Ведение и пополнения склада
Каждый склад нужно пополнять запасными частями и вести строгую отчетность по ним. Для этого, ведутся акты приема, передачи товара, накладные, списание и необходимые отчетные документы. Заказом товара занимаются, как правило, менеджеры по запасным частям. Задача склада принять товар, убедится в количестве и качестве поставки, составить соответствующие приходные документы, а также сообщить в ремонтную зону или мастерам-приемщикам, что запасти прибыли и готовы к выдаче.
Пополнение востребованного товара полностью лежит на кладовщике, поскольку только он видит остаток и может сказать, чтобы заказали определенное количество на хранение. Ходовой товар расходится довольно быстро и обычно его покупают каждую неделю или каждые две.
Прием запасных частей на склад делается через приходные документы, в которых указано наименование, артикул, количество и цена. После занесения этих данных в программу ставится наценка, которая принесет прибыль. У каждого автосервиса она разная, но в среднем составляет 20%.Чтобы выдать товар необходимо составить расходную накладную, которую подписывает мастер цеха или исполнитель ремонта автомобиля, на которую берется деталь. Этим действием кладовщик передает ответственность за деталь на другого сотрудника и списывает запчасть со склада.
Каждый квартал делается переучет и если документация велась верно, то количество по документам сойдется с фактическим количеством. Данная процедура позволит контролировать наполнение склада и его ведение.
Традиционный метод выполнения профилактических работ
Традиционный метод выполнения профилактических работ (ТО1, ТО2 и СО) через определенные и заранее запланированные пробеги (наработки), а текущих ремонтов по потребности (как правило, после отказа) не отвечает сегодняшним требованиям к обеспечению технической готовности, экономичности и БД.
Более прогрессивная и экономичная система ОРДУН, по сути, тоже является плановопредупредительной. Планируется периодичность и объем работ по диагностике и обязательным профилактическим работам (тем, которые дешевле выполнить, чем диагностировать потребность в них, и тем, которые нужны для подготовки автомобиля к диагностированию). Предупредительный характер метода заключается в постоянном наблюдении за работоспособностью и надежностью автомобилей и своевременном выявлении предельных и предотказовых состояний.
Бригады подготовки производства осуществляют комплектацию необходимых агрегатов, узлов, запасных частей и материалов и доставку их на рабочие места, транспортировку снятых с автомобиля агрегатов и узлов и перемещение автомобилей со стоянки в производственные помещения и наоборот.
Ключевой элемент системы управления ОТК (отдел технического контроля) включает в себя станцию диагностики основной источник информации о техсостоянии автомобилей, на основании которой назначаются работы по УН и планируется все функционирование технической службы. Кроме того, ОТК контролирует качество работы всех подразделений производства.
Станция диагностики обеспечивает информацией группу планирования, организации и управления и группу учета и анализа. Система ОРДУН, в отличие от строго регламентных систем, функционирует по гибкому алгоритму, допускающему различные технологические маршруты объекта с выполнением большего или меньшего перечня работ по ТОР. Каждая контрольнодиагностическая (КД) операция в этом алгоритме является условным оператором, определяющим дальнейший маршрут автомобиля в системе (рис. 1.3).
ОГМ отдел главного механика обеспечивает работоспособное состояние производственного оборудования и инструмента, помещений, сооружений, энергосилового и сантехнического хозяйства.
ОТС отдел технического снабжения снабжает АТП запчастями, материалами для ремонта автомобилей и для функционирования АТП, организует работу складского хозяйства (основного склада и промежуточных).
Наполнение склада с нуля
Рассмотрим два варианта организации и наполнения склада: для узкопрофильного автосервиса и широкого спектра услуг. Первый вариант будем рассматривать на примере автосервиса специализирующегося на ремонте грузовых двигателей отечественного производства. В первую очередь нужно определиться со списком самых востребованных запасных частей. Для данного типа автосервиса востребованным есть следующий список запчастей:
- Клапана и направляющие ГБЦ;
- Поршня, кольца, пальцы;
- Комплекты прокладок ДВС;
- Система ГРМ;
- Коленчатые валы в отдельном случае;
- Головки блока цилиндров;
- Разного рода метизы;
- Фильтра и масла;
- Герметики и уплотнители.
Также могут быть востребованными всякие резинки, провода высокого напряжения и свечи зажигания. Эти запасные части нужно закупить сразу и положить в склад на хранение.
Со вторым типом немного сложнее, поскольку неизвестно какой автомобиль и с какими проблемами заедет на ремонт. Поэтому, наполнение склада делается по мере того какие марки и модели автомобилей наиболее чаще приезжают на обслуживание.
На любом складе должны быть расходные материалы, которые видаются специалистам по ремонту. К таким могут относиться масла для смазки деталей, перчатки, моющие средства гигиены, униформа (если автосервис обеспечивает таким).
Важно! Стоит понимать, что по правилам ведения склада, запасные части под конкретный автомобиль, который находится в ремонте стоит отдать исполнителям в течение 5 рабочих дней. Все остальные запасные части, которые считаются ходовыми, могут лежать на складе до 6 месяцев
Обычно они постоянно обновляются, поскольку мастер по ремонту применяют их довольно часто.
Организация функционирования
Прежде всего стоит начать с составления перечня того что потребуется. Здесь нужно провести анализ и составить мини бизнес-план, поскольку склад – это отдельное государство со своими правилами, законами и потребностями.
Посмотрим на основные аспекты и напишем общий список того, что может потребоваться для начала работы:Работники. Найти хорошего ответственного кладовщика довольно проблематично. При этом стоит учесть режим работы. Если автосервис работает без выходных, то нужно, как минимум, два человека между которыми и составится график работы. Люди тоже должны отдыхать, иметь выходные и нормальный рабочий день. Если же склад работает 8 часов и 5 дней в неделю, то достаточно будет и одного работника.
Грузчики. На некоторых автосервисах, помимо кладовщиков, имеется грузчик, который загружает и выгружает товар. Этим он значительно облегчает работу, но все, же относится к персоналу склада.Помещение. В зависимости от того какое количество деталей нужно поместить на хранение выбирается комната. Организация рабочей зоны и необходимые инструменты:
- Стеллажи. На них будут размещаться детали. Их нужно разделить и прономеровать, чтобы было легко искать детали.
- Офисные принадлежности. Стол, стул, компьютер, принтер, канцелярские товары и все что необходимо кладовщику для работы.
- Тельфер. Если деталь тяжелая, то без подъемника не обойтись. В данном случае под эту категорию подпадают блоки цилиндров, мосты и прочие детали, которые имеют большой вес.
- Дверь с окном для приема и выдачи товара. Она служит также для того, чтобы никто посторонний не зашел на склад и не совершил кражу. Обычно они бронированные или сделаны с листовой стали, а замок установлен надежный.
Конечно, существует много нюансов и организационных моментов, которые нужно решать в процессе становления склада.
2.3 Расчет годового объема работ
.3.1 Корректирование трудоемкости ТО и ТР
tео=tеонК2К5Км,
где, Км — коэффициент, учитывающий снижение трудоемкости за
счет механизации работ ЕО
Км=1-М/100,
где, М — доля работ, выполняемых механизированным способом
М=77
Км=1-(70/100)=0,23
tео=0,5·1,0·0,85·0,23=0,1
t2=t1нК2К5,
t1=1,9·1,0·0,85=1,6 чел-ч.
t2=t2нК2К5,
t2=11,2·1,0·0,85=9,52 чел-ч.
tтр=tтрнК1К2К3К4К5,
tтр=3,2·1,1·1,0·1,1·1,6·0,85=3,29 чел-ч./1000 км.
2.3.2 Расчет годового объема работ по ТО, ТР и
самообслуживанию
Теог=Nеог·tео,
Теог=108702 ·0,1=10870,2 чел-ч.
Т1г=N1г·t1,
Т1г=5096·1,6=8153,6 чел-ч.
T2г=N2г·t2,
T2г=1609·9,52=15317,7 чел-ч
T2спг(тр)=Стр·Т2г,
Где Стр = 0,15-0,20 — доля сопутствующего ТР, зависящая от
«возраста» автомобилей, принимается самостоятельно или по данным АТП.
Стр=0,2
T2спг(тр)=Стр*Т2г=0,2·15317,7
=3063,5 чел-ч.
Т2г(тр)=Т2г+ T2спг(тр)= 15317,7 +3063,5=18381,2 чел-ч.
Расчет годового объема работ по ТР
Ттрг=(Lг/1000) ·tтр,
Ттрг=(22283910 /1000) ·3,29=73314 чел-ч.
Ттргпост=Ттрг·Стр.пост-Т2сп(тр),
Ттргпост=73314·0,5-3063,5=33593,5 чел-ч.
Стр.пост=0,5
Расчет объема работ по самообслуживанию
Тсамг=10-4(Теог+Т1г+Т2г+Ттрг)КвспКсам,
Тсамг=10-4 · (10870,2 +8153,6 +15317,7
+73314) ·0,25·0,5= 1,34 чел-ч.
где, Квсп — объем вспомогательных работ по предприятию,
зависящий от количества автомобилей обслуживаемых и ремонтируемых на данном
АТП.
Ксам — объем работ по самообслуживанию предприятия.
Квсп=25 %
Ксам=50%
Расчет годового объема работ в проектируемом подразделении
Для формирования объемов работ, выполняемых на постах зон ТО, ТР и
производственных участках, а также для определения числа рабочих по
специальностям производится распределение годовых объемов работ ТО-1, ТО-2, ТР
по их видам в процентах, а затем в человеко-часах.
Годовой объем работ производственного отделения определяется по каждой
марке автомобиля по формуле
где
— процент объема работ, выполняемых по ТР в данном
отделении. В1=1%
—
процент объема работ, выполняемых при ТО-2 и приходящихся на данное отделение.
В основном это работы по системе питания, электротехнические, аккумуляторные и
шиномонтажные, выполняемые в соответствующих отделениях. В2=2,5%
В3-
процент объема работ не учитывается т.к. Тсамг≤ 8000…10000
=1116,08
Расчет
годового объема работ по диагностированию
Тд-1г=Т1гК11+0,5ТтргК111,
Тд-1г=8153,6
·0,1+0,5·73314·0,01=1181,9 чел-ч.
Тд-2г=Т2гК21+0,5ТтргК211,
Тд-2г=15317,7
·0,1+0,5·73314·0,01=1898,3 чел-ч.
При
организации работ по Д-1 и Д-2 на отдельных постах следует скорректировать
годовые объемы работ ТО-1, ТО-2 и ТР путем исключения из них объемов работ
выполняемых при ТО-1, ТО-2, ТР.
Т1г1=Т1г-Тд-1г,
Т1г1=8153,6-1181,9
=6971,7 чел-ч.
Т2г1=Т2г-Тд-2г,
Т2г1=15317,7-1898,3
=13419,4 чел-ч.
где,
Т1г1, Т2г1, Ттрг1
— скорректированные годовые объемы работ по ТО, чел-ч.