Особенности применения
Применение полимерных материалов в авторемонтном производстве обеспечивает снижение массы деталей, сокращает трудоемкость и затраты на ремонт изделий. При восстановлении деталей используют такие положительные свойства пластмасс:
- небольшую плотность — пластмассы в среднем в два раза легче алюминия и в 5—8 раз легче черных металлов;
- повышенную химическую стойкость к действию агрессивных сред (влаги, кислот, щелочей), что в ряде случаев позволяет отказаться от применения коррозионностойких сталей и цветных металлов;
- высокие антифрикционные и фрикционные свойства (малый или, наоборот, большой коэффициент трения, хорошую износостойкость и высокую способность к приработке), поэтому они применяются в узлах трения и фрикционных муфтах;
- хорошие диэлектрические свойства — пластмассы являются основными электроизоляционными и конструкционными материалами в электропромышленности;
- шумопоглощающие и звукоизолирующие свойства;
- вибростойкость — пластмассы обладают способностью гасить динамические колебания при знакопеременных нагрузках, что способствует повышению долговечности деталей и узлов автомобилей.
Однако пластмассы по сравнению с металлами быстро стареют, имеют малую теплопроводность и небольшую прочность.
Свойства смазок
Масла и смазки имеют ряд своих особенностей и свойств. В зависимости от температуры окружающей среды они могут изменять свое агрегатное состояние, менять свойства, условия эксплуатации.
Итак, свойства смазочных материалов:
Консистентность или твёрдость материала. Определяется специальным прибором – пенетрометром с конусом. Чем выше степень погружения в жидкость, тем она соответственно мягче.
Прокачиваемость также определяется опытным путем
Такое свойство важно в холодное время года. Когда необходимо быстро смазать всю систему изнутри.
Температура каплепадения — важный фактор при выборе смазочного материала
Чем выше данный показатель, тем при более горячих температурах будет доступно использование ГСМ.
Противоизносность – показатель для определения способности уменьшать трение. Чем он выше, тем гуще масло и, соответственно, повышается долговечность детали.
Не маловажным является антикоррозионное свойство. Выявить его можно с помощью технических тестов. При наличии в смазке органических примесей можно сказать, что она будет защищать деталь от ржавчины.
Водоотталкивающее свойство также определяется техническими тестами. Чем больше смазки осталось, тем она водоустойчивее.
Стоит упомянуть о следующих фактах, характеризующих ГСМ:
- Вязкость. Чем она выше, тем хуже для техники.
- Возможность образовывать маслянистую пленку.
- Температура вспышки материала.
- Взаимодействие ГСМ с кислородом.
- Коэффициент маслянистости. При более высоких его показателях трение уменьшается. Но чрезмерная маслянистость привлекает много пыли, грязи, твердых частиц, что способствует ухудшению работы механизма.
Применение смазок
Для правильной и отлаженной работы механизмов и деталей стоит правильно подбирать смазку. Так, ГСМ применяют в:
- Подшипниках качения. Принято использовать пластичные смазки. Они подходят благодаря своей консистенции и физико-химическим свойствам.
- Шаровые шарниры могут изнашиваться или не работать связке со смазкой, в том случае, если сама деталь установлена или подобрана неправильно. В этом случае, любая смазка не подходит.
- В карданных шарнирах раньше использовали масло. Его приходилось относительно часто менять. С течением времени перешли на ГСМ. Так стало проще, долговечность деталей увеличилась, а работа стала слаженней.
- Широко наблюдается применение литейных смазок в таких отраслях, как текстильное производство, промышленность, автомобильное производство.
- Различные масла применяют в домашнем хозяйстве. Для смазывания ручек дверей, дверных петель.
- Для смазывания спиц колес, узлов в приборах.
- Направляющих элементы автомобилей.
- Замки, защёлки также смазываются маслом.
Однако, применение смазок не всегда и не везде уместно. Порой они делают только хуже. Перед их применением стоит четко ознакомиться с инструкцией и применением. Возможными последствиями и подбором правильного ГСМ.
Таким образом, сегодня производство масел и смазок поставлено на поток, рынок пестрит изобилием ГСМ. Они бывают из нефтяного сырья и синтетического. Их классификация многогранна. Бывают смазки — аналоги зарубежных. Они в разы дешевле. Бывает и наоборот. Главное, знать, в чем стоит отличие и не переплачивать. Представить жизнь обычного человека, автомобилиста и производственника без смазки сегодня практически невозможно. Она стала незаменимым элементом, продлевающим срок службы деталям и упрощая жизнь человеку.
Заделка трещин и пробоин
Эпоксидные композиции используют для заделки трещин в корпусных деталях, не проходящих через отверстия под втулки, посадочные места под подшипники, резьбовые отверстия, длиной не более 200 мм. После определения размеров трещины ее края засверливают сверлом диаметром 3 мм, а трещину по всей длине разделывают под углом 60-70°, на глубину 2-3 мм (при толщине стенки более 5 мм). Если толщина стенки менее 2 мм, разделку трещины не делают. Поверхность детали зачищают до металлического блеска на расстоянии 40 мм по обе стороны от трещины и обезжиривают ацетоном. Приготовленный состав наносят на поверхность и уплотняют шпателем. Для заделки мелких трещин (до 20 мм) используют композицию без наполнителя. При восстановлении чугунных деталей с пробоинами и трещинами длиной более 20 мм применяют следующий состав. На 100 частей (по массе) смолы ЭД-16 берут 15 частей дибутилфталата, 120 частей железного порошка и 11 частей полиэтиленполиамина. Для восстановления корпусных деталей из алюминиевых сплавов вместо железного порошка в качестве наполнителя используют алюминиевую пудру (25 частей).
Трещину длиной 20-150 мм на корпусных деталях или баках заделывают эпоксидной композицией, армированной стеклотканью или технической бязью. Первая накладка из ткани должна перекрывать трещину на 20-25 мм по обе стороны, а вторая перекрывать первую на 10-15 мм. После нанесения первого слоя эпоксидной композиции накладывают первую накладку и прикатывают роликом. На поверхность накладки наносят тонкий слой композиции и накладывают вторую накладку, которую тоже прикатывают роликом. На вторую накладку снова наносят слой композиции и оставляют для отверждения.
Трещины на корпусных деталях длиной более 150 мм заделывают с помощью накладки.из листовой стали толщиной 1,5-2,0 мм. Зачищенные поверхности детали, накладки и винтов покрывают эпоксидной композицией.
Отверждение композиции проводят при температуре 18-20 С» в течение 72 ч. Допускается проводить отверждение при температуре 20 С» в течение 12 ч, а затем по одному из следующих режимов: при 40 С» — 48 ч; при 60 С» — 24 ч; при 80 С» — 52 ч; при 100 С» — 3 ч.
Пробоины в корпусных деталях, бачках радиаторов, топливных баках заделывают наложением заплат внахлестку с применением эпоксидных композиций. При небольших пробоинах накладку изготавливают из стеклоткани. Тонкостенные детали восстанавливают наложением накладки из листовой стали. Пробоины в корпусных деталях заделывают постановкой внахлестку металлической накладки на винтах. Стальная накладка может быть закреплена с помощью эпоксидной композиции, проникающей в дополнительные сверления.
Отличия от натуральной замши
Замша искусственная создает имитацию фактуры кожи натуральной, по сути же ею не является. Они похожи по визуальным и тактильным ощущениям (без специальных навыков отличить от натуральной материи довольно сложно), но потребительскими свойствами обладают разными. По некоторым критериям искусственная замша даже превосходит кожу. В первую очередь, изначально, материалы различаются по типу сырья, а еще по способу плетения нитей, выделке, позволяющей сделать ворс. Специалист быстро найдет отличия. Изделия, изготовленные из природного сырья, выглядят естественно.
Синтетическую замшу выдает:
- более короткий ворс;
- отсутствие специфического запаха – натуральная замша пахнет кожей, искусственная материя – синтетикой или вовсе без запаха;
- однородность цвета – например, если натуральная замша выкрашена в цвет синий, то из-за неровности фактуры в одном месте полотно может быть темно, а в другом светло-синим;
- равномерная плотность по всей площади – у натуральной замши центр и край полотна бывает разной толщины;
- пористая структура;
- наличие мелких дефектов – трещинок, неровностей, царапин.
Плюсы и минусы
Основными достоинствами искусственной замши – продукта текстильного и химического производственного процесса, является:
- значительная эластичность;
- устойчивость к воздействию УФ-лучей;
- гипоаллергенность – не вызывает аллергических реакций у людей с чувствительной кожей;
- простота в уходе;
- продолжительный срок службы.
Недостаток: довольно высокая цена. Стоимость замши и ее синтетического аналога практически одинаковая.
Разновидности искусственной замши
Для обтяжки салона применяют исключительно автомобильные виды искусственной замши. Такие ткани отличаются плотностью, прочностью, неприхотливостью. По типу сырья и способу изготовления замшу искусственную делят на несколько видов, которые также определяют сферу применения ткани в автомобильной индустрии.
Существует замша:
- тканая – производится путем прядения из обработанных специальным образом нитей. В результате ворсинки получаются разной длины и толщины. Состав включает полиуретановые, полиэфирные волокна. Изделие на выходе плотное, качественное и дорогостоящее;
- нетканая – волокна наносятся иглопробивным способом, напылением. Полотно имеет вертикально стоящий ворс. Волокна для изготовления используются разные: полиэтиленовые, полипропиленовые, вискозные, полиамидные;
- на трикотажной основе – более пластичная замша. Основой выступает тонкий, преимущественно вискозный, трикотаж. Благодаря способности садиться на фигуру и хорошо драпироваться, такая замша идеальна для отделки, в автопроме ею обтягивают сиденья, дверные карты, панели кабины, потолок и пр. Автомобильная замша тянется преимущественно в поперечном направлении, в продольном направлении ткань растягивается плохо (по ширине показатель растяжимости доходит до 50%);
- стрейч – в состав включается полимерное эластичное волокно спандекс (эластан). Это довольно тонкий, но прочный материал, который обычно используют для перетяжки изогнутых деталей. Есть двусторонняя замша стрейч.
Существуют полностью синтетические составы и с добавлением натуральных волокон. Основа из хлопка повышает впитывающее свойство замши. Такая салфетка больше подходит для финальной протирки после мытья.
Для чего применяется замша искусственная
Автомобильный вид замши выпускается в рулонах. Ширина полотен для перетяжки обычно составляет 1,45-1,5 м., толщина ткани – 0,7-0,9 мм. Продается на отрез. Может служить обивкой для любых деталей и элементов салона автомобиля, использоваться самостоятельно либо в сочетании с другими материалами, такими как ткань-сетка, экокожа, стеганая замша.
Ткань стрейч востребована при тюнинговой отделке. Ее берут для обтяжки потолка, рулевого колеса, подголовников кресел, задних полок, короба, стоек салона, мелких сложных деталей. Это оптимальный вариант для проведения ремонта в случае повреждения обивки. Производится также замша с клеевым слоем (самоклейка), обеспечивающая отличное сцепление.
В качестве потолочной обшивки и обивки боковых зон нередко выбирают замшу на поролоне, армированную подложкой, которая предупреждает пропитку лицевой стороны клеем. Для этих же целей (улучшение внешнего вида салона, дополнительная тепло и шумоизоляция) используется сетка. Эту ткань еще называют трикотажное трехслойное полотно, трикотажная сетка. Она хорошо скрывает неровности поверхности, отлично очищается, приятна на ощупь.
Искусственная замша нашла себя и в автомобильных расходных материалах. Замшевые тряпки и салфетки – незаменимые помощницы для автовладельцев. Выступают вспомогательными ухаживающими средствами, которыми надлежит протирать внешние поверхности кузова и элементы внутреннего пространства авто.
Ремонт деталей кузова из полимерных материалов
7.1. Основные виды синтетических полимеров
Пластические массы (пластмассы, пластики) — материалы, представляющие собой композицию, связующей основой которой является полимер. Они могут содержать наполнители, пластификаторы, стабилизаторы, пигменты и т.д.
Синтетические полимеры — общее наименование разнообразных материалов, изготовленных методом синтеза. Некоторые свойства, например отсутствие у большинства из них способности к биологической деструкции или относительно невысокая по сравнению с металлами плотность, являются общими признаками этих материалов. Одно из их главных достоинств состоит в том, что большинство из них может быть подвержено модифицированию.
Свойства синтетических полимеров определяются их химической структурой. Все они состоят из длинных макромолекул, прочность связи между которыми различна. В зависимости от прочности этих связей различают три основные категории синтетических полимеров: термопласты, термореактивные полимеры и эластомеры.
Термопласты. При нагреве термопласты (рис. 7.1) размягчаются и приобретают способность к формованию. При охлаждении они затвердевают и сохраняют новую форму. Процесс формования может быть многократно повторен.
Рис. 7.1. Структура термопластов
С химической точки зрения макромолекулы термопластов имеют варьируемую длину, они переплетены между собой и не соединены химическими связями. Вследствие нагревания макромолекулы приобретают способность свободно скользить относительно друг друга. Наиболее широко распространенным термопластом является поливинилхлорид (ПХВ).
Термореактивные полимеры. Термореактивные полимеры (реактопласты) (рис. 7.2) при нагревании не размягчаются, следовательно, не способны к формованию. Они хрупки и разрушаются под действием ударной нагрузки. Эти полимеры состоят из настолько прочно соединенных между собой (сшиты в двух- и трехмерную пространственную структуру) макромолекул, что отделить их друг от друга можно только в результате разрушения материала. Нагревание не способно ослабить прочную взаимосвязь макромолекул. Общеизвестными примерами использования термореактивных полимеров являются выключатели света и корпуса электрических розеток. Наиболее широко используемый реактопласт — бакелит.
Рис. 7.2. Структура термореактивных полимеров
Эластомеры. Основной отличительной особенностью этих материалов (рис. 7.3) является резиноподобная эластичность, сохраняющаяся в довольно широком температурном интервале. При нагревании эластомеры не размягчаются настолько, чтобы они смогли принять новую форму.
Рис. 7.3. Структура эластомеров
С химической точки зрения эластомеры представляют собой редко сшитые между собой длинные макромолекулы. Эти полимерные материалы способны сильно удлиняться и сжиматься, а после прекращения действия нагрузки возвращаются в исходное состояние. Наиболее широко используемыми торговыми марками являются полисилоксановый эластомер и хло-ропреновый каучук (неопрен).
Повышенные требования к качеству наружной облицовки кузовов легковых автомобилей зачастую вынуждают применять смеси вышеназванных синтетических полимеров. Кроме того, в состав многих из них вводят добавки, изменяющие свойства полимерного материала. Такими добавками являются стекловолокно, мел, сажа, пластификаторы, пигменты, светостабили-заторы и т.д.
Рис. 7.4. Элементы наружной обшивки автомобильного кузова и других систем, выполненные из синтетических полимеров:
1 — передний и задний бамперы; 2 — решетка радиатора; 3 — корпус аккумуляторной батареи; 4 — капот; 5 — рассекатель воздушного потока; 6 — наружное зеркало; 7 — спойлер, устанавливаемый на крыше; 8 — облицовка боковины; 9 — задний спойлер; 10 — рассеиватель фары и его герметизация; 11 — откидная крышка заливной горловины; 12 — колпак колеса; 13 — порог двери; 14 — декоративная накладка; 15 — передний спойлер
В современном автомобиле имеется множество деталей, изготовленных из пластмассы. Поскольку к элементам кузова предъявляются разные требования, для их изготовления используют синтетические полимеры самой разной химической природы. На рис. 7.4 показаны возможные элементы кузова легкового автомобиля, выполненные из полимеров.
Как ухаживать за замшевыми изделиями
Замша, даже искусственная – довольно капризный материал. Боится повышенной влажности. В процессе эксплуатации искусственная замшевая ткань может терять свой первоначальный цвет. Замша светлых оттенков: белый, розовый, желтый, бежевый цвет и пр., пачкается быстрее и хуже чистится.
Проблема особенно актуальна, если сидения автомобиля выполнены в светлых тонах, а пассажиры предпочитают одежду темных цветов: черный, коричневый, серый или синий (темно), в авто часто находятся дети или осуществляется транспортировка домашних животных. В таких ситуациях рекомендуется проводить профилактические мероприятия: использовать накидки, стараться не оставлять жирных следов и других трудно-выводимых пятен, регулярно чистить (разрешается только сухая чистка, без излишков воды, строго по направлению ворса) от пыли, засохшей грязи, не допускать образования подтеков на обивке, застарелого налета.
Внимание
Очищать замшу следует незамедлительно. Чистить без надавливающих усилий. Когда обивка автомобиля просохнет после мытья, желательно поднять ворс, воспользовавшись щеткой с мягкой щетиной.
Для решения проблемы быстрой порчи замшевых салфеток (полотенец) для протирки советы следующие:
- после использования добиваться полного высушивания;
- при загрязнении чистить сразу, не дожидаясь впитывания грязи в волокна или засыхания пятен;
- для стирки использовать щадящие средства;
- не складывать влажными – держать в расправленном состоянии во избежание растрескивания и образования проплешин;
- оптимальный вариант сушки – при естественных условиях (вдали от горячей батареи, обогревательных электроприборов, прямого солнечного света). Это поможет салфетке оставаться мягкой.
Чтобы замшевое изделие – обивка или протирочная тряпочка, не приходило в негодность и дольше служило своему владельцу, нужно обеспечить своевременный правильный уход и соблюдение правил эксплуатации. Использовать ткань следует строго по назначению.
2021 textiletrend.ru
Общие сведения
При ремонте машин полимерные материалы получили широкое применение. Они имеют большой диапазон положительных свойств:
- хорошие фрикционные и антифрикционные качества
- достаточная прочность
- масло-, бензо- и водостойкость
- сохранение формы детали
- способность выдерживать определенную нагрузку и температуру
- простота восстановления и изготовления деталей и др.
Обладая ценными физико-механическими свойствами, полимерные материалы позволяют снизить трудоемкость ремонта и технического обслуживания машин на 20-30% и сократить расход дефицитных материалов (черного и цветного металла, сварочных и наплавочных материалов, припоя и т. д.) на 40-50%. К недостаткам полимерных материалов можно отнести изменение их свойств в зависимости от срока службы (старение), сравнительно низкую твердость, усталостную прочность и теплостойкость.
Для использования при ремонте машин рекомендованы следующие полимерные материалы: поликапроамид (капрон), полиэтилен, полистирол, полиамид, волокнит, эпоксидные смолы, синтетические клеи, герметики, анаэробные полимерные материалы и др. Промышленность выпускает специальные аптечки и наборы полимерных материалов для ремонта машин.
Использование полимерных материалов не требует сложного оборудования и высокой квалификации рабочих. Оно возможно в условиях специализированных ремонтных предприятий, в мастерских хозяйств, а также в полевых условиях.
Замша в уходе за автомобилем
Важно
Следует приобретать качественные изделия. Нестойкое окрашивание замши чревато порчей поверхности автомобиля. Риск увеличивается, когда для протирки автомобиля светлых тонов применяют тряпочки ярких и насыщенных цветов – красный, синий, черный.
Залог презентабельного внешнего вида авто – систематическая мойка, грамотная сушка, полировка деталей. В деле обслуживания важен правильный подход. Обычные сухие губки и протирочная бумага не всегда демонстрируют удовлетворительный результат. Наиболее подходящим средством для химчистки автомобиля является замша.
Этот мягкий и сравнительно тонкий материал считается достойным конкурентом другой современной ткани – микрофибры. Также как и искусственная замша, микрофибра состоит из синтетических волокон, но имеет несколько отличную фактуру.
Микрофибра – ткань последнего поколения с исключительной плотностью ворсинок. Можно сказать, что это замша, в основе которой лежат ультратонкие волокна.
Чем объясняется выбор замшевых салфеток как средства для ухода:
- не повреждает лакокрасочное покрытие – микроповреждений салфетка не наносит лишь при условии, что замша новая либо чистая, без засохших на ворсе посторонних частичек;
- удаляет излишки влаги, пыль, серый известковый налет (после мытья слабым раствором лимонной кислоты), следы от грязной одежды;
- обеспечивает уборку без влажных разводов, подтеков от воды;
- не теряет ворсинки, не способствует появлению плесени, очагов коррозии;
- лаковая поверхность остается блестящей, не тускнеет;
- не требует излишне щепетильного отношения подобно натуральной замше;
- быстро сохнет.
Палитра цветов очень богатая: от белого до черного, включая промежуточные оттенки. Бывает салфетка из замши розовая, бежевая, серая, синяя, зеленых оттенков, коричневая, иссиня-черная.
Чтобы избежать порчи имущества, рекомендуется предварительно постирать салфетку.
Разновидности протирочных средств из замши
В сфере ухода за автомобилем замша нашла не менее широкое применение. Она ценится за превосходную прочность, мягкость и впитывающую способность. Выпускается это популярное средство ухода в самых разных исполнениях, встречаются:
- впитывающие салфетки малых размеров 15х15, 30х40;
- впитывающее полотенце (в виде больших кусков), которые могут быть упакованы в тубусы, блистеры, продаваться поштучно, как знаменитая протирочная синяя замша (перфорированная, повышенной плотности, размером 55х40);
- замшевые рукавички (есть универсальные – двусторонние).
Предназначение изделий:
- нанесение защитных составов;
- выполнение располировки;
- чистка стекол, хромированных изделий, винила, пластика;
- различные виды уборки салона – мойка, сухая и влажная очистка;
- финальная сушка.
Привариваем заплатку на трещину в головке двигателя
Вы можете также приварить заплатку, для этого вам понадобятся медные электроды, обернутые жестью. В завершение швы необходимо покрыть эпоксидной пастой.
Эпоксидную пасту, о которой мы уже упомянули, можно использовать для устранения трещин в головке и блоке двигателя еще и другим способом. Для этого необходимо зачистить их поверхность, просверлить на концах трещины небольшие отверстия, после в них следует нарезать резьбу и ввернуть заподлицо заглушки из меди или алюминия. Затем необходимо обезжирить поверхность (для этого подойдет ацетон или бензин). После с помощью шпателя нужно наносить слой за слоем, в результате у вас должен получиться слой толщиной 3-4 миллиметра. После этого в течение суток эпоксид должен застыть, а если создать стоградусную жару, то он затвердеет за пару часов. В завершение следует отшлифовать поверхность и готово!
Для третьего способа ликвидации трещин нам вновь потребуется эпоксидная паста и стеклоткань, которую будем использовать в качестве заплатки. Подготовительный этап к работе аналогичен выше представленному, только каждый слой пасты нужно чередовать со стеклотканью. Не пожалейте, делайте заплатку с запасом в несколько миллиметров, иначе результат будет неудовлетворительным. Последний слой должен быть эпоксидным.
И завершающий на сегодня, но не последний в общем списке, вариант реанимирования трещин блока и головки двигателя – с помощью штифтов. Для этого в самом начале по всей трещине просверливаем отверстия на расстоянии 7-8 мм друг от друга. Нарезаем резьбу и ввертываем прутки из меди на глубину соответствующую толщине стенки. Затем обрезаем их ножовкой, оставляя выступающие над поверхностью детали на несколько миллиметров концы. После несильными ударами расчеканиваем концы штифтов, которые и образуют сплошной шов. Для закрепления результата в завершение можно покрыть это все эпоксидкой.
Мы описали наиболее подходящие для самостоятельного устранения трещин в головке и блоке двигателя варианты, однако на этом неприятности с авто, к сожалению, не заканчиваются, проблемы могут еще возникнуть при износе распредвала, а также при отработке амортизаторов. В любом случае, не отчаивайтесь, все это легко устранить своими руками, лишь следуя нашим нехитрым рекомендациям.
Главная →
Своими руками →