Покупка и продажа запасных частей
После покупки запчастей ТМЦ приходуются и размещаются на склад для хранения. Учет поступления производится на основании первичных документов.
Документы | Порядок применения |
Договор | Используется форма поставки, купли-продажи |
Транспортная накладная | Подтверждает отгрузку ТМЦ |
Накладная ТОРГ-12 | Применяется для получения информации о ТМЦ – номенклатуре, количестве, параметрах и подтверждения передачи |
Авансовый отчет | Используется для документального подтверждения закупки, произведенной подотчетным лицом |
Платежные документы – поручения, БСО, квитанции, чеки, ПКО | Подтверждают факт оплаты за поставку, что является обязательным условием для учета затрат на предприятиях с кассовым методом учета доходов и расходов |
Продажа запчастей производится в рамках обычной деятельности либо в порядке реализации остатков. При реализации ТМЦ:
- Используются документы, аналогичные оформлению покупки.
- Предприятия на ОСНО или УСН учитывают стоимость приобретения в составе расходов. Продажа производится оптовым или розничным покупателям.
- При реализации запчастей организациями на ЕНВД реализация производится только розничным покупателям.
Продажа запчастей осуществляется предприятиями, заявившими в составе видов деятельности торговлю непродовольственными товарами.
Составляем акт списания запчастей на автомобиль
Форма акта законодательно не установлена. Компании разрабатывают бланк самостоятельно, включая в него все необходимые реквизиты для подобных документов. Список реквизитов указан в ст. 9 ФЗ №402 от 06.12.2011 г. (закон «О бухгалтерском учете»). К ним относятся: наименование предприятия или компании, наименование бумаги, дата и место ее составления, структурное подразделение, факт хозяйственной жизни предприятия, единицы измерения и т.д.
Важно! Бланк утверждает руководитель организации в учетной политике. Структура документа стандартная: должны быть шапка и основная часть
В шапке надо указать следующую информацию:
Структура документа стандартная: должны быть шапка и основная часть. В шапке надо указать следующую информацию:
- полное наименование организации;
- структурное подразделение, в котором списывают запчасти;
- наименование и номер документа;
- дату и место создания.
Также должны быть предусмотрены графы для утверждения документа руководителем. Он должен поставить дату и подпись после прочтения акта.
В основной части указывают такие данные:
- Состав комиссии. Здесь перечисляют должности и ФИО председателя и членов комиссии. В состав могут входить руководитель подразделения, сотрудник ремонтного отдела, бухгалтер и т.д.
- Основание для проведения списания автозапчастей. Отмечают, это приказ или распоряжение, и указывают его реквизиты: номер и дату подписания.
- Период, за который списывают запчасти.
- Какие запчасти были списаны и на какую сумму. Данный пункт лучше оформить как таблицу. Можно использовать такие графы: порядковый номер, название детали, единицы измерения, количество, номер транспортного средства, на ремонт какого узла автомобиля потрачены запчасти, реквизиты дефектной ведомости.
Далее подводят итог: после таблицы отмечают, сколько всего запчастей было списано и на какую сумму.
Документ заканчивают подписи председателя, членов комиссии и руководителя в графе для утверждения бумаги.
К сведению! При обнаружении фактических ошибок используют стандартный порядок действий. Нужно аккуратно зачеркнуть слово или число с ошибкой, рядом или сверху написать правильный вариант, затем поставить отметку «Исправленному верить» и подпись. Все члены комиссии должны быть ознакомлены с исправлениями.
После подписания акт отправляют в бухгалтерию для отражения факта списания в бухгалтерском учете.
Как учитывать запасные части в соответствии с МСФО?
Одной из самых больших проблем, связанных с учетом основных средств, является учет запасных частей, технического обслуживания оборудования, резервного оборудования и других подобных объектов.
Стандарты МСФО мало что говорят об этой теме и дают ограниченное руководство по данному вопросу, что, как следствие, приводит к тому, что компании должны полагаться на тщательный анализ ситуации и свое профессиональное суждение.
Давайте попробуем проанализировать один из основных вопросов, связанных с запасными частями и аналогичными предметами, а именно — должны ли они признаваться в качестве объектов основных средств или в качестве товарно-материальных запасов?
Регистры учета запасных частей для ремонта ОС
В бухгалтерском учете отражение движения запчастей производится на счете 10. К счету открываются субсчета для учета новых деталей (5), вышедших из строя запчастей (6), материалов, переданных подрядчику для осуществления ремонта (7).
В бюджетном учете для получения информации о запасных частях, выданных взамен изношенных, используется счет 09. Организация должна утвердить перечень деталей, учитываемых по счету. Срок использования запчастей меньше периода эксплуатации имущества, что требует учета замененных деталей, не изменяющих первоначальную стоимость. При передаче запасной части для проведения ремонта собственными силами или с помощью подрядный организаций стоимость списывается со счета и учитывается за балансом.
Учет запчастей, полученных в результате демонтажа
Поступление запчастей может производиться в результате демонтажа ОС. Детали, пригодные для дальнейшего использования, возникают при списании основного средства вследствие прихода его в нерабочее состояние или в результате замены на новые. Детали, замененные в рамках текущего или иного вида ремонта, не списываются и подлежат поступлению на склад.
Дальнейшее движение запчасти требует оценки комиссии. Пригодные для дальнейшей эксплуатации материалы подлежат ремонту и хранению на складе. Постановка на учет осуществляется по рыночной стоимости, утвержденной комиссией. Полностью вышедшие из строя запчасти актируются с последующей реализацией в виде лома или утилизацией. Форма акта произвольная, составление осуществляется комиссией.
Учет запасных частей стоимостью свыше 40 000 рублей
Ряд видов техники имеют дорогостоящие запчасти. Приобретение деталей для дальнейшей замены вышедших из строя после оприходования их на склад. В бухучете имеется ограничение для имущества в пределах 40 000 рублей, свыше которого объект долговременного пользования относится к ОС.
Одновременно отнесение запчасти к объекту основного средства не может быть произведено в связи с отсутствием основного условия – самостоятельной эксплуатации. Запасная часть является неотъемлемой частью основного средства и не используется отдельно для ведения деятельности. При поступлении дорогостоящей запчасти на склад учет идентичен оформлению стандартных операций ТМЦ.
Другие варианты хранения
Если гараж не отличается большими габаритами или он вообще отсутствует, можно рассмотреть другие варианты хранения. Среди них – услуги складов. Существует специализированное оборудование, которое позволяет рационально использовать всю свободную площадь и объем складского помещения. Самые важные детали можно держать в багажном отделении авто или в небольшой кладовой, предусмотрев для них отдельных ящик.
Крупные изделия, которые редко эксплуатируются, лучше отправить на склад. К примеру, в больших городах уже давно функционируют заведения, предлагающие услугу хранения комплекта колесных шин. Когда наступает соответствующий сезон, остается забрать свою резину, оплатив стоимость аренды ячейки.
Сложные механизмы и узлы лучше законсервировать. Для этого их нужно обработать специальными составами и защитить от влаги и пыли. Чем дольше планируется хранение комплектующих, тем более ответственно стоит подходить к вопросам выбора смазочных средств для консервации. Недобросовестная подготовка и неблагоприятные условия хранения, включая резкие температурные скачки, переизбыток влажности и т. д. могут вызвать повреждение механизмов и привести к их коррозии.
Поэтому если вы сомневаетесь, что в домашнем гараже невозможно обеспечить подходящую среду для хранения деталей, лучше обратитесь в специализированные склады.
Документальное оформление
Если организация ремонтирует автомобиль самостоятельно, а ремонтное подразделение находится на ее территории, то при списании запчастей оформите требование-накладную по форме № М-11. Если запчасти передаются для ремонта в подразделение, которое находится за пределами территории организации, или подрядчику, то оформите передачу накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Такие правила предусмотрены пунктом 100 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, и указаниями по заполнению форм № М-11 и № М-15, утвержденными постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.
Ситуация: нужно ли составлять акт по форме № ОС-3 при замене запчастей в автомобиле?
Если местонахождение автомобиля при замене запчастей не меняется, то составлять акт по форме № ОС-3 не нужно.
Это объясняется тем, что составление акта по форме № ОС-3 обязательно при приеме-сдаче автомобиля от заказчика к исполнителю (указания по заполнению формы № ОС-3, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2001 г. № 7). Если автомобиль ремонтирует сотрудник организации (например, водитель), то приема-передачи основного средства не происходит. При этом замену детали необходимо документально подтвердить (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для этого можно составить акт о замене запчастей в автомобиле. Типовой формы такого документа не предусмотрено, поэтому его можно составить в произвольной форме.
Совет: чтобы упростить документооборот, акты о замене запчастей в автомобиле можно составлять в конце месяца по каждому исполнителю работ.
Автомобиль в аренде
Существуют два вида договора аренды автомобиля:
- без экипажа;
- с экипажем (временное фрахтование).
В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде. Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор. Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.
Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:
- если автомобиль является амортизируемым – на основании ст. 260 НК РФ вне зависимости, прописано это в договоре или нет;
- если авто амортизации не подлежит (например, арендовано у частного лица или организации на спецрежиме) – на основании ст. 264 НК РФ (п. 1-49).
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей у организации на УСН признаются однозначно, только если эти автомобили амортизируются. Об этом сказано в ст. 346.16 (п. 4) НК РФ: в перечень ОС включаются те основные средства, которые признаны амортизируемыми (исходя из положений гл. 25 НК РФ). Следовательно, в расходах можно учитывать затраты только амортизируемых автомобилей. Указаний на возможность включать в расходы ремонт и техобслуживание арендуемых у частных лиц автомобилей, которые не подлежат амортизации, у упрощенцев нет. Может возникнуть ситуация, которую налоговые органы вправе трактовать не в пользу арендодателя.
Во втором случае автомобиль арендуется с экипажем. Арендодатель предоставляет за плату, помимо самого автомобиля, и услуги водителя. Здесь, согласно 634 ГК РФ, арендодатель самостоятельно производит ремонты как текущие, так и капитальные.
Внимание! Затраты на приобретение запчастей организацией невозможно будет признать в расходах, поскольку их приобретение является по законодательству обязанностью арендодателя и входит в понятие ремонта автомобиля
Какие налоговые режимы применяют в автосервисе
Прежде чем открыть бизнес, нужно правильно определиться в выборе налоговой системы, поскольку от этого напрямую зависит рентабельность предприятия. Автосервисы могут работать на ОСН и спецрежимах — УСН, ЕНВД и патенте. ООО выгоднее работать прежде всего на традиционной – основной системе, а ИП предпочитают упрощёнку обоих типов и патент.
1. Организация на ОСН может максимально использовать свои возможности в бизнесе, потому что не имеет ограничений по числу работников, выбору поставщиков и другим показателям. При расчёте с «физиками» за авторемонт разрешается выдавать вместо чеков БСО. Если деятельность приостанавливается, налоговая нагрузка минимальна. Однако, в целом налоговое бремя достаточно велико, к тому же из-за сложности налогообложения и специфики учёта бухуслуги могут обойтись недёшево.
2. Организации и ИП на УСН имеют немало преимуществ, поскольку бухучёт значительно упрощается — особенно в режиме «доходы», а налоговая нагрузка снижается (платежи уменьшаются на сумму страхвзносов). Расчёты с частниками проводят по кассе или выдают бланки отчётности за ремонт, но при продаже запчастей пробивают только чеки. Юрлица могут рассчитываться за услуги по безналу на р/с. Есть и ограничения на упрощёнке – в штате максимум сотня человек, годовая выручка не превышает 60 млн. руб.
3. Организации и ИП на ЕНВД выигрывают за счёт предельной простоты расчётов: вести учёт практически не нужно, ведь налог предоплачивают заранее, а его сумму уменьшают на страхвзносы, при этом лимитов по выручке нет. Однако, существует ограничение – в штате не более сотни человек. Приостановка бизнеса из-за недостатка клиентов будет невыгодной, потому что налог уплачен вперёд. Работая на вменёнке, можно значительно сэкономить на бухучёте.
4. ИП на патенте может работать максимум в течение года и сэкономить на налогах примерно 20%, по сравнению с другими режимами. Выгода очевидна для автослесаря, работающего в одиночку. В любом случае и здесь нужно учитывать ограничения: максимум работников -15, лимит по обороту – 60 млн. руб. в год.
УЧЕТ И КОНТРОЛЬ
Итак, мы с вами соорудили «коробочку», оборудовали ее и наполнили нужным товаром. И двинулись в путь. Теперь начинается самое сложное — товар приходит и уходит, причем разными путями: в техцентр для ремонта, в розничную продажу (если таковая практика имеется), на закрытие гарантийных претензий, если у вас есть еще и автосалон. Все течет, все изменяется, и, следовательно, необходимо постоянное пополнение номенклатуры, учет, как говорил классик одного незабываемого учения, и контроль.
В крупных автосалонах движение запасных частей и комплектующих условно можно разделить на четыре основных направления.
Наиболее оптимальная схема работы примерно такова.
Детали выдаются со склада по расходным накладным в отдел розничной и оптовой продаж, а также по ранее размещенным заказам в этих отделах.
Выдача запчастей в технический центр производится на основании наряд-заказа для каждого конкретного автомобиля, находящегося в данный момент на ремонте. Для автосалона детали поступают на основании карточки доукомплектации или других документов, разработанных непосредственно в конкретной фирме, потому как единой формы документооборота не существует.
Нужно предусмотреть возможность возврата клиентом детали. В этом случае деталь должна вернуться по приходной накладной на основании расходного документа. Делается так для того, чтобы количество деталей на складе, числящихся по базе данных, соответствовало фактическому. Немного сложнее обстоит дело с гарантийными деталями, их реализация ведется не только на основании наряд-заказа, но и еще на основании гарантийной заявки. Все эти документы в обязательном порядке должны отслеживаться соответствующими службами и отображаться в базе данных для ведения статистики отказов и спроса на конкретные типы деталей.
Одной из крупных проблем жизнедеятельности склада является задача подбора номенклатуры и скорость оборачиваемости склада.
Для успешной и прибыльной деятельности техническим центрам нужно стремиться к ускорению оборачиваемости складских запасов. Сделать это можно на основе проведения аналитической работы за год, месяц, неделю. То есть нужно постоянно делать сверку, сколько и какого наименования было продано за текущий период.
Огромную роль в этом деле играет так называемая «статистика упущенных продаж». Например, клиент хочет приобрести в отделе розничной торговли какую-либо деталь. Менеджер, проверив по базе данных, выясняет, что ее на складе нет. Клиент уходит, а через неделю ситуация повторяется. Если эта информация не фиксируется нигде, кроме как у менеджера в голове, то смело можно сказать, что она утеряна. Для правильного ведения данной статистики в базу данных должна быть занесена вся номенклатура выпускаемых конкретным производителем деталей, порой эти базы достигают 300-500 тыс. каталожных номеров.
Если сделано так, то картина будет выглядеть следующим образом. Менеджер, определив точный каталожный номер запрашиваемой позиции, проверяет в базе данных наличие. Если деталь отсутствует, то она автоматически заносится в таблицу упущенных продаж. По истечении определенного срока (неделя, месяц, квартал) по этой таблице делается выборка по условию, что на складе необходимо иметь деталь с количеством обращений не менее 3 в неделю и не менее 10 в месяц.
В свою очередь, менеджеры и начальники складов должны прекрасно понимать, что на складе автотехцентра, особенно работающего по иномаркам, должны в основном находиться детали для автомобилей не старше 3-5 лет с момента начала производства. Как показывает практика, на детали для этих автомобилей основной спрос, в частности, на оригинальные детали. Он составляет около 85% от общего объема продаж, так как для владельцев иномарок, у которых возраст их авто превышает 6 и более лет, «оригинал» очень дорог, и они вынуждены искать дешевый «неоригинал» или отправляться на площадки разборок подержанных авто.
НАПОЛНЯЕМ ТОВАРОМ
Первая проблема, с которой придется столкнуться при заполнении склада, — приходование поступающих деталей и запчастей. Поступившие детали должны быть правильно оприходованы. То есть назамедлительно занесены в базу данных с отметкой о закупочной и розничной стоимости, русским, если речь идет об импортных деталях, наименованием и в соответствии с каталожными номерами. Если вам приходится работать с так называемыми «оригинальными» и «неоригинальными» деталями, то необходимо вести отдельный учет неоригинальных деталей, так как понятно, что их спецификация отличается от той, которая указана в «фирменных» каталогах производителей. При этом скорее потребуется озаботиться созданием «таблицы соответствия», если таковой не существует. Некоторые производители запчастей, например Bosch, имеют каталоги, где собственные номера деталей приведены в соответствие с номерами, присвоенными тем же деталям самим автопроизводителем.
Этап приходования запчастей крайне важен, потому что от того, насколько правильно проведена эта операция, зависит вся дальнейшая работа с номенклатурой.
Азбучные истины, скажете? Может быть, но многолетний опыт работы автора этих строк в отделе запчастей одного из дилерских техцентров показывает, что многие их просто не знают, идут ощупью, методом проб и ошибок. А тем временем на складе царит бардак, который, понятное дело, отнюдь не способствует успеху деятельности техцентра.
Так вот, продолжая разговор об «азбучных истинах», позволим себе обратить внимание на этап, следующий непосредственно за приходованием «товара».
Детали надо попросту разложить на полках и стеллажах. Не знаю, как там принято складировать памперсы, но применительно к автозапчастям следует обязательно придерживаться ряда незыблемых принципов. Во-первых, товар должен размещаться на складе по адресному хранению, что существенно упрощает поиск.
Во-вторых, все «железо» должно быть разбито по группам, которые лежат отдельно, например:
- детали передней подвески — стеллаж №1, полка №1;
- детали тормозной системы — стеллаж №1, полка №2 и т.д.;
- расходные материалы — стеллаж №2, полка №1-3 и т.д.;
- кузовные элементы — cтеллаж №3;
- неоригинальные детали должны храниться в отдельном месте, так же, как и были оприходованы, это должно исключить путаницу на складе;
- детали, пользующиеся повышенным спросом — такие, как фильтры, свечи, тормозные колодки, приводные ремни, — лучше разместить как можно ближе к зоне их выдачи, это значительно сэкономит как время работника технического центра, склада, так и время клиента.
Более тяжелые агрегаты и детали трансмиссии должны располагаться на нижних стеллажах, но опять же ближе к зоне их выдачи из-за их немалого веса. Детали оптики, радиаторы можно разместить на более высоких ярусах, так как их вес незначителен, а спрос невысок. В данной ситуации поговорка «подальше положишь, поближе возь-мешь» не работает.
Как производить расчётные операции в автосервисе
За оказанные услуги с частными лицами нужно рассчитываться по онлайн-кассе, с организациями – по безналичной оплате на р/с. Бухгалтер обязан вести раздельный учёт по каждой услуге, и отслеживать движение денег, основных средств (ОС), нематериальных активов (НА), а также платежи с поставщиками. Кроме того, ИП или организации закупают необходимое оборудование, материалы, инструменты, запчасти для проведения ремонтных и прочих работ.
Бухучёт в автосервисе удобно переводить на удалёнку через заключение договора с бухгалтерской компанией на аутсорсинг, что обойдётся дешевле, чем содержание собственных специалистов в штате. Плата за бухуслуги зависит от специфики работы предприятия: режима налогообложения, видов деятельности, численности персонала и прочих условий.
Учет поступления на хранение запасных частей: проводки
Аналитический учет запчастей ведется в рамках номенклатуры (однородных групп) по стоимости приобретения. Основанием для получения учетных данных служит накладная.
Пример поступления запчастей
ООО «Планер» имеет на балансе автомобиль, используемый для служебных целей. Для проведения среднего ремонта требуется приобретение редуктора в сумме 25 700 рублей, включая НДС 3920,34 рубля. В учете предприятия вносятся записи:
- Отражена поставка запчасти: Дт 10/5 Кт 60 на сумму 21 779,66 рублей;
- Учтен НДС, предъявленный поставщиком: Дт 19 Кт 60 на сумму 3 920,34 рублей;
- Учтена оплата поставщику: Дт 60 Кт 51 на сумму 25 700 рублей.
Складской учет осуществляется с использованием карточек учета материалов № М-17 в ручном или электронном виде. Особая необходимость ведения карточек возникает при использовании в организации обменного фонда запчастей, ремонтируемых и устанавливаемых в дальнейшем на ОС.
Предприятия самостоятельно определяют перечень учетных документов для ТМЦ. В ряде организаций с небольшим складским поступлением и отпуском ведется журнал учета движения запасных частей. При наличии автоматизированного учета журнал не используется.
Бухгалтерский учет
В случае если автомобиль заказчика остается в организации автосервиса на некоторое время, его учет ведется на забалансовом счете 002 «Имущество, принятое на ответственное хранение».
Запчасти, полученные от заказчика для ТО и ремонта автомобиля, собственностью организации автосервиса не являются, поэтому они учитываются обособленно от собственных запчастей (материалов), за балансом. Для отражения организацией автосервиса движения запчастей, принадлежащих заказчику и поступивших от него для ремонта, типовым планом счетов отдельного счета не предусмотрено. По этой причине считаем возможным организациям автосервиса учитывать такие ценности на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку»: по дебету счета отражать поступление запасных частей и материалов от заказчика, по кредиту — их списание на ремонт, техобслуживание автомобиля заказчика. Учет запчастей, поступивших для ремонта, следует вести в оценке, указанной заказчиком.
