Ремонт рамы автомобиля
Рама автомобиля является главной опорной структурой, к которой прикрепляются другие компоненты.
Рамная конструкция кузова применялась практически на всех автомобилях в мире до начала 1960‑х годов. Первые рамы изготавливались из дерева (чаще всего ясеня). В 1930‑х годах на смену деревянным пришли стальные рамы. С течением времени, практически все пассажирские автомобили изменили свою конструкцию на «несущий кузов» (см. статью “Конструкция несущего кузова автомобиля”). В наши дни рамный кузов применяется, в основном, для внедорожников, грузовиков и автобусов. Продольные балки рамы принимают на себя основные нагрузки. Поперечины обеспечивают сопротивление боковым нагрузкам и увеличивают торсионную жёсткость.
Содержание:
Рама с одним слоем металла используется на большинстве небольших и средних транспортных средствах. Некоторые рамы состоят из двух слоёв металла, имеют дополнительную балку внутри главной балки. Такой дизайн даёт повышенную прочность без потери гибкости. Такая конструкция может быть на больших грузовиках. Часто двойной металл используется только на отдельных секциях рамы. Различные производители имеют свои собственные концепции дизайна и разработки, благодаря которым достигают необходимых характеристик рамы.
Главные функции рамы на транспортном средстве:
- Удерживать механические компоненты и кузов.
- Принимать на себя статические и динамические нагрузки.
- Рама должна не только давать хорошую поддержку для кузова и его компонентов, но, в тоже время, обеспечивать гибкость. Такая гибкость необходима, так как жёсткая рама, наиболее вероятно, треснет, чем гибкая, которая сможет согнуться и возвратиться обратно после прекращения нагрузки. Рама с торсионной гибкостью также уменьшает нагрузку на подвеску при езде по неровностям дорог.
Обгон и пересечение
Нелишним будет вспомнить определение. Организованная транспортная колонна − это группа, состоящая из трех (или больше) механических транспортных средств, которые с равной скоростью перемещаются по одной полосе друг за другом. У каждого автомобиля обязательно должны быть включены фары. Впереди организованной колонны всегда присутствует головное транспортное средство. Его легко опознать по цветографическим схемам и включенному сине-красному проблесковому маячку.
Источник изображения: vesti.ua
Кстати, на практике длинные колонны обычно замыкают еще одним сопровождающим автомобилем, который также имеет «мигалку» и цветографические схемы. Это необходимо для того, чтобы остальные водители наверняка смогли сориентироваться.
Если группу военных КАМАЗов (или какой-либо другой техники) не возглавляет такой автомобиль, ее нельзя считать организованной колонной. Следовательно, обгонять эту «колейку» можно по общим правилам. Если встречная полоса загружена транспортом, грузовики придется опережать по одному. При этом занимать между ними пространство не возбраняется.
Если же полоса для встречного транспорта свободна, обогнать можно сразу несколько автомобилей. Главное − убедиться в безопасности такого маневра (несколько раз посмотреть по зеркалам и оценить на глаз расстояние, которое у вас есть в запасе).
А как быть, если сопровождающее транспортное средство есть? В этом случае обогнать организованную колонну можно только целиком. Если же водитель головного автомобиля включит сирену, то маневрирование и вовсе запрещается. Тогда действительно придется подождать, пока вереница грузовиков не свернет с дороги (пункт 3.2 ПДД).
Пересекать такую колонну (например, на перекрестке) также строго запрещается. Об этом говорится в пункте 2.7 Правил дорожного движения.
Источник изображения: hightech.fm
Наказание
За занятие места в организованной колонне или ее пересечение предусмотрен административный штраф. Санкции за данный проступок устанавливает часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Размер наказания фиксирован − в 2020 году он составляет 1500 рублей. Предупреждение данной нормой не предусмотрено.
А вот обгон колонны, головной автомобиль которой включил сирену и проблесковый маячок, карается более строго. За подобный маневр водитель может лишится прав на 4-6 месяцев. Такое деяние квалифицируют уже по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Самым мягким наказанием будет штраф в сумме 5000 рублей.
Помните, что организованная колонна далеко не всегда состоит именно из грузовиков. В нее могут входить любые транспортные средства: автобусы, легковые автомобили и даже мотоциклы. Правила маневрирования во всех случаях едины. И наказание за нарушение Правил дорожного движения всегда будет одинаковым.
Правила обгона колонны с детьми
Нередко случается, что автоколонна, организованная в сопровождении работников ГИБДД осуществляет перевозку детей. В таком случае при обгоне необходимо руководствоваться стандартными правилами.
Важно лишь помнить, что маневр данный не должен:
- мешать другим участникам дорожного движения, создавать аварийные ситуации;
- подразумевать перестроение между автомобилями таковой колонны.
Обгон колонны перед ЖД переездом, а также обгон колонны по полосе торможения также не допускается.
Сам маневр, требующий выезда на встречную полосу, должен осуществляться в соответствии со стандартными правилами. Не допускаются нарушения. В противном случае может быть назначено достаточно суровое наказание.
Гл. №11 ПДД достаточно подробно затрагивает вопрос свершения обгона. На данный момент ст. №11.2 определяет ситуации когда водителю запрещается осуществлять обгон.
В перечень таковых стандартных ситуаций сегодня входит следующее:
- находящееся впереди транспортное средство осуществляет обгон, поворот или же объезд препятствия;
- движущееся впереди транспортное средство включило поворотник;
- движущееся позади транспортное средство включило поворотник, начало обгон.
Обгон автоколонны возможно осуществлять только лишь в случае, если он не создает опасных аварийных ситуаций и полностью безопасен для других частников дорожного движения.
Прямо запрещается осуществлять обгон не только автоколонны, но и любых транспортных средств:
- на перекрестках – регулируемых и нерегулируемых;
- на пешеходных переходах – особенно при наличии на таковом пешеходов;
- на железнодорожных переездах, а также ближе чем 100 м перед таковыми;
- на определенных объектах дорожной инфраструктуры: мосты;
- путепроводы;
- опасные повороты и другие.
в конце подъема – когда имеет место ограниченная видимость из-за изгиба рельефа.
Со всеми особенностями такового маневра нужно заранее ознакомиться. В определенных случаях подразумевается лишение водительского удостоверения – за некоторые виды нарушений.
Типы рам автомобилей
Типы рам в зависимости от конструкции:
- Рама лестничного типа (имеет такое название из-за сходства с лестницей)
- Рама, совпадающая с периметром кузова автомобиля (классическая, подобна раме лестничного типа)
- Х‑образная (применялась в американских автомобилях 1950–1960 годах)
- Пространственная рама (space frame), трёхмерная конструкция из труб.
Типичный материал, используемый для создания рамы автомобиля – углеродистая сталь или сплавы алюминия (чтобы достичь конструкции более лёгкого веса).
В случае с отдельной рамой, она сделана из структурных элементов, называемых балками. Это простые конструкции из стальных профилей разного сечения.
- Секции рамы могут быть изготовлены из С‑образного профиля (наиболее распространённый тип балок).
- Коробчатого профиля (квадратной трубы)
- трубчатых секций (труба круглого сечения).
Рамы могут иметь закруглённые арки. Таким образом, вместо того, чтобы возвышаться над полуосями, рама с арками располагается ниже, примерно вровень с полуосями и огибает их.
Как выпрямить раму?
Большая часть энергии во время аварии поглощается рамой.
В зависимости от природы аварий, могут возникнуть дефекты следующих видов:
- Смещение в горизонтальной и/или вертикальной плоскости
- Скручивание рамы
- Искривление рамы
- Искривление поперечин
Часто, при аварии, возникают несколько видов повреждений одновременно. Часть рамы может сдвинуться как в бок, так и одновременно вниз.
При незначительном повреждении раму можно выправить. Если повреждение слишком серьёзное, чтобы его можно было устранить, то вырезается повреждённый металл и приваривается новый, с учётом размеров расстояний между контрольными точками. Сварочные соединения усиливаются специальными накладками. Как правильно резать сваривать и усиливать раму мы рассмотрим в этой статье ниже.
Повреждённая рама может быть причиной наклона кузова на одну сторону, повышенного износа элементов подвески и покрышек. Два наиболее частых повреждения рамы – скручивание и сгибание вниз (иногда одновременно в бок). Отличие этих двух повреждений едва различимое, но важное с точки зрения ремонта. К сожалению, ремонт изгиба как скручивания или наоборот может вызвать дополнительные повреждения, которые будет сложно или невозможно устранить.
Скручивание рамы может произойти, если автомобиль с разгона попал в траншею. Один из главных симптомов скрученной рамы – автомобиль наклоняется вниз с одной из сторон. На фото ниже можно увидеть сильное скручивание рамы, глядя с задней части автомобиля. Одна сторона рамы смещается вниз, а другая вверх. При таком повреждении автомобиль может вести себя нестабильно, особенно на поворотах и на высокой скорости. Скручивание рамы обычно бывает только в её центральной секции. При этом повреждение может проявляться по всему кузову. После ремонта края рамы встанут на место, так как скрученная центральная секция их держала в неправильном расположении. Если не правильно диагностировать скручивание рамы и править её неправильно расположенные отдельные части, то можно только усугубить повреждение.
На пикапе заметен наклон одной части кузова из-за изменения геометрии рамы.
Другой вид деформации, когда одна из продольных балок смещена, то это влияет и на центральную секцию. Рама принимает форму параллелограмма. Такое повреждение может влиять на подвеску и, при движении, машина будет ехать под углом (передняя ось может не на одной линии с задней).
Перекос рамы может изменить положение подвески
Измерение «геометрии» рамы должны выявить степень её повреждения. После понимания направления и степени смещения элементов рамы, рама закрепляется и применяется специальное вытягивающее оборудование для возвращения первоначальной формы. Используются гидравлика и цепи. Нужно избегать концентрированного воздействия в одно точку, подкладывая деревянные блоки, чтобы распределить усилие на большую площадь.
Рама имеет так называемую память. Металл стремиться возвратиться в первоначальное положение. Важно правильно «помочь» ему принять оригинальную форму и положение при помощи вытягивающих устройств. Неправильные действия при ремонте становятся причиной дополнительной деформации рамы и усложнения ремонта.
Главное правило при вытягивании в кузовном ремонте, которое относится и к раме – вытягивать в противоположном удару направлению и последовательности. Вытягивать деформацию нужно постепенно, с промежуточными измерениями расстояний между контрольными точками. Последовательность такая: вытягивать, удерживать в натянутом состоянии и продолжать вытягивание снова. Делайте перетяжку немного дальше оригинальных параметров, так как металл немного возвращается обратно после ослабления вытягивающего усилия.
Если рама не подвергалась термической обработки на заводе, то возможно нагреть поврежденный элемент для облегчения процесса выправления. При использовании нагрева металл должен остывать естественным путём.