Автомобили с условным «полным приводом»
В качестве разгрузочного материала предлагаем немного познакомиться с попытками конструкторов создать альтернативный полный привод. В качестве примера применения этой технологии выступает японский легковой автомобиль Nissan Tiida серии Latio. В этой модели реализована довольно своеобразная система полного привода, которая называется e-4WD.
Суть ее заключается в следующем. Сам по себе данный автомобиль – полноценный переднеприводный вариант. Однако на заднюю ось может дополнительно передаваться крутящий момент от электродвигателя. Питается не от аккумуляторов, как в гибридах, а непосредственно от генератора основного силового агрегата. Характерной особенностью системы является то, что работает этот «полный привод» не постоянно.
Электродвигатель подключается в работу в автоматическом режиме по мере того, как начинают пробуксовывать передние ведущие колеса. Таким образом, задние колеса, как бы, помогают передним ведущим преодолевать трудный участок пути. После того, как пробуксовка на основной ведущей оси исчезает, электродвигатель автоматом отключается.
Кроме того, система срабатывает только на минимальных скоростях, а при существенном разгоне уже не включается даже при пробуксовке. Судя по отзывам владельцев этой чудо-машинки «помощи» от такого полного привода не стоит уже после преодоления скорости 30-40 км/ч. Также этими же пользователями было отмечено, что для успешного преодоления скользких и других труднопроходимых участков к управлению машиной надо приспособиться. Обычная техника, справедливая для полноценного механического полного привода в данном решении не эффективна.
Краткие итоги
Первое, что необходимо запомнить про полный привод – плюсы и минусы этой трансмиссии далеко не всегда однозначны. Очень часто полноприводный автомобиль покупается под влиянием маркетинговых уловок, без вникания в суть и принцип работы. В итоге пользователь получает машину, которая и обошлась дорого, и по ремонту затратная, и топливо жрет, и резину, а преимущества полного привода не ощущаются.
С другой стороны – полноприводный автомобиль, если его правильно подобрать под конкретные цели, естественно, проявит немало преимуществ. Кто-то не останется в грязном болоте, воспользовавшись подключаемым вторым мостом. Кто-то сможет показать лучшие результаты там, где требуется динамичный разгон. А кто-то будет более уверенно и безопасно себя чувствовать на покрытой наледью или рыхлым снегом дороге общего пользования. Только все эти автолюбители будут разными – и полные приводы у них тоже будут немного неодинаковыми.
Схожий материал
Полный привод 4х4: плюсы и минусы, как работает
Считается, что полный привод в последние годы приобретает все большую популярность. Какие же реальные преимущества дает трансмиссия 4х4?
Когда говорят о полном приводе на легковом автомобиле, имеется в виду, что все четыре его колеса получают крутящий момент от двигателя и, отталкиваясь от земли, дружно двигают машину вперед.
Наличие полного привода в любом случае означает несколько дополнительных агрегатов в трансмиссии машины. А это – лишняя масса и более высокая цена
В принципе, у всех полноприводных машин так оно и бывает, но – далеко не всегда и порой не тогда, когда это бывает нужно. Поговорим о том, какие у полного привода плюсы и минусы, и как он работает.
Желаемый 4х4: как ездить на полном приводе зимой
Преимущества полного привода
- Лучшая проходимость по рыхлым поверхностям. Это имеет значение как для внедорожников, которые преодолевают маршрут в грязи и снегу, так и для легковушек, которые выбираются с нерасчищенной парковки. Правда, конструкция полного привода при этом будет разной (об этом – в конце статьи)
- Лучшая проходимость по местности с очень неровным рельефом, когда не все 4 колеса авто касаются почвы. Речь идет прежде всего об условиях офф-роуда и экстремального туризма, причем конструкция полного привода здесь должна быть “высшего сорта”.
- Лучшая управляемость при скоростном прохождении поворотов. Это касается дорожных автомобилей со спортивным характером.
На легковом авто полный привод отнюдь не лишний: с ним легче ездить по скользкой, грязной или заснеженной дороге.
А еще – легче проходить сложные повороты на скорости
Как работает полный привод
Существует несколько систем полного привода, в первую очередь – в зависимости от запланированных внедорожных возможностей машины. Общая у всех них главная задача, которую решают конструкторы: крутящий момент двигателя надо передать не на одну, а на две оси.
Самый распространенный тип привода 4х4 имеет такую схему. Она не очень эффективна на плохой дороге, но недорогая и не мешает работе систем активной безопасности.
Распределение крутящего момента происходит в коробке передач или раздаточной коробке. И именно здесь проявляется принципиальное различие между разными типами полного привода:
- Постоянный полный привод. Все четыре колеса получают мощность от двигателя непрерывно. Это типичный вариант для полноприводных легковых машин и некоторых внедорожников (например, Subaru, Mercedes 4matic, Audi Quattro, Lada Niva, Toyota Land Cruiser Prado).
- Полный привод, подключаемый принудительно. Один из мостов получает мощность постоянно, второй подключается к трансмиссии водителем. Так устроена трансмиссия на тех немногих серьезных внедорожниках, которые предназначены для постоянной эксплуатации на бездорожье (ЛуАЗ, УАЗ, Land Rover, Jeep Wrangler).
- Полный привод, подключаемый автоматически. Вместо механического узла подключения-отключения второго моста здесь применяется управляемая электроникой муфта (управляемое сцепление), которая автоматически смыкается при пробуксовке одного из постоянно задействованных колес, и подключает им на помощь вторую ось. При том возможность подключить режим 4х4 водителем почти всегда остается. Такой привод применяется на большинстве современных полноприводных автомобилей, и следует признать, что это не лучший вариант: большинство этих муфт подключения из-за перегрева не могут работать долго, и часто они срабатывают с опозданием.
Так водитель управляет полным приводом на современном кроссовере. Режим Lock означает принудительное подключение второй оси, но часто электроника оставляет за собой право отключить ее, например, при перегреве
Кроме типа подключения второй пары колес, трансмиссия полноприводных автомобилей имеет целый ряд дополнительных функций, которые повышают эффективность привода. Но эта тема стоит отдельной статьи, которую мы вскоре подготовим.
Рекомендация Авто24
Твердо решив приобрести полноприводный автомобиль, вы должны понимать, где именно вы будете использовать режим 4х4. Ведь и условия “бездорожья”, и типы полного привода бывают очень разными. Конечно, если позволяют средства, можно купить машину с максимально возможным внедорожным потенциалом, пусть даже вам никогда не придется использовать его “на все 100”. Хуже, когда по техническим причинам ваш “внедорожник” окажется не столь способным, как вам надо.
Как подготовить авто к поездке на пикник
Устройство и принцип работы
Для передачи крутящего момента используется набор узлов и агрегатов, образующих трансмиссию.
В неё входят:
- коробка передач (КПП), отвечающая за изменения общего передаточного числа, то есть отношения скорости вращения вала двигателя к оборотам ведущих колёс;
- раздаточная коробка, делящая крутящий момент в заданном соотношении (не обязательно поровну) между ведущими осями;
- карданные передачи с ШРУС или шарнирами Гука (крестовинами), передающими вращение на расстоянии под переменными углами;
- редукторы ведущих мостов, дополнительно изменяющие скорость вращения и направление передачи момента;
- полуоси, соединяющие редукторы со ступицами колёс.
Как уже упоминалось, из общего множества схем выделились две основных, характерные для поперечных и продольных силовых агрегатов.
- В первом случае раздатка крепится сбоку к коробке передач, её при этом ещё называют угловым редуктором. Из компоновочных соображений через неё пропускается вал привода одного из передних колёс, здесь же шестерёнчатой парой с гипоидным зацеплением снимается момент на задний мост, для чего вращение разворачивается на 90 градусов и поступает к карданному валу, идущему вдоль автомобиля.
- Для второго случая характерно размещение раздатки на одной оси со вторичным валом КПП. Карданный вал к задним колёсам расположен соосно с первичным валом раздаточной коробки, а передние подключены через такую же карданную передачу, но с разворотом момента на 180 градусов и смещением вниз или вбок.
Раздатка может быть достаточно простой, отвечая только за разветвление момента, или сложной, когда для повышения проходимости или управляемости в неё вводятся дополнительные функции:
- демультипликатор, то есть повышающая передача для умножения крутящего момента на бездорожье;
- межосевой дифференциал, распределяющий момент в заданной пропорции;
- электромагнитные фрикционные муфты, служащие исполнительными устройствами в системе автоматического управления возможностями трансмиссии;
- валы отбора мощности к дополнительным устройствам.
Редукторы ведущих мостов у машин 4×4 также могут быть усложнены наличием управляемых дифференциалов или электронных муфт. Вплоть до принудительных блокировок и раздельного управления колёсами одной оси.
Рекомендации по вождению авто с полным приводом
Чтобы вождение полноприводного авто протекало успешно, следует придерживаться ряда рекомендаций. Для каждого типа полного привода рекомендации имеют несколько различий.
Как ездить на машине с многорежимным приводом. При многорежимном приводе существует много способов подключения ведущих колес. Выбор этих вариантов зависит от климатических условий и качества дорожного покрытия.
В условиях легкого бездорожья следует использовать автоматический режим. На скользкой дороге нужно переключиться на постоянный режим полного привода. При езде на сухом асфальте рекомендуется использовать один ведущий мост – это позволит свести к минимуму расход топлива. В условиях полного бездорожья следует использовать пониженную передачу, при этом заблокировав дифференциал.
Как ездить на автомобиле с постоянным приводом. Во время поездки с постоянным приводом важно использовать блокировку межосевого дифференциала. Если нужно преодолеть участок дороги с затяжным скользким подъемом или толстым слоем из снега, песка, грязи – рекомендуется блокировку включить дифференциала заранее. Как ездить транспортным средством с автоматически подключаемым приводом. Поездка на автомобиле с этим типом привода не будет сложной
Полный привод будет включаться автоматически при преодолении сложного участка дороги (бездорожье, подъем по скользкой дороге)
Как ездить транспортным средством с автоматически подключаемым приводом. Поездка на автомобиле с этим типом привода не будет сложной. Полный привод будет включаться автоматически при преодолении сложного участка дороги (бездорожье, подъем по скользкой дороге).
Как ездить на авто с подключаемым приводом. Полный привод рекомендуется включать только во время поездки по бездорожью или скользкому асфальту. Если дорожное покрытие твердое и сухое – следует включить привод на одну ось.
Европейцы
Лидерами направления, безусловно, являются немцы. Наверное, тому служат две причины:
- Германия – страна, где знают, что такое снег. Да и вообще, есть условия, чтобы как следует испытать полный привод с механической трансмиссией;
- немцы – мировые автомобильные лидеры, которые стараются производить самую широкую линейку автомобилей.
Opel Mokka
Сборка ряда экземпляров автомобиля осуществляется в Калининграде. Машина, честно говоря, вызывает двоякие ощущения. С одной стороны, это все же довольно компактный класс B. С другой – наличие подключаемого полного привода и МКПП не дает возможности относиться к модели несерьезно.
Миллиона рублей хватит за глаза, чтобы приобрести данный автомобиль. Он, кстати, обладает такими габаритами:
- длина – 4278 мм;
- ширина – 1658 мм;
- высота – 1777 мм.
Машина оснащается 140-сильным двигателем, работающим на бензине. Объем его невелик – 1,4 литра. Зато, и расход всего 6,4 литра на 100 километров. 6-ступенчатая трансмиссия помогает двигателю разгонять автомобиль максимально почти до 200 километров в час. Правда, разгон происходит не быстро. Скорость в 100 км/ч машина набирает, еле выходя из 10 секунд.
К стандартному оснащению можно отнести:
- подогрев передних кресел;
- двухзонную климат систему;
- датчики света и противотуманки.
Volkswagen Tiguan
Еще один российский немец. Машину собирают в Калуге. Она обладает более типичной для европейских кроссоверов внешностью. По габаритам и техническим характеристикам не сильно отличается от описанного выше Опеля.
Габариты Тигуана таковы:
- длина – 4519 мм;
- ширина – 1809 мм;
- высота – 1703 мм.
Оснащен 6-ступенчатой МКПП, которая работает в связке с 150-сильным бензиновым двигателем, чуть меньше полторашки. Наличие данного силового агрегата не дает машине разогнаться до скорости больше, чем 192 километра в час. Сотня на спидометре также достигается за 9 с небольшим секунд.
Представляется, что Тигуан более комфортен, чем Мокка. Он, в частности, оснащен:
- электронной системой стабилизации;
- системой помощи при подъеме машины или её спуске.
Расход топлива для класса довольно большой – 8 литров на 100 километров.
Skoda Yeti
Автомобиль получил огромную популярность в России. Его, кстати, можно вполне отнести к немецкой семье, так как школа автомобилестроения именно немецкая.
Модель характеризуется такими габаритами:
- длина – 4,22 м;
- ширина – 1,79 м;
- высота – 1,69 м.
На машину устанавливается 6-ступенчатая МКПП, 152-сильный бензиновый двигатель, имеющий рабочий объем 1,8 литра. При разгоне до сотни автомобиль выходит из 9 секунд, но максиму скорости меньше 200 километров в час. Расход — те же 8 литров, как и у Тигуана. Но Yeti, очевидно, чуть мощнее и шустрее.
В автомобиле, помимо прочего, предусмотрен режим off-road. Он адаптирует электронные настройки транспортного средства, давая возможность более эффективно перемещаться по бездорожью.
Renault Duster
Самый бюджетный из европейских кроссоверов, приобрести можно за сумму чуть большую, чем 600 рублей. С определением национальности Дастера не все так просто. Номинально, он – француз. Разработан на основе румынской Dacia. Собирается в России.
Габариты:
- длина – 4315 мм;
- ширина – 1822 мм;
- высота – 1625 мм.
Машина комплектуется двигателем, работающим на бензине, в котором 102 лошади, 6-ступенчатой МКПП. Разгоняется предельно медленно – за 13,5 секунд до сотни, и максимально может выжать 158 километров в час. Скорость – не конек Дастера. Но скорость для этой машины не главное. Главное – наличие подключаемого полного привода и неплохие показатели, связанные с проходимостью.
Типы и особенности систем полного привода
Постоянный полный привод. В такой трансмиссии крутящий момент от двигателя передается на все колеса. Правда, в процессе ее создания возникла одна проблема, которая не позволяла инженерам позаимствовать технические решения у обычных вездеходов. Дело в том, что у настоящих «джипов» связь между передней и задней ведущими осями – жесткая, т.е. без дифференциала.
Если на автомобиле с такой трансмиссией ездить по дорогам с твердым покрытием, управляемость у него будет очень плохая, так как передние и задние колеса проходят разный путь, а следовательно, менее нагруженные из них стремятся к пробуксовыванию.Пришлось, помимо переднего и заднего межколесных дифференциалов, установить еще и третий – межосевой или, как его еще называют, центральный дифференциал.
В зависимости от его характеристик крутящий момент распределили между колесами передней и задней оси в необходимой пропорции. Тем не менее в таком виде полноприводная трансмиссия оказалась пригодна только для дорог с однородным дорожным покрытием. На скользкой дороге может возникнуть ситуация, когда весь крутящий момент двигателя будет передаваться на колесо, потерявшее сцепление с дорогой, и автомобиль не сможет сдвинуться с места. Причем шансов попасть в такую ситуацию у полноприводной машины в два раза больше, чем у передне- или заднеприводной. Эту проблему решили путем установки межосевого дифференциала повышенного трения или механизма автоматической его блокировки.
Автоматически подключаемый полный привод. В нормальных дорожных условиях такая трансмиссия работает как передне- или заднеприводная. Это позволяет автомобилям сохранять «фамильные» черты, свойственные тому или иному типу привода. А в экстремальных ситуациях, когда одно или два ведущих колеса теряют сцепление с дорогой и начинают пробуксовывать, крутящий момент перераспределяется и на колеса другой оси.
Конструктивно это осуществляется таким образом. Вал, который передает крутящий момент на ведущую ось, через специальную муфту связан с колесами другой оси. Муфта обычно устанавливается вместо межосевого дифференциала или в непосредственной близости к заднему мосту. В нормальных условиях движения муфта разблокирована, а в экстремальных ситуациях- блокирует и передает крутящий момент на колеса вспомогательной оси. В автомобилях с автоматически включаемым полным приводом применяются несколько типов муфт: уже упоминавшаяся вискомуфта, электронно-управляемые фрикционные муфты, гидравлические системы блокировки фрикционной муфты и т. д.
Системы с ручным включением полного привода. В отличие от «заряженных» версий легковушек со спортивным характером полный привод у внедорожников должен выполнять свою первозданную функцию – помогать передвигаться по дороге с плохим покрытием, где особенно не погоняешь. Такие трансмиссии, как правило, не имеют межосевого дифференциала, без которого не могут обойтись «легковушки» с постоянным полным приводом.
При включенном приводе четырех колес передняя и задняя ось в такой схеме имеют жесткую связь, а крутящий момент передается в соотношении 50:50. Но ездить в этом случае по скоростной магистрали с включенным полным приводом категорически запрещено. Во-первых возникает опасность проскальзывания колес, особенно в поворотах, во-вторых, детали трансмиссии (карданные валы, шестерни колесных дифференциалов и т.д.) испытывают большие перегрузки и если полный привод вовремя не выключить, поломок не избежать. Но все же водители иногда забывают это делать. Поэтому в некоторых схемах есть сигнализаторы или устройства автоматического отключения полного привода при движении с большей скоростью.
Виды и типы полного привода
Хотя существует множество разных модификаций полноприводных трансмиссий, различают всего две основные. Они отличаются друг от друга типом подключения дополнительной оси. Рассмотрим эти два вида приводов, а также самые распространенные подвиды.
Подключаемая (part time)
По умолчанию в этом случае авто будет иметь передний привод, а реже – задний. Включается 4wd при помощи рычага на селекторе коробки или кнопки на консоли.
Это самая простая разновидность основного типа привода. Ее особенность в простоте конструкции. В раздатке механизма установлена кулачковая муфта. Она подключает второстепенную ось. Когда система активна, все колеса получают усилия от коробки передач. Водитель самостоятельно включает полный привод.
Хотя механизм имеет простое строение, в нем есть существенный недостаток. Полный привод можно включать только на нестабильном дорожном покрытии. Например, когда водитель видит впереди машины песок или грязь, ему нужно перевести переключатель в соответствующее положение.
На большой скорости нельзя использовать систему, так как в ней не используется межосевой дифференциал. По этой причине раздатка (что это такое и какие неисправности бывают, читайте в отдельной статье) будет испытывать сильные перегрузки, когда на ровной дороге водитель забудет выключить привод. Это приведет к выходу из строя трансмиссии.
Автоматическая (Automatic 4WD)
Это автоматический аналог предыдущей трансмиссии. Ее активация осуществляется электроникой. В конструкции агрегата используется вискомуфта, связанная с электроникой авто.
Когда машина попадает на нестабильное дорожное покрытие, одно или оба ведущие колеса начинают буксовать. Автоматика реагирует на неравномерное вращение ведущего моста, и активирует второстепенную ось.
Такая трансмиссия показала достаточную эффективность в грязи, снегу или песке. Однако у данной модификации есть существенный недостаток: без пробуксовки ведущего колеса блок управления не будет подключать систему.
Еще один минус – частый перегрев вискомуфты. По этой причине приводом нельзя пользоваться на бездорожье в течение длительного времени. В некоторых моделях авто имеется блокировка с помощью кнопки.
Постоянный полный привод (Full-time 4WD)
Этот тип трансмиссии отличается от предыдущих тем, что обе оси имеют постоянный зацеп. Чтобы снизить нагрузку на раздаточную коробку и улучшить стабильность машины на ровном асфальте, в конструкции применяется межосевой дифференциал. Этот элемент компенсирует разницу вращения разных колес.
Чтобы обеспечить увеличенную проходимость транспорта, он имеет кнопки блокировок дифференциалов. На бездорожье водитель может заблокировать межколесный дифференциал (об этом механизме рассказывается здесь), а также компенсатор между осями. Эта опция активируется либо в автоматическом режиме, либо в ручном.
Этим типом полного привода оснащается большинство современных автомобилей. У них хороший показатель проходимости, а также они не так подвержены заносам. Если авто оснащено ручной блокировкой, то обязательно ее активировать перед преодолением грязи и подобных участков дороги. Дополнительно о том, что такое блокировка дифференциала, рассказано отдельно.
Многорежимный полный привод (Selectable 4WD)
Даная модификация вобрала в себе достоинства всех предыдущих разновидностей. В ней устранены недочеты как автоматического, так и ручного механизма блокировки дифференциала, а также она позволяет водителю подготовить машину к поездке по конкретному покрытию. Для этого на селекторе коробки достаточно выбрать соответствующий режим, и электроника сделает все самостоятельно.
Единственное, что может остановить автомобилиста перед покупкой машины с таким типом полного привода, это ее высокая стоимость. Причем в данном случае нужно играть на опережение: помимо стоимости самой системы, нужно учесть, что ее нужно также обслуживать.
Jeep Grand Cherokee
Первое поколение знаменитого «американца», сконструированное на платформе ZJ, появилось в продаже в 1992 году, и выпускалось на протяжении 7 лет. С брутальной внешностью, но вполне комфортабельным салоном, этот автомобиль предлагался с большим количеством мотором и четырьмя различными трансмиссиями. В 1998 году на смену ему пришёл внедорожник второй генерации, который также сходил с конвейера 7 лет, хотя в Поднебесной его собирали и позже, на протяжении 2006-2010 годов. Среди усовершенствований можно отметить появление новых моторов и исчезновение механической коробки, однако осталось подразделение на полный/задний привод. Следующий семилетний цикл (2004-2010 годы) с конвейера сходило третье поколение среднеразмерного внедорожника с заводским индексом WK. Этот автомобиль оказался мощнее и оснащённее предшественника, отличаясь очень хорошими внедорожными характеристиками.
Но вне зависимости от года выпуска все Большие Чероки отличаются высокой надёжностью и повышенным уровнем комфорта (по сравнению с теми же японцами), так что у этой модели – заслуженное второе место в нашем рейтинге самых надежных внедорожников всех времён.
А вот экономичными их не назовёшь, но это уже издержки американского автопрома.
Кстати, большинство предложений – это машины, завезённые из-за океана. Европейцев мало, но вряд ли стоить тратить усилия на то, чтобы определить точное место рождения авто. Лучше искать реальные изъяны.
Понятно, что гамма двигателей очень велика, поэтому что-либо советовать по этому поводу не имеет смысла. Большинство из них работает на бензине, но есть и дизеля. Все моторы очень требовательны к маслу, менять его нужно даже чаще рекомендованных сроков, учитывая российские реалии. Но в остальном силовые агрегаты неприхотливы и обладают большим ресурсом. То же можно сказать о коробках, но если встретите пятиступенчатый экземпляр от Mercedes (комплектация с 2,7-литровым дизелем), то это идеальный вариант.
Автомобили первого поколения недороги, от 300 тысяч рублей. А вот относительно свежие Чероки 2014 года выпуска обойдутся вам в 2,5 миллиона (новый внедорожник 2018 года в минимальной комплектации стоит три миллиона).
Подключаемый полный привод
Эта схема полного привода является самой простой, а, следовательно, и самой надежной. Но каких-либо сверх чудес от нее ожидать не стоит. Вся ее суть должна быть понятна из названия. В автомобилях с такой трансмиссией постоянно крутящий момент от двигателя передается только на одну ось. В зависимости от модели такими постоянно ведущими колесами могут быть как передние, так и задние. Последний вариант встречается чаще, так как он более практичный в плане обслуживания и ремонта.
Собственно, полный привод может подключаться вручную, когда, по мнению водителя, он поможет преодолеть сложный участок дороги
При этом, важно понимать, что подключаемый полный привод реализован таким образом, что все четыре колеса взаимосвязаны между собой жестко. То есть, независимо от дорожных условий, поворота руля и так далее – все четыре колеса вращаются с одинаковой скоростью
Как это работает на бездорожье? При включенном полном приводе на таких автомобилях все колеса «молотят» одинаково, независимо от того, какое покрытие находится под каждым из них. Например, если три колеса наедут на очень скользкую поверхность (лед, рыхлый снег, грязь), а одно останется на более или менее твердой поверхности, то именно последнее и «вытянет» машину из этой ситуации.
Исходя из этого, получается, что такой полный привод абсолютно недопустимо использовать на нормальных дорогах с твердым покрытием. Это приведет не только к повышенному износу покрышек, но также может в один миг вывести из строя всю трансмиссию. Также из принципа работы подключаемого полного привода следует, что для обеспечения лучшей динамики и управляемости – технология не подходит.
Плюсы полного привода «part-time»
Собственно, достоинств у полного привода подключаемого типа не так уж и мало:
- сравнительная простота устройства;
- возможность существенно увеличить проходимость автомобиля при необходимости;
- неприхотливость при правильной эксплуатации;
- невысокая стоимость обслуживания;
- не особо повышает шумность в салоне (по крайней мере, не выделяется на фоне остального шума);
- идеально подходит для периодического преодоления участков с грязью, размокшей глиной, песком, рыхлым и затвердевшим снегом.
В некоторых ситуациях подключаемый полный привод позволяет избежать проблем при движении в горку по сколькому покрытию. Там, где передний или задний привод не «вытащит», подключенный полный – увеличит проходимость в полтора-два раза.
Минусы полного привода «part-time»
«Благодаря» относительной простоте, подключаемый полный привод имеет несколько недостатков:
- системой придется управлять вручную;
- наличие подключаемого полного привода не дает никаких преимуществ на скользких дорогах, где скорость движения – приличная;
- трансмиссия этого типа, будучи забытой во включенном положении, может привести к серьезным поломкам;
- подключаемый полный привод не имеет ничего общего с повышением управляемости, динамики, поворачиваемости и безопасности;
- наличие раздаточной коробки и других элементов вспомогательного моста утяжеляет автомобиль;
- соответственно, хоть и незначительно, повышается расход топлива.
В завершение стоит отметить, что даже за столь примитивную систему полного привода при покупке автомобиля, все равно, придется немного переплатить. Стоит ли оно того – зависит от предполагаемого режима эксплуатации. Часто ли вам понадобится полный привод, который эффективен только в глубокой грязи?
Марки и модели машин с подключаемым полным приводом
Справедливости ради следует сказать, что истинный подключаемый полный привод – это, скорее, дань прошлому. Встречаются они, конечно, и в более или менее современных автомобилях. Но, это либо дешевые китайские копии легендарных американских или европейских внедорожников, или же машины с не совсем «честными» подключаемыми приводами.
Из известных моделей, которые, несмотря на свой возраст, пользуются популярностью среди любителей бездорожья и по сегодняшний день, можно отметить две машины. Первая, это, конечно же, Jeep Wrangler. Знаменит этот автомобиль, в том числе, тем, что после его появления многие пользователи начали обзывать «джипами» абсолютно все, что имеет схожие очертания кузова. Да и супер-способности таким автомобилям тоже нередко приписываются, хотя многие из них увязают в двухсантиметровом слое снега или грязи.
Второй, не менее легендарный автомобиль с подключаемым полным приводом – это японец Nissan Patrol. Это излюбленная модель охотников, рыбаков, егерей и других, кому машина нужна преимущественно для «лазания» по настоящей брутальной грязи, а не для понтов. Часто «снимается» в кино.
Отличия полного привода от переднего и заднего
Полный привод имеет ряд отличий от переднего и заднего. Принципиальные различия коснулись принципа функционирования, езды по скользкой поверхности, проходимости.
Функциональные отличия. В автомобиле с передним приводом тяга мотора передается только на передние колеса. В машине с задним приводом тяга мотора передается задним колесам. В полноприводном автомобиле тяга двигателя передается на обе пары колес.
Отличия при эксплуатации на скользкой поверхности. Переднеприводный автомобиль сложно пустить в занос на скользкой поверхности, но еще сложнее вывести из него. Для заднеприводного автотранспортного средства заносы при езде по скользкой поверхности являются нормой – чтобы вывести машину из такого состояния достаточно будет отпустить педаль газа. Полноприводный автомобиль на скользком покрытии самый непредсказуемый – он может повести себя как машина с задним или передним приводом.
Отличия при эксплуатации на заснеженной поверхности. При поезде заснеженным или покрытым грязью дорожным покрытием, наихудшей проходимостью будет обладать авто с задним приводом – у передних колес возникнет повышенное буксование, что затрудняет движение автомобиля. У переднеприводной машины ведущая пара колес прижата к поверхности дорожного покрытия весом двигателя – этот фактор снижает пробуксовки. А также передние ведущие колеса позволяют водителю задать направление тяги. Лидером преодоления заснеженных трасс является машина с полным приводом. Такой автомобиль преодолевает путь практически без пробуксовок.