Выручка от реализации работ по ТО и ремонту автомобиля, а также расходы, связанные с их выполнением, признаются соответственно доходами и расходами по текущей деятельности организации и отражаются в бухучете автосервиса на дату их выполнения.
Налогообложение. Обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по ТО и ремонту автомобилей облагаются НДС по ставке 20%. Момент фактической реализации определяется как дата передачи выполненных работ в соответствии с оформленными документами (актами выполненных работ, заказами-нарядами и др.). Если заказчик не подписал документы за отчетный месяц (квартал) до 20-го числа (включительно) месяца (квартала), следующего за отчетным, днем выполнения работ признается день составления данных документов.
Налоговая база определяется исходя из стоимости выполненных работ, рассчитанной на основании сформированных тарифов, и цен на использованные запасные части, иные материалы (кроме запчастей и материалов заказчика).
Прибыль (убыток) от реализации работ организациями автосервиса определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров, учитываемыми при налогообложении. При этом стоимость запасных частей, поступивших от заказчика, не учитывается.
Похожие новости
■Советы
Июн 19, 2021
■Советы
Июн 16, 2021
■Советы
Июн 16, 2021
■Советы
Июн 16, 2021
■Советы
Июн 16, 2021
■Советы
Июн 7, 2021
Учет списания запасных частей для проведения ремонта
Списание деталей производится на основании формы М-11 или записи о расходовании материалов в карточке № М-17. До списания запчастей комиссия составляет дефектную ведомость произвольной формы.
С помощью ведомости определяются: (нажмите для раскрытия)
- Идентификация и состояние объекта.
- Мероприятия, необходимые для поддержания рабочего состояния объекта ОС, включая перечень деталей, подлежащих замене.
- Сумма, необходимая для проведения замены частей.
- Причины, вызвавшие необходимость ремонта.
Документ подписывают члены комиссии и руководитель. Наличие ведомости позволяет подтвердить экономическую обоснованность ремонта и отделить назначение работ от модернизации или реставрации.
Важность отделения модернизации от ремонта определяется порядком налогообложения. Расходы, связанные с ремонтом ОС, включаются в состав текущих расходов
Для проведения плановых ремонтов на предприятии создается резерв. Стоимость резерва определяется отдельно для малоценных и дорогостоящих видов ремонта. Предприятие должно установить сумму, превышение которой ремонт определяется как дорогостоящий.
Для чего нужен акт списания запчастей
Предприятия, использующие автомобили, регулярно осуществляют учет операций, отражающих оборот запчастей для них. При этом предполагается фиксация следующих основных операций с данными материалами:
- Оприходование.
- Перемещение из одного подразделения фирмы в другое.
- Списание в ремонт.
Как учитывать запасные части, предназначенные для технического обслуживания и ремонта основных средств, при применении нового ФСБУ 26/2020, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Посмотреть разъяснения можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.
В каждом случае используются свои оправдательные документы. Если говорить о 3-й операции, то в качестве соответствующего документа многие фирмы задействуют самостоятельно разработанную форму акта списания запчастей на автомобиль, основной особенностью которого становится обоснование необходимости замены соответствующей запчасти.
Этот акт можно использовать в качестве альтернативы таким унифицированным бланкам, как накладная (составляется по форме М-15) или требование-накладная (составляется по форме М-11), которые не всегда отвечают специфике движения запчастей, принятой в организации при списании в ремонт.
М-11 и М-15 — унифицированные формы, отражающие отпуск ТМЦ со склада (Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а). В то же время актом списания в ремонт можно оформить передачу ТМЦ не только со склада, но и между подразделениями фирмы.
О формах М-11 и М-15 читайте в статьях:
- «Порядок заполнения формы М-11 требование-накладная»;
- «Унифицированная форма № М-15 — бланк и образец».
Если списали автомобиль, оставшиеся от него запчасти нужно оприходовать. Как правильно это сделать узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно изучите материал.
Неверные действия по учету операций с запчастями
В учете запчастей встречаются распространенные ошибки
Операция | Неверная позиция | Верная позиция |
Стоимость основного средства после замены запчасти | Увеличивается | Стоимость ОС не увеличивается при неизменности функций |
Оформление акта на установку | Не составляется | Составление акта является обязательным для подтверждения расходов |
Возврат замененной запчасти на склад | Не производится | Деталь, замененная при ремонте, подлежит возврату на склад |
Порядок движения материалов имеет осуществляется по одинаковым принципам вне зависимости от размеров предприятия или количества объектов.