Как самому сделать диагностику автомобиля?

Функции и задачи современных диагностических сканеров

Функционал любого такого устройства определяется встроенным в него программным обеспечением. Самые дешёвые типы мультимарочных сканеров способны только прочесть и сбросить ошибки. Более дорогие способны работать с широким спектром марок и моделей транспортных средств. Самые профессиональные имеют полноценный набор функций и рассчитаны на обслуживание конкретного автомобиля.

Основные задачи, которые ставятся перед марочными сканерами, сводятся к следующему:

  • диагностика текущих ошибок, их сохранение в память блока управления. Считывание ошибок является самой простой задачей для такого оборудования, но необходимо уметь ещё читать текущие параметры, такие как величина открытия дроссельной заслонки, расход воздуха и др.;
  • тестирование исполнительных механизмов и электрических узлов. Сегодня бортовая электроника отвечает за работу множества элементов, не считая работы контроллеров;
  • адаптация работы датчиков под основные рабочие механизмы. Это бывает актуально для тех узлов, которые требуют принудительного согласования с электронным блоком управления;
  • смена или корректировка прежних конфигураций. Они часто задаются производителем и в этом плане многие блоки ЭБУ являются универсальными, хотя это касается конкретных комплектаций (например, когда задается количество подушек безопасности и их размещение в салоне). В числе таких конфигураций можно поменять язык меню, отключение неисправных узлов, активировать бортовой компьютер и т. п.

Порядок выполнения диагностики

В-принципе, общий порядок проведения самостоятельной компьютерной диагностики автомобиля с помощью ноутбука или смартфона на Android одинаковый. Есть лишь некоторые технические отличия, связанные с сопряжением устройств.

Через ноутбук

1. Подключение автомобиля к прибору для диагностики

Диагностический разъем в автомобилях после 2005 г.в. расположен в районе досягаемости водителя в салоне. В 80% случаев это возле его левого колена. Если его там нет, можно посмотреть под рулем, под пепельницей, в районе центральной консоли. Самый надежный способ поиска – «погуглить» в Интернете где он спрятался.

Хуже обстоит дело, если у вас автомобиль до 2000-х годов выпуска. Тогда разъем будет, скорее всего, под капотом. Причем он будет не OBD-II. В таком случае придется покупать специальный переходник. Стоит он в районе 1000 рублей.

Далее подключаем OBD-кабель к диагностическому устройству. Устройство подключаем через USB-разъем к ноутбуку.

2. Программное соединение

Загружаем диагностическую программу на ноутбуке. За исключением ELM327, каждое диагностическое устройство имеет собственное программное обеспечение. Но общий принцип работы всех программ един. Их за пару минут может освоить любой школьник, особенно если оно русифицировано.

На первом этапе выбирается марка транспортного средства, год выпуска.

Для проведения OBD-диагностики двигателя этот пункт можно пропустить. Затем запускается сканирование ошибок.

3. Считывание ошибок

В процессе считывания ошибок, как правило, на диагностическом устройстве будет моргать светодиод.

Самый неприятный момент – программа выдала сообщение «Нет связи с автомобилем».

Проверьте качество всех кабельных соединений и снова запустите диагностику. Если сообщение выдано вторично, тогда необходимо выполнить контроль напряжения бортовой сети автомобиля, проверить все предохранители, в первую очередь расположенные под капотом.

Если соединение прошло успешно, то появляется сообщение о кодах ошибок. Большинство диагностик сразу приводит их расшифровку. Их необходимо сразу переписать на лист бумаги.

Ошибки делятся на две категории: действующие и переменные. Переменные это те, которых сейчас нет, но когда-то появлялись, возможно, вы меняли датчик без отключения зажигания или был сбой по питанию.

После удаления ошибок переменные ошибки удаляются, остаются только постоянные.

Иногда все ошибки удаляются вообще, и автомобиль начинает жить нормальной жизнью. Это часто бывает с ошибками ABS. Но не спешите радоваться. Проедете километров 20 и они снова появятся.

Диагностика автомобиля с помощью смартфона

Основное отличие диагностики на смартфоне – процесс связи с устройством. Она осуществляется через Bluetooth или wi-fi канал. Поэтому необходимо на телефоне открыть этот канал связи, затем включить зажигание и запустить сканирование ошибок.

Видео — диагностика автомобиля своими руками с помощью смартфона:

Подключаем адаптер и синхронизируем с телефоном

Присоединить цифровое устройство к диагностическому разъему можно через специальные переходники с помощью провода, Wi-Fi, Bluetooth. Для старых автомобилей найти необходимый адаптер довольно сложно. Например, для авто возрастом 20 лет потребуется специальный кабель, который поддерживает К-линию.


Вариант устройства без проводов применяется для более современных автомобилей. Такие сканеры активизируются через беспроводные технологии. При этом не требуется менять параметры операционной системы, настраивать порты компьютера. Для новых авто отличным вариантом будет беспроводной адаптер ELM 327. После подключения адаптера к порту, который чаще всего находится под рулевым колесом, следует синхронизировать его со смартфоном.

Для этого необходимо выполнить такие действия:

  • открыть меню настроек Bluetooth на смартфоне и начать поиск устройств;
  • отключить адаптер на несколько секунд;
  • повернуть ключ зажигания;
  • после появления в списке ближайших устройств OBD-II, ввести на телефоне его PIN-код.

После проведения данных процедур рекомендуется открыть приложение для сбора данных. Сделать это лучше сразу после завершения синхронизации. При использовании адаптера нужно повернуть ключ зажигания. Только в этом случае можно получить сведения о состоянии машины.

Недорогие альтернативы диагностического инструмента для автомобилей

Независимо от того работа с автомобилями — это хобби или профессия, большинство механиков используют недорогие альтернативы дорогостоящим профессиональным инструментам. Трудно спорить о пользе полноценных диагностических сканеров, но если вы просто «возитесь» с авто для удовольствия или вы пытаетесь сэкономить деньги, то, вероятно, лучше использовать более дешёвые альтернативные инструменты для сканирования.

Существуют некоторые хорошие инструменты для сканирования потребительского класса, которые вполне могут компенсировать все функции профессионального оборудования.

Если подбирать недорогой сканер, то следует найти такой, который сможет взаимодействовать с вашим компьютером, телефоном или планшетом. Эти инструменты, как правило, основаны на запрограммированном ELM327 микроконтроллере. Они практически все могут взаимодействовать с вашими компьютером, телефоном, или планшетом через USB, Wi-Fi, или Bluetooth, что существенно упрощает процедуру сканирования.

Виды приборов по принципу работы

Первые разновидности автомобильных сканеров могли контролировать только инжекторное зажигание. Постепенно функционал приборов расширялся. Сегодня они способны не только выполнять диагностику, но и отображать работу автомобильных датчиков в режиме онлайн. Набор опций зависит от конкретной модели.

По принципу взаимодействия с авто все сканеры для диагностики подразделяются на 2 группы:

  • автономные (аппаратные);
  • адаптеры.

Orion ELM 327 Wi-Fi Micro

Приборы первой категории — это отдельные устройства, визуально напоминающие рацию. Они подключаются к бортовому компьютеру. Такой сканер самостоятельно считывает все данные. Некоторые модели можно коннектить с личным лэптопом. Автономные приборы обычно выбирают профессионалы. Для корректной работы устройства его владельцу нужно периодически обновлять программное обеспечение (ПО).

Адаптеры выглядят как небольшие коробочки. Работают «в паре» со смартфоном или ноутбуком. Эти сканеры особенно популярны у автолюбителей, которые самостоятельно диагностируют свое транспортное средство. При необходимости устройство предоставляет опции: расшифровка кодов ошибок через всемирную сеть, автопоиск драйверов и обновлений и др.

ELM327 программы для Android устройств (смартфон или планшет)

С помощью этих программ Вы сможете провести полноценную диагностику Вашего автомобиля используя elm327 адаптер и Ваш смартфон или планшет на базе android. Эти elm327 программы для android поддерживают как bluetooth, так и wi-fi адаптеры. Вместе с описанием программы есть ссылка на скачивание программы с официального сайта Google Play, поэтому Вы можете быть уверены в безопасности Вашего устройства. Так же Вы можете установить её просто набрав название программы в поиске Google Play Вашего устройства.

Torque

Самая популярная elm327 программа для android. Универсальная и очень функциональная, отлично работает со всеми марками автомобилей. Есть бесплатная и платная версия программы, отличающиеся по функционалу.

Работает с адаптерами: Bluetooth, Wi-Fi

OpenDiag Mobile

Очень удобная программа для диагностики автомобилей Российского производства с отличными возможностями. OpenDiag Mobile — бесплатная и имеет понятных русский интерфейс.

Преимущества TOAD PRO

  • Извлекает «проблемные» коды OBD, которые обычно не видны другими модулями или программным обеспечением.
  • Экономия денег на ремонте автомобиля — программное обеспечение расскажет вам о сломанном компоненте (следовательно, можно купить его дешевле или договориться с механиками)
  • Оптимизация и настройка производительности автомобиля
  • Программное обеспечение оптимизировано для сенсорного ввода
  • Экономия расхода топлива
  • Увеличение жизненного цикла двигателя
  • Просмотр работы авто в режиме реального времени
  • Помогает вам отремонтировать автомобиль и помогает сохранить затраты на ремонт
  • Отображение данных в реальном времени в различных форматах, включая табличные и графические

Механическая диагностика автомобилей

Сделать автомобильную диагностику своими руками можно и без применения телефона и других чудес современной техники. Например, вы можете проверить автомобиль по акустическому шуму, благодаря чему вы сможете проанализировать состояние сопряжений при запущенном двигателе. При этом стоит учитывать разницу в скоростях вращения обоих валов движка. И помните, что частота вращения распредвала вдвое ниже аналогичного показателя коленвала. Неисправности могут быть двух видов:

  • неисправности в ГРМ;
  • в цилиндропоршневой группе.

Подготовка и проведение диагностики

Для начала нужно провести подготовительные мероприятия:

  • регулируется сам двигатель и его системы;
  • проверяются все навесные агрегаты;
  • проверяют крепления. Источником шума могут быть они.

Чтобы облегчить работу, разделите шумы на зоны, чтобы проще выявить источник проблемы. Подвеску автомобиля можно диагностировать с помощью стетоскопа, оснащенного механическим датчиком.

Чтобы лучше прислушаться к нужной зоне, возьмите трубку для прижатия из дерева. Послушайте сначала навеску, чтобы получить более достоверные сведения по шумам. Отключите насос ГУР, генератор или помпу, снимите ремни для крепежей. Навеску нужно внимательно прослушать в узлах трения и сравнить эти звуки с теми, которые вы слышите в новых узлах.

Рекомендуем: Почему двигатель не тянет? Причины падения мощности

Автомобильный движок нужно слушать при целиком холодном или целиком прогретом состоянии и на различных оборотах. Чтобы правильно проанализировать шумы изменяйте обороты с разной динамикой. Для того чтобы определить увеличение теплового зазора в клапане, помните, что на холостых присутствует характерное таканье. Если тепловой зазор отрегулирован верным образом, то тогда источником неисправности будет неравномерный износ поверхностей, которые касаются друг друга.

Характеристика звуков

Иногда при холодном запуске двигателя может появиться стрекотание, которое прекращается при прогреве мотора. В основном это нормально, но если характерный звук не умолкает, это говорит о наличии неисправностей в плунжерной паре толкателя. Он сигнализирует об износе направляющих втулок клапанов, что подтверждается подношенными сальниками. Если звук достаточно резкий, значит, зазор между гнездом в блочной головке и толкателем крана достаточно велик. При прогревании двигателя звук медленно пропадает.

При этом этот звук не сильно опасен, а вот глухой звук, частота которого двое меньше частоты движения коленвала, говорит о том, что нужно заменить подшипники распредвала. Его хорошо слышно при прогревании мотора на холостых оборотах. Бояться не нужно, но проверьте ГРМ как можно скорее.

Если вы слышите слабый звонкий звук, то это может быть свидетельством большого зазора между поршневой юбкой и стенкой цилиндра. Это не слишком страшно, то не откладывайте ремонт надолго.

Какие звуки считаются опасными?

Особое внимание нужно обратить на звонкий стук из ЦПГ. Это может сигнализировать о поломках в сопряжении шатуна и шатунной шейки

При увеличении оборотов стук усиливается, а проходит при отключении цилиндра от системы зажигания. Если у вас дизельный мотор, то можете несколько расслабить гайку форсунки, чтобы перекрыть подачу топлива. Такая неполадка чаще всего является следствием неправильной эксплуатации автомобиля.

Если вы слышите глухой стук, значит, имеется большой зазор в коренных подшипниках на коленчатом валу. Если он усиливается при быстром понижении мотора, значит, что давление масла находится ниже нормы, и могут быть серьезные проблемы.

Хлопки сигнализируют об ослаблении цепей или проблемах с цепным механизмом. Их слышно сильнее на холостых или же при резком сокращении оборотов.

Как видите, некоторые неполадки автомобиля можно выявить посредством прослушивания тех или иных зон, причем делать это не так сложно.

Однако, конечно же, компьютерная диагностика будет более полной и достоверной. Стоит добавить, что в СТО проведение компьютерной диагностики стоит небольших, но денег. А зачем их тратить, если все можно сделать самому, имея на руках лишь телефон и специальных адаптер. А сэкономленные деньги лучше потратить на себя или на автомобильные аксессуары.

Адаптер

Через адаптер производится диагностика автотехники и управление её функциями. Перед началом работы необходимо установить соответствующие программы для диагностики («софт») и драйвер для адаптации программ с компьютером.

Купить адаптер для диагностики лучше в виде уже смонтированного блока с портом USB для компьютера.

Практически все адаптеры поддерживают отечественные автомобили, выпускаемые с 1998-го года. Ассортимент моделей велик. Выбор зависит только от ваших пристрастий в технике и дохода.

  • печатная плата (материал — стеклотекстолит фольгированный),
  • порт стандарта OBD II для подключения кабеля USB в салоне автомобиля,
  • корпус (материал — металл или пластик).

Напряжение — 12 В (возможно подключение ноутбука от прикуривателя). Ток — 10 мА. Стабилизатор напряжения для К-линии — 5 В и 12 В. ЭБУ — модели ВАЗ «Январь-4», «Январь-5».

Интерфейс для K-line — ISO-9141. Интерфейс для L-line — ALDL.

Адаптер также можно подключить к «L-линии» ЭБУ автомобилей иностранного производства.

Читать далее: Фольксваген Сантана — обзор модельного ряда технические характеристики тюнинг авто фото салона

Лучшие сканеры для самостоятельной диагностики

Выбирая автосканер необходимо отталкиваться только от собственных потребностей и навыков. Если есть опыт в программировании ЭБУ-двигателя, хорошим выбором станет дилерское оборудование, с помощью которого можно не только читать код, но и перепрошивать систему, стирать ошибки, автономно запускать и перенастраивать отдельные агрегаты автомобиля. Если такого опыта нет, бюджетный адаптер сэкономит время на проверку основных систем и быстро расшифрует неизвестный код.

Orion ELM 327

Бюджетный Wi-Fi-адаптер проводит диагностику с помощью любого мобильного устройства. Современное ПО быстро вычисляет и стирает большинство ошибок бортовой системы. Подключение может быть как беспроводным, так и через USB-кабель (поставляется в комплекте).

Прибор часто используют как для ремонта, так и для диагностики, сброс кода ошибки происходит за несколько секунд. Бюджетная модель выявит не все ошибки бортового компьютера, но считает большинство распространенных кодов при диагностике двигателя и трансмиссии.

Launch CReader V Плюс

Полноценный модельный сканер с большим жидкокристаллическим дисплеем. Для считывания кода не требуется использовать гаджеты. Кроме подключения по диагностическому разъему OBDII, сканер имеет встроенный протокол для сканирования данных по CAN.

ЭБУ сканируется быстро и надежно, в устройстве нет дополнительного функционала для перепрошивки отдельных блоков и автономного запуска систем и агрегатов. Информацию на дисплей автосканера можно вывести в двух вариантах – в цифровом и графическом.

Delphi DS150E

Одна из самых универсальных моделей среди сканеров бюджетного класса. Оборудование может диагностировать практически любую марку авто после 2000 года. ПО разработано для работы в режиме Generic OBD и eOBD. Сканер имеет достаточно большие размеры, скорость обмена данных средняя, точность считывания – 99,99%.

Подключается автосканер через порт USB, есть встроенная память, на карту microSD записываются параметры работы всех систем автомобиля во время движения для сверки данных. По мнению автомобилистов, это лучшая бюджетная модель, которая позволяет проверить работу всех блоков автомобиля в режиме реального времени.

Roadgid S6 Pro

Сканер корейского бренда зарекомендовал себя как надежный универсальный диагност для гаражного использования. Оборудование позволяет считывать информацию с ЭБУ авто после 1996 года выпуска.

На рынке представлено два класса сканера, различающихся по типу передачи данных: через Wi-Fi и Bluetooth. Имея одинаковый функционал, Wi-Fi-сканер стоит в несколько раз дороже. Это связано с тем, что оборудование может передавать данные на любой тип гаджетов, включая систему навигации автомобиля.

В базе сканера находится 5000 ошибок, которые распознает оборудование – этого достаточно для диагностики основных узлов и агрегатов. Для примера, диагностические оригинальные сканеры имеют вшитую базу ошибок не менее 20000.

Scan Tool Pro

Модель сканера признана лучшей в 2020 году. Адаптер позволяет диагностировать электронный блок бензиновых автомобилей, начиная с 1993 года выпуска, и дизельных с 1996 года. Продуманное подключение через Bluetooth и Wi-Fi позволяет использовать прибор с любым гаджетом, независимо от ОС.

Сканер разработан на обновленной версии перепрошивки v1.5+ чипа STM32, и кроме полной диагностики всех основных агрегатов авто, устройство считывает в реальном времени пробег машины и проверяет соответствие по ВИН-коду. Владельцам это дает дополнительное преимущество – быстрый поиск каталожных ремкомплектов на свой автомобиль по году выпуска.

Рынок предлагает достаточно устройств для быстрой диагностики автомобиля, и каждый водитель может выбрать адаптер или автономный прибор конкретно под свои требования и возможности.

Видео про сканеры для диагностики автомобилей:

Описание и наиболее важные характеристики автомобильных сканеров: особенности, классификация, топ-5 приборов. Видео про сканеры для диагностики автомобилей.

||list|

5 место – диагностический сканер Lexia 3 PP2000 Citroen Peugeot

Лучший сканер для автодиагностики машин, выпущенных французским концерном PSA. Само устройство называется PSA XS evolution, Lexia 3 PP2000 – это лишь «имя» программного обеспечения. 

Под названием Lexia 3 PP2000 Citroen Peugeot распространяется копия оригинального устройства. Это адекватная замена для тех, кто не желает ехать в автосервис и платить большие деньги за диагностику.

Плюсы и минусы

Диагностика на уровне официальных СТО
Подключение через OBDII
ПО на русском языке поставляется в комплекте
Доступны описания всех ошибок
Сохраняет ошибки в памяти
Автоматически определяет ЭБУ автомобиля
Возможность адаптирования блоков авто
Считывает автомобили с 1995 года выпуска

Подходит только для авто PSA
ПО в комплекте подходит только для Windows XP
Поставляется в пакете
Большие размеры
Трудная установка официального ПО
Иногда не определяет VIN-номер авто
Цена выше ближайших аналогов
Поддерживает авто только до 2011 года выпуска

Производители копий на AliExpress также уверяют, что Lexia 3 PP2000 Citroen Peugeot – это более прагматичный выбор для автолюбителя, нежели покупка оригинального набора, состоящего из ноутбука, адаптера и ПО.

Технические характеристики
Операционная система Windows
Тип подключения Через переходник
Поддерживаемые протоколы SAE (J1850 VPW, J1850 PWM)
Марки авто PSA
Дисплей нет
Страна-производитель Китай

95% автолюбителей рекомендуют этот сканер
Функциональность 4.5

Удобство 4.4

Качество работы 4.4

Итого 4.4

Мне нравитсяНе нравится

Средства сканирования и считывания кода

Двумя основными категориями высокотехнологичных диагностических инструментов являются «считыватели» кода и инструменты сканирования. Самыми простыми инструментами диагностики являются простые считывающие устройства, которые могут вытянуть коды из компьютера вашего автомобиля. Затем вы можете просмотреть этот код, что даст вам отправную точку для вашей диагностической процедуры.

В большинстве случаев считыватель кода позволяет считывать и очищать коды

Возможность очистить код имеет важное значение, так как это позволяет увидеть насколько эффективен был ваш ремонт: исправлена проблема или нет. Некоторые такие устройства предоставляют доступ к данным компьютера автомобиля.

Средства сканирования это по сути те же считывающие устройства, но имеющие дополнительные функции. Базовые инструменты сканирования позволяют вам читать и очищать коды, но вы можете также осмотреть все доступные данные от компьютера автомобиля.

Помимо считывания кодов и отображения PID, инструменты сканирования обычно также предоставляют немного больше информации о кодах. В зависимости от конкретного инструмента, сканы могут просто отображать базовую информацию о том, что означает каждый код, или он может предоставить некоторый уровень информации о том, как продолжить диагностику.

Самые дорогие инструменты санирования обладают обширными базами информации, которые могут значительно ускорить процедуру диагностики.

Как все работает?

Та как же все работает? Специальное программное обеспечение для диагностики автомобиля, будь то трансмиссия, ДВС или электрика, отправляет импульс через СОМ-порт на тестер, а также контроллеру машины. Контроллер также отправляет ответный импульс. Утилита его получает, осуществляет обработку, после чего выдает результаты на дисплей компьютера.

Процедура обмена данными осуществляется по определенному протоколу. У каждого отдельного автопроизводителя этот протокол может быть собственным. Но, как правило, в большинстве случаев диагностика электрики автомобиля и прочих узлов осуществляется по протоколу ODB-2. Такой протокол имеет несколько недостатков. Во-первых, он поддерживается не всеми транспортными средствами, а во вторых — у него в целом ограниченные возможности.

Необходимо учитывать, что программное обеспечение обычно функционирует с тем  или иным протоколом или определенными разновидностями. Например, для проверки транспортных средств компании VAG, которая выпускает автомобили Audi, Volkswagen, Seat, Skoda, может применяться программа VAG-COM. Данная утилита не позволяет избавиться от ошибки, с ее помощью можно только увидеть некоторые параметры, которые будут выведены на дисплей.

Обозначение контактов диагностического разъема

Заключение

Из приведенной мной инструкции видно, что диагностика автомобиля это несложная процедура. Всего в несколько легких действий Вы сможете самостоятельно диагностировать автомобиль и при необходимости сбросить ошибки. Так-же можно изучать характеристики автомобиля, по их результатам выявляются более серьезные поломки. Зачем платить кому-то деньги, если вы и сами с легкостью сможете вылечить свой автомобиль. А если и не получиться самостоятельно устранить дефект в автомобиле, то на сервис Вы поедите уже с проблемой, так как знаете что конкретно у Вас сломано. В таком случае сервису будет сложнее содрать с Вас деньги за дополнительные услуги или вовсе Вас обмануть! Как Вам такая ситуация? Автомобиль сломался далеко от сервиса, а поломка очень простая (например от вибрации выскочила фишка с датчика). Можно только представить сколько в таком случае этот копеечный сканер сэкономит Вам денег!

Обзоры Семейных автомобилей на нашем портале

14 120

+8

Заключение

Прочитав данную ознакомительную статью, вы поняли, что эра простого механического транспорта подходит к своему закату и без компьютерной диагностики полноценное техобслуживание автомобиля невозможно. Хорошая новость тут в том, что подобную проверку практически любой водитель имеет возможность сделать самостоятельно, экономя свои деньги и время.

На этом я с вами прощаюсь до следующих публикаций. Не игнорируйте удобство подписки на блог – с ней вы не пропустите важных и интересных статей. Жмите социальные кнопки: хорошей информации в сети много не бывает, кто-то за нее вам обязательно будет благодарен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомастер Гидрикофф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: