Авторемонт двигателя своими руками

Монтаж подшипников

При сборке следует обратить внимание, чтобы на деталях были предусмотрены элементы, которые обеспечивали бы более точный и облегченный монтаж и демонтаж подшипника. Вот некоторые из них:

  1. На шейке вала и у расточки корпуса или стакана должны быть фаски. Поверхность опорных шеек под подшипники качения с внутренним кольцом качения и без внутреннего кольца должна быть не ниже 46 HRC.
  2. Диаметр шейки вала под посадку внутреннего кольца подшипника должен быть больше, чем диаметры предыдущих участков вала, чтобы кольцо подшипника свободно проходило через них. В отдельных случаях допускают равенство номинальных диаметров посадочного места и расположенного перед ним участка вала, но при этом обработка обоих участков должна быть выполнена с различными допусками так, чтобы нагретый в минеральном масле до t=100° С подшипник проходил свободно на посадочное место.
  3. В отдельных конструкциях заплечики в валах и корпусах приходится увеличивать. Чтобы при этом обеспечить демонтаж подшипника с вала и из корпуса, необходимо предусмотреть на заплечиках и в корпусах специальные пазы под лапы съемников.
  4. Если упорный бортик корпуса имеет такой размер, что наружное кольцо подшипника невозможно захватить лапами съемника (пазы делать затруднено), то с противоположной стороны следует предусмотреть отверстия, через которые можно было бы вытолкнуть подшипник.

Существенную роль в обеспечении нормальной работы noдшипниковых узлов имеет крепление колец подшипников на валу и в корпусе. Вращающееся кольцо подшипника не должно проворачиваться, так как это ведет к износу посадочных мест. Это достигается гарантированным натягом. Для предотвращения перемещения под действием осевого усилия кольца закрепляются на валу с помощью специальных устройств.

При наличии больших осевых усилий и высоких угловых скоростей крепление колец подшипников должно быть особенно надежным. Следует помнить, что осевое крепление колец не может обеспечить закрепление их от проворачивания, если не предусмотрена надлежащая посадка.

Перед сборкой подшипники тщательно промывают в смеси бензина и минерального масла или в обезвоженном чистом керосине. Промытые подшипники укладывают на чистую бумагу и просушивают или обдувают сжатым воздухом. Сразу после просушки их смазывают, покрывая тонким слоем масла все поверхности, особенно внутренние дорожки качения, шарики и ролики.

Посадка подшипников на валы, в гнезда корпусов деталей может быть выполнена вручную, с помощью ручных, гидравлических или пневматических прессов, с подогревом в горячем масле (80–90° С) или с охлаждением твердой углекислотой — сухим льдом (температура минус 75–80° С).

Рис. 4. Приспособление для запрессовки подшипников: а — запрессовка подшипника с помощью оправки и ручного пресса; б — с помощью стакана 1 и кольца 2; в — с помощью ручной оправки; г — с помощью гаечного устройства: 1 — гайка; 2 — корпус; 3 — шайба; 4 — державка

Для запрессовки шарикоподшипника на шейку вала могут быть использованы ручные приспособления — монтажные стаканы и оправки (рис. 4, а, б, в). Применение оправок обеспечивает равномерную посадку подшипника на шейку вала, предотвращает перекос при установке и предохраняет подшипник от повреждений. Для запрессовки подшипников на валы, имеющие на конце резьбу, часто используют гаечные и винтовые устройства (рис. 4, г).

Как сделать самодельный автомобильный стетоскоп

Автомобильный стетоскоп – вещь для водителя полезная. С его помощью можно прослушать работу силовых агрегатов автомобиля и по звуку определить возможные неполадки. Стетоскоп отлично передаёт все нюансы звука даже в труднодоступных местах, куда ухом не подлезешь. Стоят автомобильные стетоскопы недёшево, да и продаются не везде. Поэтому рассмотрим, как сделать самодельный автомобильный стетоскоп. Возможно, по характеристикам он будет уступать покупному, но его достаточно для диагностики большинства неисправностей.

Механический автомобильный стетоскоп

Для его изготовления не понадобится искать специальных деталек и паять электрические схемы. Он предназначен для прослушивания что и где стучит в двигателе, а также для прослушивания подшипников на предмет износа или отсутствия смазки.

Простейший стетоскоп изготавливается из отрезанного горлышка обычной пластиковой бутылки. Чем шире сливное отверстие бутылки и её пластмассовая пробка, тем она больше уловит звуковых вибраций. Итак, отрезаем горлышко бутылки аккурат после окончания резьбы (перед началом расширения горлышка). Рваный край надо тщательно, как можно ровнее обработать. Так как к нему предстоит приклеить тонкую пластиковую деталь, и зазоров между горлышком и пластиком быть не должно.

Пластик потребуется идеально плоский и достаточно тонкий. В такой обычно запаивают продукты и товары. В центре обрезанного куска пластика (обрезаем в виде круга по диаметру горлышка бутылки) проделываем отверстие и вставляем длинный тонкий болт диаметром 3-4 мм. Шляпка болта должна располагаться с внутренней стороны пробки. А наружу должен выступать длинный конец болта, который фиксируется гайкой с шайбой. Зажимая гайку – не переусердствуйте, чтобы не продавить пластик. Теперь пластиковый круг с болтом приклеиваем к пробке-горлышку.

Далее в самой крышечке бутылки, навёрнутой на резьбу горлышка, тоже проделывается отверстие. Туда надо вставить полихлорвиниловую трубку из под капельницы. Поэтому диаметр отверстия делается соответствующим диаметру трубки. Вместо трубки подойдёт резиновый жгут. Трубка вставляется в пробку и место контакта заклеивается. Подберите клей, который не разъедает пластмассу.

В принципе, самодельный автомобильный стетоскоп готов к работе. Свободный конец трубки прикладывается к уху, а к работающим агрегатам автомобиля прикладывается конец болта. Болт снимает звуки, а пластиковая вставка выполняет роль мембраны. Дальше звуковые колебания по трубке поступают в ушную раковину. Получилось почти как у врачей, с той лишь разницей, что звук не такой громкий, поэтому оглохнуть от него водителю не грозит.

Электронный автомобильный стетоскоп

Самодельный электронный стетоскоп, в отличие от механического, способен более точно передавать звуковые колебания. Также позволяет регулировать уровень громкости и чувствительности. Основа электронного стетоскопа с усилителем звуковой частоты – это микросхема DA1 типа К140УД6. Два резистора R1 и R2 задают режимы работы микросхемы. Коэффициент усиления определяет значение сопротивления резистора R3. Транзисторы VT2 типа КТ361 и VT1 типа КТ315 подключаются по схеме эмиттерных повторителей, тем самым усиливая выходной сигнал по току. Головные телефоны ТЭМ-2 служат нагрузкой усилителя. Датчик вибрации можно сделать из пьезокерамической головки (В1) от старого проигрывателя.

Пьезодатчик преобразует вибрационные колебания в электрические, которые дополнительно усиливаются усилителем DA1. Можно использовать в качестве пьезодатчика (В2) пьезоизлучатель ЗП-22 или ЗП-1 от электронных игрушек и часов. Они хорошо воспроизводят звуковые частоты в диапазоне 800-3000 Гц, оптимальные для человеческого слуха. Если необходимо, дополнительным усилителем звуковой частоты можно усилить звуковой сигнал. В этом случае сигнал поступает с выхода операционного усилителя DA1. Корпус стетоскопа для микросхемы можно сделать на своё усмотрение. А в качестве передатчика звукового сигнала служат наушники.

Приборы для контроля расстояния между плоскостями колец подшипников

К расстояниям между плоскостями колец относятся следующие основные параметры; ширина колец, толщина буртиков колец, ширина роликовой дорожки колец.

Приборы для контроляПриборы для контроля тел качения ширины колец являются наиболее простыми по конструкции. Обычно они представляют собой вертикальную стойку с плоским столиком, оснащенную измерительной головкой. Диапазон размеров измеряемых колец определяется высотой стойки и размерами столика. Измеряемое кольцо базовым торцом кладут на столик прибора и устанавливают так, чтобы наконечник измерительной головки находился на середине противобазового торца кольца. При ирмерении кольцо поворачивают на измерительной позиции вокруг оси не менее чем на полный оборот.

Ширину колец с наружным диаметром до 60 мм измеряют на приборах 023 и В-901М (табл. 1). Работа на приборе В-901М более удобна, так как он имеет упорную вилку, с помощью которой измеряемое кольцо устанавливают в определенное положение относительно измерительной головки.

Таблица 1. Технические характеристики приборов для контроля расстояния между плоскостями колец подшипников
Прибор Диапазон измерения диаметра в мм Габаритные размеры в мм Измерительная головка Погрешность измерения в мкм
023 До 60 210 х 140 х 260 ИГП-05 0,75
В-901М ” 60 185 х 125 х 245
В-902М 50-150 190 х 300 х 305 0,8
В-903М 150-250 295 х 365 х 405 ИГП-1 1
М-576 20-160 280 х 280 х 200 1,5
В-752 275-400 500 х 275 х 170 Индикатор
М-634 50-200 170 х 130 х 220

 Ширину колец с наружным диаметром до 150 мм измеряют на приборе В-902М, с наружным диаметром до 250 мм — на приборе В-903М (табл. 1).

Приборы B-901M, В-902М и В-903М конструктивно аналогичны и отличаются только размерами.

Прибор В-902М

Назначение: контроль высоты деталей подшипников.

Конструкция (рис. 1). Прибор состоит из основания, на котором укреплены плоская ребристая плита, вертикальная стойка с кронштейном, несущим измерительную головку, и вилкой. Вилка предназначена для базирования контролируемой детали в определенном положении относительно измерительной головки. Кронштейн с измерительной головкой можно перемещать вдоль стойки и вокруг нее. Вилку можно также перемещать как вдоль, так и вокруг стойки. Вилку и кронштейн стопорят на стойке винтами. Измерительная головка оснащена шаровым наконечником.

Рис. 1 Прибор В-902М для контроля высоты подшипника

НастройкаКлассификация систем автоматического регулирования. Установив контролируемую деталь на стол прибора, регулируют положение измерительной головки и вилки, перемещая их так, чтобы при упоре детали в вилку наконечник измерительной головки касался поверхности детали в требуемой для измерения точке. В этом положении кронштейн и вилку стопорят. Установку прибора на нуль производят по эталонной детали или по блоку концевых мер.

Ширину колец с наружным диаметром свыше 200 мм измеряют на приборе 064М. Этот прибор является универсальным, так как на нем можно контролировать большинство параметров крупно-габаритных колец подшипников. Для контроля ширины колец на плите прибора закрепляют специальную стойку с индикатором.

Ширину крупногабаритных колец (диаметром более 300 мм) контролируют также измерительным инструментом — микрометрами, рычажно-чувствительными скобами. Измерение производят в четырехшести равноудаленных одно от другого по окружности местах кольца.

Толщину буртиков колец роликоподшипников проверяют, установив наконечник измерительной головки на середину проверяемого борта и поворачивая кольцо вокруг оси не менее чем на полный оборот. Показания прибора при этом не должны выходить за пределы поля допуска.

Контроль толщины упорного буртика внутренних колец конических роликоподшипников производят либо на приборах В-901М, В-902М, либо на специальных приборах. Для контроля толщины упорного буртика колец с наружным диаметром 20—160 мм применяют прибор М-576 (см. табл. 1). Для контроля толщины упорного буртика крупногабаритных колец применяют накладные приборы типа М-528.

Контроль толщины буртиков наружных и внутренних колец цилиндрических роликоподшипников с наружным диаметром до 200 мм производят на приборе В-751, а с наружным диаметром свыше 200 мм— на приборе В-752 (см. табл. 1).

Для контроля ширины роликовой дорожки колец цилиндрических роликоподшипников применяют приборы В-751, В-752, М-634.

Конические зубчатые передачи

Очень часто необходимо передавать вращательное движение с изменением направления. Для решения этой задачи разработан и успешно применяется специальный вид зубчатых передач. Они дали название целому классу таких механизмов — конические зубчатые передачи. Данные агрегаты способны обеспечить изменение направления вращения в широком диапазоне углов. Кроме изменения направления они способны изменять частоту оборотов и мощность.

Распространение получили передачи, которые способны изменять направление под прямым углом. Изменение направления производится перпендикулярно ведущей оси.

Краткая характеристика основных типов

Шариковые подшипники

Радиальные, однорядные шариковые подшипники в основном предназначены для восприятия радиальных нагрузок, но могут воспринимать и осевую нагрузку в обе стороны до 70% от неиспользованной допустимой радиальной нагрузки, поэтому эти подшипники можно применять для фиксации вала или корпуса в осевом направлении. Допускают перекос осей колец подшипника на угол не более 0,25°.

Радиальные, двухрядные, сферические шариковые подшипники предназначены для восприятия радиальных нагрузок в условиях возможных значительных перекосов колец подшипников (до 2–3°). Подшипники допускают осевую фиксацию вала в обе стороны с нагрузкой до 20% от неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Дорожку качения наружного кольца выполняют по сферической поверхности, описанной из центра подшипника, что обеспечивает подшипнику самоустанавливаемость, поэтому их можно применять в узлах машин с отдельно стоящими корпусами при несовпадении осей посадочных мест под подшипники или в качестве опор длинных прогибающихся от действия нагрузок валов.

Радиально-упорные шариковые подшипники предназначены для восприятия совместно действующих радиальных и односторонних осевых нагрузок. Могут воспринимать чисто осевую нагрузку. Один из бортов наружного или внутреннего кольца срезан почти полностью, что позволяет закладывать в подшипники на 45% больше шариков того же диаметра, чем в обычные радиальные подшипники, что способствует повышению их грузоподъемности. Подшипники по конструктивным особенностям выполняют с расчетными углами контакта шариков с кольцами: α= 12° (тип 36000), α= 26° (тип 46000) и α= 36° (тип 66000). Радиально-упорные подшипники применяют в опорах жестких коротких валов и в опорах, требующих регулировки внутреннего зазора в подшипниках. Подшипники, у которых угол контакта α= 45°, называются упорно-радиальными.

Упорные шариковые подшипники предназначены для восприятия односторонних осевых нагрузок. На горизонтальных валах они работают хуже, чем на вертикальных валах, и требуют хорошей регулировки или поджатия колец пружинами. Упорные подшипники часто устанавливают в одном корпусе в паре с радиальными подшипниками. 

Роликовые подшипники

Радиальные роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами предназначены для восприятия больших радиальных нагрузок. Их грузоподъемность на 70% выше грузоподъемности однорядных радиальных шариковых подшипников одинакового типоразмера. Подшипники легко разбираются в осевом направлении, допускают некоторое осевое взаимное смещение колец, что облегчает монтаж и демонтаж подшипниковых узлов и позволяет применять их в плавающих опорах, как правило, жестких коротких валов.


Радиальные двухрядные подшипники с короткими цилиндрическими роликами
применяют для опор быстроходных коротких валов, требующих точного вращения. Ролики расположены в шахматном порядке. Сепаратор – массивный бронзовый.

Радиальные двухрядные сферические роликовые подшипники предназначены для восприятия особо больших радиальных нагрузок при возможности значительных (2–3°) перекосов колец, а также двухстороннюю осевую нагрузку до 25% неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Могут работать и при только осевом усилии. Дорожка качения наружного кольца выполнена по сферической поверхности. Ролики имеют форму бочки. Подшипники этого типа применяют в опорах длинных двух- и многоопорных валов, подверженных значительным прогибам под действием внешних нагрузок, а также в узлах машин с отдельно стоящими корпусами.

Конические роликовые подшипники являются радиально-упорными и предназначены для восприятия значительных совместно действующих радиальных и односторонних осевых нагрузок. Радиальная грузоподъемность в среднем на 90% выше, чем у радиальных однорядных подшипников такого же типоразмера. Эти подшипники имеют широкое применение в машиностроении. Отличаются удобством сборки и разборки, регулировки зазоров и компенсации износов. Угол контакта (половина угла при вершине конуса дорожки качения наружного кольца) α = (9 — 17°) (тип 7000), α= (25 — 29°) (тип 27000). Конические роликовые подшипники применяют в узлах машин с жесткими, двух опорными, короткими валами.

Ремонт двигателя — инструкция

Рекомендуем перед тем, как проделать “капиталку” своими силами, тщательно изучить “матчасть”: почитать профильные форумы, пообщаться с опытными автовладельцами и профессионалами СТО. Взвесьте все риски. Найдите видео с пошаговым описанием процесса.

В капитальный ремонт двигателя своими руками входит:

  • съем, разборка и очистка движка;
  • диагностика поломок и оценка изношенности всех запчастей;
  • дефектовка элементов (включает проверку трещин на корпусе, замер зазоров, изучение коленчатого вала, исследование геометрии трущихся запчастей для сравнения с нормативами);
  • восстановление головки цилиндрического блока (удаление трещин, ремонт втулок, приведение в порядок фасок клапанных седел, монтаж маслосъемных колпачков, замена клапанов, распредвала и толкателей);
  • ремонт блока цилиндров (расточка, обработка абразивными средствами, обновление гильз, устранение механических дефектов, реставрация ниши коленвала и выравнивание прилегающей зоны);
  • восстановление или замена коленвала;
  • сбор и установка мотора;
  • “холодная” обкатка движка (для притирки деталей);
  • корректировка холостых оборотов и зажигания;
  • очистка выхлопа.

Что представляет собой съемник для установки сайлентблоков?

  • Болт с гайкой. Диаметр и шаг резьбы на свое усмотрение. Если мелкая резьба будет, придется дольше крутить, но легче и плавнее она будет работать.
  • Подбираем цилиндр с таким диаметром, чтобы в него помещался сайлентблок.
  • Шайбы. Несколько штук. Одна шайба плотно должна закрывать отверстие цилиндра. Можно даже заварить сваркой шайбу с одной стороны. Остальные шайбы берем с меньшим диаметром, чем диаметр сайлентблока.

Съемник РШМ нужен не только для снятия, но и для установки, чтобы не повредить новый сайлентблоки. А при снятии съемником, не надо бить молотком и нет риска повредить лапы (рычаги). Если выбивать резинометаллические шарниры молотком, то на рычаге могут появиться миктротрещины.

На машинах с 4-х рычажной подвеской могут нарушиться углы установки колес, если повредить рычаги или новые сайлентблоки. В таком случае придется заново менять резинометаллические втулки и, возможно, колеса.

Принцип действия съемника механического типа в том, что при закручивании гайки, сам сайлентблок выдавливается из проушины рычага. Гидравлические по конструкции сложнее, они мощнее, но их лучше покупать при необходимости, сделать их из подручных материалов невозможно.

Ремонт редуктора переднего моста

Для ремонта редуктор любого ведущего моста разбирается на несколько сборочных единиц. В таком случае предварительно сливается масло из межосевого дифференциала и самих мостов. Редуктор следует разобрать на следующие элементы:

ведущая коническая шестерня;
межколёсный дифференциал (важно учитывать, что крышки его подшипников не являются взаимозаменяемыми, так как их обрабатывают вместе с редукторным картером);
ведомая коническая шестерня;
межосевой дифференциал (если разбирается редуктор промежуточного моста).

Если осуществляется ремонт редуктора переднего моста, следует в обязательном порядке проверять люфты сборочных единиц, так как сборку нужно осуществлять с обязательным предварительным натягом подшипников конической формы. По окончанию разборки все детали редуктора нужно промыть и проверить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомастер Гидрикофф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: