия нужно опираться на шест. Сложнее идти по высоким кочкам. В этом случае для страховки и опоры несколько вперед выставляется шест, на который идущий опирается и последовательно плавно переносит тяжесть тела с одной ноги на другую. Большой ошибкой является перепрыгивание с кочки на кочку. Из-за их неустойчивости при прыжке теряется равновесие, что влечет за собой падение и травмы.

Опаснее всего на болоте зарастающие водоемы, поверхность которых покрыта ярко зеленой травой. Это топь. Она почти непроходима. Поэтому топкие места рекомендуется обходить. Если в силу необходимости (далекого и сложного обхода) группа все же вынуждена идти через топь, то следует предпринять все меры безопасности. Прежде чем ступить на участок сплавины, нужно наметить путь движения. Сплавина может выдержать человека с рюкзаком, но колеблется под ногами идущего. В целях безопасности двигаться по такому участку болота следует по одному с интервалом 5-7 м. Во избежание разрыва сплавины участникам не следует идти след в след. Встретившиеся на пути участки воды нужно обходить, это «окно” — разрыв сплавины или слой, где она очень тонкая. Мочажины — ямы с болотной водой также следует обходить.

Для страховки туристы постоянно должны держать наготове шест в горизонтальном положении. Упавшему в трясину необходимо быстро подтянуть шест к себе и лечь на него грудью. Если он сам не в состоянии подняться, то ему не следует производить лишних движений, чтобы еще больше не порвать сплавину. В этом положении нельзя допускать резких и судорожных движений и терять самообладание

Помощь упавшему должна оказываться быстро, без суеты и в то же время осторожно. Вначале следует загатить ближайшее от него место шестами и ветками

Затем осторожно подобраться к нему, помочь сиять рюкзак и выбраться.

Мочажины глубиной до 50 см и более лучше проходить по жердям, которые последовательно укладываются по направлению движения. Последовательность укладки жердей состоит в том, что по мере их освобождения они передаются вперед. Таким образом, прокладывая гать, группа продвигается вперед

Идти по скользкой гати следует осторожно, опираясь по возможности на шест, приставными шагами или с разворотом ступни во внешнюю сторону

Если разведка установила, что участок болота имеет под слоем воды твердый грунт, то можно двигаться вперед след в след за ведущим. Движение в любом случае должно осуществляться плавно, страховка шестом обязательна.

При движении по болоту нужно постоянно следить за направлением, отмечать ориентиры, ставить «вешки”, привязывая к ним небольшие кусочки материи или бинта. Маркировка пути может также пригодиться при возвращении обратно, в случае невозможности дальнейшего движения вперед.

Проходить болото нужно в обуви и одежде. При этом брюки должны быть заправлены, чтобы они не цеплялись и не мешали ходьбе. Снаряжение, продукты и одежда должны быть уложены в полиэтиленовый мешок в середину рюкзака.

И еще одно условие нужно иметь в виду. Прежде чем преодолевать болото, необходимо по возможности больше о нем узнать: где самые топкие места, возможность их обхода, где сухие места (островки) на случай непредвиденной остановки и т.д.

В межсезонье (особенно осенью) пешие маршруты нередко проходят по болоту, скованному морозом. Если лед держит человека с рюкзаком, то по нему идти довольно легко. Но иногда рано выпавший снег задерживает промерзание болота. Оно покрывается тонкой ледяной коркой, в этом случае движение по нему опасно. Меры безопасности в пути через болото в межсезонье те же, что и в летний период.

Первыми замерзают травянистые болота сплошным крепким льдом. Моховые и кочковатые замерзают медленно и неравномерно. Болота, покрытые кустарниковой порослью (ивы, ольшаника), замерзают последними.

Наиболее характерные ошибки:

ходьба по болоту без разведки;

несоблюдение техники безопасности;

неверная тактика движения;

быстрый темп, резкие движения;

неиспользование шестов и их непрочность;

несоблюдение дистанции между участниками группы;

небрежно подогнанное снаряжение (не заправлены брюки, неплотно сидит на ноге обувь), не были расслаблены лямки рюкзака

Время реакции водителя

Считается, что у среднестатистического водителя время реакции находится в диапазоне от 0,5 до 1,5 секунды. Это время увеличивается, если водитель находится в состоянии опьянения, утомления или болезни, отвлекается от управления, разговаривает по мобильному телефону и т.д.

Вместе с замедлением реакции происходит увеличение остановочного пути и повышается риск совершения ДТП.

Так, замедление реакции водителя на 1 секунду приведет к тому, что автомобиль, движущийся со скоростью 90 км/ч, при возникновении опасности проедет лишние 25 метров, прежде чем водитель нажмет на педаль тормоза.

Впоследствии этих метров может не хватить для предотвращения ДТП.

Особую опасность представляет утомление водителя. Оно наступает незаметно и зачастую заканчивается тем, что водитель засыпает за рулем. В дальних поездках при первых признаках сонливости нужно остановиться и найти возможность поспать как минимум 30-40 минут.

Беспокрасочные способы устранения вмятин

Перед началом практической части реставрации поврежденного крыла следует осмотреть дефектное место. Если глубина вмятины небольшая, а значительные заломы не наблюдаются, либо ЛКП не нарушилось, не целесообразно проводить традиционную рихтовку, поскольку это повредит ЛКП и вам придется полностью перекрашивать крыло.

Чтобы избежать дополнительных расходов, достаточно воспользоваться методами беспокрасочной рихтовки:

Магнитная технология. Для проведения работ нужно подготовить магнит и провести им от конца дефекта ближе к центральной части. Во время процедуры необходимо тянуть магнит на себя. Чтобы избежать нарушения ЛКП, лучше поместить под изделие тканевую подложку. Можно использовать салфетку из фланели и флиса.
Рихтовочные рычаги. Метод вытягивания кузова называется PDR и является весьма продвинутым решением для борьбы с дефектами разных размеров. Реставрация крыла таким путем предполагает наличие нескольких изделий с изогнутым кольцом. Для получения доступа к повреждению нужно снять крыло. Выпрямление осуществляется крюком с подходящей длиной с осторожным воздействием на проблемный участок. Если придерживаться всех правил процедуры и быть осторожным, поверхность будет выровнена.
Аппликаторы. Для восстановления крыла транспортного средства с наружной стороны используются аппликаторы. Дефектный участок нужно тщательно подготовить, обработав обезжиривающим средством и очистив от загрязнений. В центральной части следует закрепить аппликаторы и дождаться застывания клея

Центр повреждения осторожно вытягивается и проверяется на предмет наличия других дефектов. Для работы нужны мини-лифтер или скоба с вкручиваемым крепежом

После окончания работы остатки клеевой смеси нужно удалить.
Рихтовка без окрашивания производится посредством прогревания, после которого поверхность охлаждается. Действие несложно реализовать без сторонней помощи, подготовив строительный или монтажный фен, а также аэрозоль со сжатым воздухом. Необходимо подогреть феном проблемное место и создать воздушный поток из баллончика. Под воздействием температурного скачка дефектная зона будет выровнена. Если дефект имеет средние размеры, его прогревают в разных местах.

При обнаружении царапин, изгибов и других дефектов ЛКП нужно выполнить традиционную рихтовку с покраской крыла.

Рихтовка выстукиванием и вытягивание зацепом

Работа сопровождается большими затратами времени и усилий, поскольку придется демонтировать кузов в поврежденном месте, а затем отметить область вмятины. Для выстукивания дефектов нужна опорная поверхность. Для этого подойдет наковальня.

Иногда приходится слегка подогревать металл для придания ему мягкости.

Второй метод подразумевает устранение вмятин зацепами. Это практикуется при более крупных дефектах кузова. Процесс производится по простому алгоритму: в центр проблемной зоны вкручивается саморез, а затем ударами молотка вытягивается изгиб до возвращения обрабатываемой зоны в исходное положение. Следы от саморезов можно закрасить или обработать шпаклевкой.

Как вытащить человека, если он провалился

Самая неприятная часть статьи, но не рассказывать об этом просто нельзя – простой совет может спасти жизнь человека.

Провалившись в трясину, человек должен тут же использовать шест (как говорилось выше), раскинуть руки или лечь на спину – всё это позволяет увеличить площадь соприкосновения с почвой, уменьшая давление.

Другие члены группы должны быстро протянуть шест или перекинуть конец веревки. Вытягивать человека нужно плавно, но без остановок. Да, это потребует напряжения всех сил. Но, достаточно дать небольшую слабину, чтобы несчастный начал тонуть ещё быстрее. Сам тонущий должен помогать всеми способами – держаться за палку, цепляться за траву, ветки, кустарник.

Когда человека вытащили из самой опасной трясины, он не должен сразу вставать. Лучше проползти на четвереньках (если позволяет глубина) до безопасной тропы, и только на ней вставать на ноги.

Запомнив эти простые правила, можно считать, что вы знаете как пройти через болото и сможете миновать препятствие с минимальным риском.

Правила передвижения по болоту

Правила передвижения по трясине довольно просты, но забывать о них нельзя ни на секунду – болото не прощает ошибок и тысячи людей, недостаточно внимательных или слишком самоуверенных, нашли свой конец в залежах торфа, по соседству с пиявками и жабами.

  1. При ходьбе обязательно прощупывайте каждый шаг палкой – проверяйте, достаточно ли прочная почва под ногами. Скорость передвижения может снизиться до 500-700 метров в час. Зато снизится и риск.
  2. идти нужно медленно, не совершая резких движений – каждый рывок может привести к потере равновесия и самым печальным последствиям.
  3. Дистанция между людьми должна быть небольшой – 2-3 метра. Это позволит быстро прийти на помощь оступившемуся.
  4. Случайно оступившись и проваливаясь в трясину, постарайтесь повернуть шест горизонтально и навалиться на него грудью – скорость засасывания резко снизится. Это даст возможность товарищам вытянуть вас из болота.

Сами видите – способ передвижения по болоту довольно прост. Если вам предстоит столь рискованная прогулка, запомните эти правила и соблюдайте каждую секунду.

Тормозной путь автомобиля

Величина тормозного пути зависит от многих факторов, наиболее важными из которых являются:

  • Скорость движения;
  • Техническое состояние тормозной системы;
  • Состояние проезжей части дороги;
  • Масса транспортного средства.

Основные правила выбора безопасной скорости мы рассматривали в 10-м разделе нашего курса. Если вы затрудняетесь с ее определением, можно ориентироваться на среднюю скорость транспортного потока, в котором вы движетесь. Движение значительно быстрее или значительно медленнее транспортного потока создает серьезные опасности на дороге.

Большое влияние на величину тормозного пути оказывает состояние проезжей части. Если на скользкой дороге нажать на тормозную педаль слишком сильно, то может возникнуть ситуация, когда вращающиеся колеса остановились, а сила инерции продолжает толкать автомобиль вперед.

Такое движение, при котором ТС не катится, а скользит, называется юзом. Движение юзом приводит не к уменьшению, а к возрастанию тормозного пути, поэтому его нужно избегать.

Если автомобиль оснащен антиблокировочной системой тормозов (АБС), то она сама выполняет эту работу за водителя. В таком случае, ему остаётся только держать тормозную педаль в нажатом положении до полной остановки автомобиля.

Наличие АБС улучшает управляемость и снижает вероятность заноса, однако эта система не может гарантировать предотвращения ДТП при неосторожных действиях водителя. То же самое можно сказать об использовании качественных зимних шин в холодное время года.

Тормозной путь связан с массой автомобиля следующим образом. Независимо от загрузки, торможение обеспечивают четыре колесных тормозных механизма. При увеличении массы нагрузка на них возрастает, тормоза быстро нагреваются, отчего сила трения уменьшается, а тормозной путь — увеличивается.

Особенно заметно это бывает на крутых или затяжных спусках. Во избежание отказа тормозов при длительном движении под уклон, нельзя постоянно использовать педаль тормоза для снижения скорости.

Чтобы скорость на спуске оставалась стабильной, каждый водитель должен владеть приемом, который называется «торможение двигателем». Если, не выключая передачу, отпустить педаль газа, то двигатель, работающий на малых оборотах, не позволит колесам разгоняться.

Если на крутом спуске этого оказалось недостаточно, то нужно перевести рычаг коробки передач на пониженную передачу — скорость автомобиля снизится и в дальнейшем будет поддерживаться постоянной.

Когда автомобиль находится не на спуске, а на подъеме, у начинающего водителя могут возникнуть трудности при трогании с места. Поскольку тормозная педаль в этот момент не нажата, автомобиль может покатиться назад.

Чтобы не допустить отката, вы можете заранее задействовать рычаг стояночного тормоза, а в момент начала движения отпустить его свободной рукой.

Помимо нагрева, тормозная система не любит сырости. Если при проезде через глубокую лужу в тормозные механизмы попала вода, нужно просушить их, несколько раз активно притормозив на свободном участке дороги. Тепло, которое выделится при торможении, будет способствовать испарению влаги.

Что понадобится для перехода

В первую очередь решите – действительно ли переход через болото очень важен? Ради того, чтобы сократить маршрут на 10-15 километров или просто ради удовольствия и острых ощущения в болото соваться точно не стоит. Передвижение по болоту возможно лишь в случае крайней необходимости.

Опасность можно снизить, если соответственно подготовиться. У каждого человека в группе должны быть:

  • Палка – длинная, легкая, но в то же время крепкая. Ею можно не только прощупывать дорогу, но и использовать для перераспределения веса, если человек все-таки провалился в трясину и пытается выбраться.
  • Веревка – каждый член группы должен быть соединен с одним или двумя людьми. В этом случае веревка позволит вытащить его или, как минимум, замедлить затягивание в топь, выигрывая драгоценные минуты для принятия верного решения.
  • Болотоступы – если нет готовых, то можно постараться изготовить их из подручных средств. Подойдет обычные ветки. Болотоступы увеличивают площадь ступни, позволяя снизить давление на слабую почву. Позаботьтесь о том, чтобы их можно было легко и быстро сбросить в экстремальной ситуации.

Подготовившись к переходу, можно начинать штурм болота.

Какие бывают болота

Начнем с того, что специалисты делят все болота на три вида:

  • Верховые – расположены в верховьях рек. Основное питание – осадочное. В летнюю жару сильно мельчают или даже пересыхают. Наиболее просты для прохождения. Их можно определить по наличию отдельно стоящих деревьев и обилию осоки.
  • Низменные – появляются на местах озер и в речных поймах. Изобилуют топями. В некоторых случаях имеют площадь в десятки квадратных километров. Практически не проходимы весной и сложно проходимы летом и осенью. Деревья практически не встречаются. Редко можно увидеть кустарник болезненного вида. Наиболее сложные болота характеризуются наличием плавающего по поверхности воды травяного покрова и большим количеством камыша, растущего из воды.
  • Переходные – сочетают особенности двух описанных выше разновидностей.

Зная об основных особенностях, можно легко классифицировать встретившееся болото и, соответственно, решить, насколько опасным будет переход.

Водные преграды

Водные преграды преодолевают вброд на низшей передаче, избегая поворотов, остановок и переключения передач. Если автомобиль имеет централизованную регулировку давления воздуха в шинах, то давление в них перед преодолением водной преграды снижают, сообразуясь с состоянием грунта дна, мест входа и выхода из воды. В необходимых случаях допускается кратковременное снижение давления и в обычных шинах, но не больше чем на 25%.

Преодолению брода предшествует подготовка автомобиля, которая сводится к ослаблению натяжения ремня вентилятора и охлаждению выпускного трубопровода, а также принятию мер к герметизации сцепления и других механизмов автомобилей, специально приспособленных к преодолению глубоких бродов (Урал-375 и др.).

Натяжение ремня вентилятора ослабляют для предотвращения забрызгивания водой приборов электрооборудования, особенно приборов системы зажигания, что может привести к остановке двигателя

С этой же целью входить в воду нужно осторожно, чтобы не поднять волну, которая может захлестнуть, распределить искровые зажигательные свечи и даже попасть в воздушный фильтр, что неизбежно приведет к перебоям в работе двигателя или к его остановке

Перед входом в воду необходимо в течение 5—7 мин дать поработать двигателю на малых оборотах холостого хода, за это время температура выпускного трубопровода настолько понизится, что попадание брызг на трубопровод или погружение его в воду не вызовет появления трещин (чугун, из которого отливаются трубопроводы, подвержен растрескиванию при резком изменении температуры).

При движении вброд необходимо все время следить за работой двигателя, не допуская его остановки. В случае если двигатель заглох, надо немедленно принять меры к его запуску, пока вода не успела попасть через глушитель, выпускной трубопровод и выпускные клапаны в цилиндры двигателя.

В момент выхода на берег следует плавно увеличить обороты коленчатого вала. Выехав на берег, надо остановиться в удобном месте, натянуть вентиляторный ремень, внимательно осмотреть двигатель и удалить с него воду тряпкой или ветошью. Надо также проверить, не попала ли вода в агрегаты силовой передачи. В случае необходимости сливают смазку и, отделив от нее воду, вновь заправляют в картеры агрегатов.

На первых 0,5—1,0 км пути движения необходимо просушить фрикционные накладки тормозов, для чего рекомендуется периодически притормаживать на ходу.

Если нет подготовленной переправы, следует тщательно разведать брод и оборудовать его. При этом определяют глубину, состояние дна и направление течения воды. Направление движения через брод выбирают под углом в сторону течения, на участках с низкими пологими берегами и ровным (без ям) дном, грунт которого должен быть достаточно твердым, чтобы автомобиль не забуксовал и не застрял на переправе.

При глубине брода выше допустимого автомобиль специально подготавливают для преодоления водной преграды.

Вождение автомобиля по снегу сильно затрудняется из-за недостаточного сцепления колес со снежным покровом и большого сопротивления движению, особенно если имеется наст.

Характер снежной целины различен: снег может быть сухим и мокрым, свежим и лежалым, порошистым и крупчатым. Очень затрудняет движение автомобиля сухой и крупчатый с настом снег, который плохо укатывается колесами. Для уверенного движения по снегу давление воздуха в шинах снижают до 0,7—1,0 кг/см2; у автомобилей, не имеющих системы регулирования давления в шинах, на колеса надевают цепи противоскольжения.

Вывод автомобиля из заноса

Занос — это процесс, при котором задняя часть автомобиля отклоняется от основной траектории вправо или влево. При сильном заносе не исключено вращение автомобиля на проезжей части и выбрасывание его за пределы дороги.

Занос автомобиля на скользкой дороге может быть вызван одной из трех причин:

  • Резким торможением;
  • Резким разгоном с пробуксовкой колес;
  • Резким поворотом руля на слишком большой скорости, которая не соответствует состоянию дороги.

После того как причина заноса устранена, водителю остаётся только восстановить правильную траекторию. На разных типах автомобилей это делается по-разному.

Однако в любом случае основным действием является поворот руля в сторону заноса. Чтобы быстро повернуть руль на достаточный угол, держать его нужно немного выше середины рулевого колеса.

На заднеприводных автомобилях (грузовики, а также легковые автомобили Mercedes, BMW) необходимо плавно сбросить газ и как следует повернуть руль в сторону заноса. Когда траектория начнет восстанавливаться — повернуть руль обратно на меньший угол.

На переднеприводных автомобилях (большинство моделей легковых автомобилей) нужно задать рулем нужное вам направление движения передних колес и плавно прибавить газ, чтобы отклонившаяся в сторону задняя ось не пыталась «обогнать» передние колеса.

На полноприводных автомобилях (джипы, внедорожники) нужно поворачивать руль, как на переднеприводном автомобиле, и пытаться найти такое промежуточное положение педали газа, при котором траектория начнет восстанавливаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомастер Гидрикофф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: