Монтаж GPS-трекеров и телеметрии на CAN-шину
Итак, телеметрию с расширенным функционалом, такую как она подразумевается в большинстве случаев, а не телематический GPS-датчик только с функцией трекера, отслеживающего лишь один параметр — местоположение, нужно подключить к КАН-линии.
Подсоединить телематику можно напрямую к жилам, если устройство предназначено для такого способа. Впрочем, это можно сделать и с приборами под OBD II, но придется продолжать контакты такого штекера проводками.
Задачи такие:
- подсоединиться к шине так, чтобы не провоцировать, не инициировать наводки, помехи внешние воздействия;
- сделать расшифровку данных понятной, уметь выделить нужные пользователю параметры, передать их на узел мониторинга.
На физическом уровне работать с КАН-линией не так уж и сложно, но с декодированием могут возникнуть проблемы. У производителей нет заинтересованности, чтобы стороннее оснащение подсоединялось на их шины — они стараются делать линии только для приборов родных, купленных у них, изготовленных ими же или их партнерами. Производителям GPS устройств приходится тратить больше усилий, чтобы решить данную проблему, сделать продукцию более универсальной, что сказывается на ее стоимости.
Шин КАН в ТС может быть несколько. В легковых автомобилях обычно достаточно одной, но в грузовых, на с/х технике чаще всего присутствуют 2 линии (CAN мотора и «комфорт») или больше в зависимости от сложности машин. Наличие 2 и больше линий на CAN tracker лишним не будет.
Приведем примеры продукции из специализированного сайта. Ниже характеристики Baltic Car Equipment:
Схожие характеристики имеет Teltonica:
Достоинства бренда BCE:
Преимущества Teltonika:
На что обратить внимание при выборе между указанными брендами (можно руководствоваться и для других марок):
Подключение к CAN линии
Есть стереотипы, что при физическом подсоединении прибора на CAN техника перегорит, появятся ошибки, ТС нельзя будет использовать нормально. Такой риск есть, но возможность указанных неполадок маловероятная и почти полностью исключается при правильной организации монтажа изделия от надежного изготовителя.
Трекер монтируется на КАН линию следующими способами:
- классической зачисткой, скруткой и изоляцией термоусадкой соединения;
- на провода надевают кабельные коннекторы (пластиковые «фишки»): они устанавливаются на зачищенные жилы и обжимаются специальными клещами или вручную;
- есть CAN считыватели бесконтактного типа. Дорогие, но чрезвычайно простые в установке, физический контакт с проводами линии исключен. Рекомендованы для монтажа на гарантийной технике.
Схемы
Среди прочих, ключевая позиция по монтажу CAN — схемы подсоединения на различных автомобилях. В первую очередь надо изучить рекомендации производителей в техдокументации на автомобиль. Но есть много машин рестайлинговых, после ремонта, с комплектацией keyless, а также могут отличаться партии, двигатели, КП и пр. Соответственно, могут быть разные наборы данных на шинах, под другие рынки, регионы (Европа, Азия). Поэтому не всегда имея схему можно определить нужные провода, рекомендовано читать несколько источников, а также задавать вопросы на спецфорумах автомобилистов.
Есть также адаптеры для CAN линий:
Схема с адаптером:
Ниже пример схем подсоединения из нескольких источников для Huindai SantaFe 2013 года. Пользователь должен сравнить распиновку с проводками в автомобиле. На первом изображении нужно было взять определенные проводки и в OBD фишке шины CAN2, и в блоке, относящимся к предохранителям, но нужная жила в последнем не была найдена:
По второму варианту схемы проводки берутся с разъема блока «smart key» — там и были найдены все необходимые жилы:
Кто предлагает каско с телематикой?
Каждый новый вид услуг позволяет страховым компаниям рассчитывать на получение дополнительной прибыли. Каско с опцией телематики имеет ряд преимуществ для страховых организаций. Точный анализ вероятности рисков возникновения страховых случаев позволяет получать прибыль за счет страхования безаварийных водителей. Упрощенный порядок оформления и расчета выплат применяется из-за максимальной точности данных телеметрии и т.д. Поэтому все больше страховщиков выходят на рынок с этой услугой. Актуальные предложения страховки с телематикой представлены в таблице.
Предложений по приобретению «умной» страховки на российском рынке достаточно, поэтому автовладелец сможет выбрать наиболее подходящие для себя условия в одной из компаний. Размер обещанных скидок у страховщиков различается. Так, максимальную скидку в 50-55% предлагают «Тинькофф-страхование» и «Альфастрахование». «Ингосстрах» предоставляет скидку до 30% на покупку следующего полиса, «Интач» — 20%.
Некоторые компании устанавливают дополнительные опции для полисов с телематикой. Так, «Аско» по программе «Смарт-каско» предлагает немедленную помощь при ДТП. Система самостоятельно оповестит страховщика о произошедшей аварии, а тот вызовет ГИБДД и скорую помощь при необходимости. Сервис сможет восстановить обстоятельства аварии, упростить проверку данных об аварии, если она была оформлена по европротоколу. Машина, оснащенная телематической установкой, всегда будет на связи со страховой компанией.
Программа подойдет для владельцев авто, которые умеют пользоваться гаджетами, хотят улучшить стиль своего вождения и получить за это скидку на покупку полиса каско. Аккуратные водители смогут не переплачивать за страховку, а для тех, кто не сможет соблюдать ограничения автострахования с телематикой, стоимость полиса возрастет.
Плюсы и минусы каско с телематикой
Учитывая тот факт, что доступность технологий позволяет предоставлять автовладельцу телематическое оборудование бесплатно, суммарная выгода для аккуратного водителя очевидна. К общим преимуществам данной программы относятся:
- Возможность существенно снизить размер текущих взносов при аккуратном режиме управления и стиле вождения;
- Продление полиса на следующий год с дополнительными скидками при высоких показателях аккуратности;
- Наличие устройства передачи данных дисциплинирует водителя и приучает не превышать скорость;
- Возможность самостоятельно объективно оценить собственный стиль вождения;
- Фиксация ДТП;
- Использование телематического устройства для работы противоугонных систем, так как автомобиль круглосуточно находится в зоне спутникового сигнала.
К недостаткам использования телематики в страховании следует отнести повышенные взносы, особенно в первый год действия полиса, высокие критерии для подсчета баллов, позволяющие рассчитывать на скидки только опытным водителям, а также возможность отслеживания местонахождения автомобиля, что может представлять угрозы личным интересам автовладельцев. Но несмотря на перечисленные недостатки, для опытных водителей с большим стажем управления данный вид страхования позволит существенно сэкономить на стоимости страхования каско.
Как работает Телематика
Основу телематики составляют высокие технологии, которые стали доступны рядовому потребителю услуг. В автомобиль собственника умного полиса комплексного страхования монтируется специальное мониторинговое устройство. Встроенный датчик на основе систем ГЛОНАСС и GPS будет передавать сведения о местоположении автомобилиста в специальный офис.
Провайдеры исследуют изменение положение авто в пространстве и делают выводы относительно стиля езды собственника полиса КАСКО. В результате независимой оценки профессионализма использования автомобиля специалист присваивает собственнику транспортного средства оценку чаще всего по стобалльной системе: 0 набранных баллов сигнализируют о полном отсутствии представления у автомобилиста навыков безопасной езды, а 100 подтверждают умение водителя грамотно управлять автомобилем.
В качестве критериев для оценки уровня профессионализма автовладельца выступают определенные особенности. Ознакомившись с каждой из них, собственник ТС сможет скорректировать стиль своей езды таким образом, чтобы существенно сэкономить на приобретении добровольной страховки.
Особенности старта
Чем быстрее и резче стартует водитель, тем больше вероятность наступления несчастного случая на дороге. Так как страховая компания при таком стиле езды водителя сталкивается с повышенной вероятностью предоставления компенсации, управляющему автомобилем лицу за такое отношение не прибавят баллов.
Скидку по данному критерию автомобилист получит, если будет начинать движение плавно и осторожно. Также не стоит использовать высокую скорость для разгона
Все это плохо сказывается на автомобиле и возможности водителя получить бонус.
Торможение
Торможение — такой же важный показатель безопасности езды, как и ускорение. Если водитель резко прекращает движение, это говорит о не лучшем стиле езды (особенно, если резкое торможение следует сразу за резким увеличением скоростного режима). Единственный случай допустимого резкого торможения заключается в вынужденном снижении скорости. При избежании ДТП путем торможения провайдер не будет снижать баллы.
Время и длина поездок
Существует определенный лимит пробега транспортного средства за один год. Все значения, превышающие данный «потолок» будут противоречить нормам безопасной эксплуатации авто. Согласно установленным нормам, автомобиль в год не должен проходить расстояние большее, чем 20 тысяч километров.
Если автомобилист проезжает на своем авто больший путь, он лишается определенного количество баллов. Также штрафные отметки можно получить за передвижение в ночное время суток. По мнению экспертов, период с 11 часов вечера до 6 часов утра отличается наибольшей степенью риска.
Скоростной режим
Встроенное в автомобиль устройство способно определять скорость водителя на разных участках дороги
Важно учитывать и тот факт, что провайдер узнает и о соответствующих нарушениях скоростного режима, если водитель нарушит правила в зоне действия ограничивающего скорость знака. Следовательно, за правильно выбранную скорость передвижения автомобилист получит дополнительные баллы, которые приблизят его к положительной отметке оценки езды
Езда боком
Участвуя в программе умной страховки, водитель не сможет скрыть от программы и факт бокового ускорения. Датчик может отслеживать направление центробежной силы транспортного средства. Таким образом, чем выше будет центробежная сила, тем больше денег отдаст страхователь за использование полиса комплексного страхования.
Что мы получаем от телематики?
Размер скидки зависим от того, как именно вы водите. Алгоритмы приложения настроены так, что они оценивают качество каждой поездки, после чего собирают всю информацию и дают общую оценку.
Для того, чтобы приложение дало точную оценку, необходимо ездить в течение 2 месяцев и набрать за это время 1000 километров пробега. Именно после сбора этих данных приложение сможет оценить ваш стиль вождения и понять, как вы ведете себя в той или иной ситуации.
Что может сказаться негативно?
- Превышение скорости.
- Использование телефона за рулем.
- Слишком резкое торможение или ускорение.
- Вождение в ночное время и продолжительность поездки (а что если нужно ехать в ночь?).
Чтобы получить заветные 40% в качестве скидки, вам нужно набрать 91 балл из 100.
Вице-президент «Ренессанс страхование» Алия Валиуллина подчеркнула:
Звучит на самом деле очень заманчиво и побуждает водителей аккуратнее вести себя на дорогах. Посмотрим, как покажет себя на практике.
Проблемы телематики в России
Ptolemus Consulting Group сообщает, что используемые в рамках умного КАСКО параметры в большинстве своем считаются вторичными. Показатели начала старта, резкости торможения, пробега и даже скорости, как сообщает консалтинговая компания, являются вторичными. Однако это не последняя проблема телематики на рынке России.
Объективность оценивания
Каждый страховщик выставляет собственные критерии оценивания. Также не нужно забывать, что страховщики заинтересованы в том, чтобы как можно меньше водителей приобрели существенную скидку. По этой причине выставляются порой слишком жесткие критерии оценивания.
Чтобы продолжить рассмотрение проблем телематики, стоит ознакомиться с принципом ее действия. Ознакомиться можно с описанием, которое дает Роман Шафеев — руководитель проекта умного страхования.
Устанавливаемые в автомобиль устройства снабжены акселерометрами или гироскопами. Датчик, в свою очередь, подключается в автомобиле к разъему ОБД. Устройство принимает информацию с различных блоков автомобиля, которая позволяет оценивать скорость, работу силового агрегата и прочие показатели.
Резкие движения водителя анализируются по трем осям с учетом разгона, торможения, поворотов каждые 10 миллисекунд. Благодаря полученным данным прибор сравнивает все показатели с эталонными и регистрирует отклонения от нормы. Также сведения накладываются на карту дорожных знаков территории, что позволяет фиксировать, например, превышение скорости.
Строгие ограничения
Ошибочно полагать, что скидка будет предоставлена на условии того, что водитель не будет сильно превышать скорость. Прибор учтет любые отклонения, даже если автомобилист превысит скорость на 1 километр в час. Даже самые добропорядочные водители рискуют потерять баллы за примерную езду и понизить свой рейтинг спокойной езды.
Фиксируется не только слишком высокая скорость, но и слишком низкая. Если водитель будет передвигаться со скоростью, которая будет ниже скорости основного потока движения, он также понизит свои показатели. Дело в том, что любая скорость, которая отклоняется от среднестатистической на участке дороги, считается провоцирующей аварийные ситуации.
Плохое дорожное покрытие
Состояние российских дорог даже в крупных городах страны оставляет желать лучшего. Даже если водитель отличается спокойным стилем езды, из-за объективных факторов он рискует потерять рейтинг. Предположим, что на дороге серьезное повреждение при отсутствии прочих участников движения. Рационально было бы объехать препятствие или снизить скорость, чтобы не повредить автомобиль. Однако при выполнении этих действий датчик зафиксирует нарушение норм. А смена траектории вовсе может быть расценена в качестве потенциально опасного маневра.
Зимний период
В некоторых регионах России снег на дорогах убирают несвоевременно. Более того, не везде используются реагенты для уменьшения скольжения. Часто жители провинциальных городов вынуждены передвигаться в условиях гололедицы. По этой причине аккуратность водителя не будет играть большой роли.
Предположим, что автомобилист движется в черте города и должен остановиться перед перекрестком на скользкой дороге. Своевременное торможение, остановка у стоп-линии — несмотря на все это автомобилист понижает свой рейтинг. Дело в том, что из-за отсутствия сцепления автомобиль не останавливается, срабатывает система АBS. Фактически водитель применил экстренное торможение, что становится причиной для потери баллов.
Неточность данных
Устройства, применяемые по программе умного КАСКО, связаны с системами GРS и ГЛОНАСС. Однако отслеживание местоположения авто по спутникам может давать серьезные сбои из-за неточности координат. Порой собственники транспортных средств, не использовавшие автомобиль ночью, на утро обнаруживают, что их автомобиль проделал интересный маршрут.
По данным местоположения ТС могло побывать на крышах, тротуарах, частных территориях и прочих непривычных местах. Несмотря на то, что нарушение совершенно явно кроется в неточностях приборов, рейтинг будет испорчен.
Кто предлагает каско с телематикой?
Каждый новый вид услуг позволяет страховым компаниям рассчитывать на получение дополнительной прибыли. Каско с опцией телематики имеет ряд преимуществ для страховых организаций. Точный анализ вероятности рисков возникновения страховых случаев позволяет получать прибыль за счет страхования безаварийных водителей. Упрощенный порядок оформления и расчета выплат применяется из-за максимальной точности данных телеметрии и т.д. Поэтому все больше страховщиков выходят на рынок с этой услугой. Актуальные предложения страховки с телематикой представлены в таблице.
Предложений по приобретению «умной» страховки на российском рынке достаточно, поэтому автовладелец сможет выбрать наиболее подходящие для себя условия в одной из компаний. Размер обещанных скидок у страховщиков различается. Так, максимальную скидку в 50-55% предлагают «Тинькофф-страхование» и «Альфастрахование». «Ингосстрах» предоставляет скидку до 30% на покупку следующего полиса, «Интач» — 20%.
Некоторые компании устанавливают дополнительные опции для полисов с телематикой. Так, «Аско» по программе «Смарт-каско» предлагает немедленную помощь при ДТП. Система самостоятельно оповестит страховщика о произошедшей аварии, а тот вызовет ГИБДД и скорую помощь при необходимости. Сервис сможет восстановить обстоятельства аварии, упростить проверку данных об аварии, если она была оформлена по европротоколу. Машина, оснащенная телематической установкой, всегда будет на связи со страховой компанией.
Программа подойдет для владельцев авто, которые умеют пользоваться гаджетами, хотят улучшить стиль своего вождения и получить за это скидку на покупку полиса каско. Аккуратные водители смогут не переплачивать за страховку, а для тех, кто не сможет соблюдать ограничения автострахования с телематикой, стоимость полиса возрастет.
Кто потенциальный клиент для умного КАСКО
Использование умной добровольной страховки может принести автовладельцу несравненную пользу в повседневной жизни.
Так, оформление инновационного полиса будет выгодным решением для следующих категорий лиц:
- Водители, которые стремятся отточить свой навык езды с помощью возможности оценки безопасности вождения. С помощью устройства водитель без труда отследит недочеты своего стиля вождения для устранения недостатков.
- Молодые автомобилисты, не имеющие достаточного опыта вождения. Страховые автопродукты для такой категории граждан всегда обходятся дороже из-за повышенного риска потери средств, который берет на себя страховая организация. Но с помощью телематики молодой водитель сможет подтвердить безаварийность своей езды и получить полис с существенной скидкой.
- Водители с хорошим навыком езды. Таким автовладельцам не составит труда продемонстрировать страховщику профессионализм своей езды для получения бонусов.
- Родители молодых автомобилистов. Нередко после совершеннолетия новоиспеченный водитель пользуется семейным автомобилем. Благодаря телематике родители смогут отслеживать местоположение транспортного средства и контролировать безопасность езды ребенка.
- Владельцы организаций. Датчик поможет лицу отслеживать действия наемного водителя для всестороннего контроля его деятельности.
Таким образом, наличие в машине телематического устройства выгодно не только страховой компании, но и самому клиенту фирмы.
Что такое страховая телематика
Телематика дала толчок новому типу автомобильного страхования под названием «плати, как ездишь». Это взаимовыгодное решение на основе IoT: телематические устройства снижают риски для страховых компаний, а те в свою очередь предоставляют более низкие цены.
Как телематика снижает стоимость страхования
Страховые компании предлагают специальные тарифы для автопарков, оборудованных IoT-оборудованием. Решение ADAS и алкозамок повышают безопасность на дорогах. Идентификация водителя и детектор буксировки увеличивают сохранность транспортных средств, а блокировка двигателя помогает быстрее обнаружить и вернуть авто в случае угона.
Запомнить
Умный полис страхования обойдется дешевле только профессиональным автомобилистам, которые отличаются аккуратным стилем езды.
Также стоит брать во внимание следующие особенности КАСКО с телематикой:
- устанавливаемые в автомобиль устройства никак не повредят транспортного средства страхователя;
- в подавляющем большинстве установку в транспортное средство датчика оплачивает страховая компания;
- максимальный размер скидки за примерную езду составляет 55% от общей стоимости страхового продукта;
- умное КАСКО не будет выгодно для водителей с агрессивным стилем езды.
Для приобретения полиса с телематикой собственник транспортного средства должен попытаться объективно оценить свои способности и возможности. В противном случае автомобилист рискует понести существенные убытки.
Что такое автомобильные системы (блоки, сенсоры) телематики
Телеметрический датчик или блок — это небольшая пластиковая коробочка, подключаемая к низковольтной электроцепи машины (самые простые модели), а чаще к диагностическому разъему (OBD II), CAN-шине.
Задачи телеметрии (телематики) — сбор данных о том, где и когда используется автомобиль. Кроме этого, устройство показывает, как применяют машину (ускорение и прочее), так как в его составе есть акселерометр, гироскоп, оно подсоединяется на линии сенсоров ТС (транспортного средства).
Геолокацию обеспечивает ГЛОНАСС/GPS, информация передается стандартами мобильной связи/интернета, для чего в составе есть модем с гнездом для СИМ-карты.
Если объяснять кратко что такое телематика, то это «черный ящик» с несколько упрощенной защитой, типоразмером и с онлайн-сервисом.
Из чего состоит телематика транспортных средств
Элементы автомобильного блока телеметрии:
- чипы навигационных сервисов GPS, ГЛОНАСС. Они выполняют свои стандартные функции: определяют координаты устройства, а соответственно, и транспортного средства;
- акселерометрические детекторы. Это сенсоры ускорения во всех возможных направлениях (продольном, поперечном), ими замеряется характеристики разгона, ускорений, поворотов, перестроений на другие полосы движения;
- гироскоп, магнитный датчик;
- модуль c симкой для мобильной связи, посредством которой передаются статданные. Применяется GPRS, другие стандарты. Информация отсылается не только в виде СМС пользователю, но и на сервер, то есть используется мобильный интернет;
- гироскоп;
- корпус со штекерным гнездом или «фишкой» под разъемы OBD II, жилы и коннекторы для КАН линии.
Обычно также блок GPS одновременно с питанием от бортовой сети ТС может запитываться от своих батареек, аккумуляторов.
Если связь полностью пропала, запись в блоке телематики транспортного средства будет вестись на карту памяти.
Для чего применяется автомобильная телеметрия
Телеметрия применяется на любых транспортных средствах, движущихся объектах для отслеживания их места положения. Фактически это тот же «черный ящик» в упрощенном виде. Узлы с аналогичным принципом используются для устройств слежения в правоохранительной сфере, на служебных машинах (оператор видит на пульте какой наряд полиции, медиков и прочие ближе к месту вызова).
Характерные сферы, где используется телематика:
Схема телематики для организации сбора дорожных платежей:
Транспортная телематика, если это полноценная система, а не простой GPS-трекер, подключается к линиям (CAN-шины), контролирующим сенсоры ТС, исполнительные узлы, поэтому оснащение осуществляет не только место нахождение, но и показывает состояние узлов машины и даже такие параметры как количество включения фар, давление в шинах, топливный контроль.
Как защищена информация
Под телеметрические системы автомобилей существуют специальные интернет сервисы. Данные передаваемые оснащением архивируется на облачных хранилищах с улучшенной защитой, применяется шифрование. Пользователь может открыть частичный доступ сторонним лицам. Например, если телематика устанавливается для страхового полиса, то компании дается доступ к данным, но только в объеме по соглашению сторон. Обычно организация получит лишь обобщенные баллы о качестве вождения без персональных данных водителя.
Вся собранная информация в зашифрованном виде хранится не на простых, а с улучшенной защитой, облачных хранилищах, серверах провайдеров, компаний, предоставляющих услуги по телематике. Теоретически сохраняется возможность взлома, но вероятность ничтожная, так как есть не только защита паролями, но и шифрование.
Водитель в любое время может получать у провайдера сервиса отчеты по своему логину и паролю, по письменному запросу, по заявлению от страховщика, прочими способами, предусмотренными условиями сервиса.
Что такое телематика в страховании
Телематика – это термин, образованные путем слияния «телекоммуникации» и «информатики». Для большинства водителей – это небольшой прибор с несколькими датчиками, который устанавливается внутри автомобиля и отслеживает местоположение.
Телематика позволяет регистрировать параметры движения:
- среднюю скорость;
- пробег;
- среднее время в пути;
- состояние автомобиля (заряд аккумулятора, повреждения после аварии);
- характер вождения.
Для чего нужна
Передатчик размером не больше коробка со спичками передает информацию через системы GPS и ГЛОНАСС. Прибор вставляется в разъем внутри автомобиля и сообщает страховщику данные о манере вождения и местонахождения водителя.
Схема проста: страхователь любит скорость и берет на обгон – скидки не получает, клиент ездит тихо и соблюдает правила – полис дешевеет почти в 2 раза. Идея телематики уже давно используется в грузоперевозках, но в страховую сферу она только начинает внедряться. Еще не все СК готовы работать с навигацией, отслеживанием и внедрять сложные механизмы индивидуального расчета стоимости полиса. Даже те организации, которые внедрили телематику, воспринимают ее по-разному.
Как работает
После сбора информация через ГЛОНАСС и GPS отсылается в виде шифра на сервера провайдера. Данные анализируются, после чего страховщик выставляет водителю баллы – по шкале от 0 (плохо) до 100 (отлично). Используя телематику СК принимает решение об индивидуальной скидке, продлении договора и дальнейшем сотрудничестве со страхователем.
При выставлении баллов оператор учитывает параметры:
- Динамика. Быстрый разгон и старт повышают риск аварии на дорогах. За скорость страховщик будет отнимать баллы. Рекомендуется придерживаться плавного старта – это позволит получить скидку, но и сделает езду более безопасной для здоровья водителя, пассажиров и пешеходов.
- Торможение. Кроме резкого старта учитывается и резкое торможение. Никакие интенсивные движения на трассе не прибавляют страхователю баллов. При этом аварийное резкое торможение не будет учитываться программой (не повлияет на оценку).
- Время в пути и протяженность маршрута. Программа отслеживает, сколько км проехал автомобиль в течение года. Согласно регламенту безопасности, ТС не должно преодолевать маршрут длиннее 20 000 км за 12 месяцев. При большом пробеге у водителя отнимут баллы. Также негативно сказываются ночные поездки: время с 23:00 до 06:00 признается наиболее опасным.
- Скоростные режимы. Телематика регистрирует соблюдение правил на дороге. Если водитель не нарушает скоростные режимы на участках, то ему начисляются дополнительные очки.
- Боковое движение. В приборе есть датчик отслеживания центробежной силы. Чем она выше, тем меньше баллов получит водитель.