Пожарная безопасность при эксплуатации и обслуживании автомобилей

Требования

Объем необходимых требований, которые диктуют противопожарные нормы, правила ПБ, огромен, но из него можно выделить два главных направления.

Первое – это инженерно-техническое обеспечение здания торгово-развлекательного комплекса:

  • Наличие установок сигнализации с датчиками дыма, газовыми, аспирационными, проточными пожарными извещателями, чутко реагирующими на появление ничтожно малых количеств летучих продуктов процесса горения на начальной стадии тления, возгорания.
  • Поддержание в постоянном работоспособном состоянии систем водяного пожаротушения, противодымной защиты, СОУЭ.
  • Обеспечение помещений объекта необходимым количеством углекислотных, порошковых огнетушителей в зависимости от видов пожарной нагрузки.

Второе – это меры по обеспечению противопожарного режима, содержанию путей, выходов эвакуации в свободном состоянии, легко открывающемся изнутри

А также грамотное обучение работников действиям при возникновении очага возгорания, задымления, по эвакуации покупателей из торговых залов, зрителей из кинозалов, посетителей игровых центров, комнат, особое внимание уделяя сопровождению детей, пожилых граждан

Только комплексное решение проблемы может обеспечить безопасность как посетителей, покупателей, так и работников торгово-развлекательных предприятий.

Пожарная безопасность при ремонте автомобилей

И так чем занимаются в автосервисе? Правильно, ремонтом автотранспортных средств. Поэтому организуя пожарную безопасность в автосервисе необходимо учитывать пожароопасные свойства автомобилей и применяемых в работе вещества материалы.

В дальнейшем все это необходимо будет отразить в документации по пожарной безопасности, например программе противопожарного инструктажа для работников или в инструкции о мерах пожарной безопасности.

Двигаемся дальше

Курение на рабочем месте

Подогрев двигателей открытым огнем или пользование открытыми источниками огня для освещения

Подзарядка аккумуляторов непосредственно на транспортных средствах

Нарушение требований пожарной безопасности при проведении огневых работ (например при сварке бензобака)

Нарушение требований пожарной безопасности при эксплуатации технологического оборудования

Промывка деталей с использованием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей

Обеспечение огнетушителями

Тип и количество огнетушителей выбирается на основании Приложения 1 и 2 Правил противопожарного режима РФ

Учет и осмотр огнетушителей необходимо вести в специальном журнале. Более подробнее про огнетушители вы можете прочитать в соответствующих заметках.

Требования и нормы ПБ в гаражах

Для строительства коммерческих боксов, стоянок, парковок в обязательном порядке требуется согласование с ГПН. Сооружения на частных участках (индивидуальные гаражи) не нормируются.

Хранение бензина в гараже

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), газообразные горючие вещества и неочищенную от топлива тару запрещено хранить в помещениях гаражей-стоянок в МКД, на подземных паркингах. Исключения:

  • топливо в баках самих ТС;
  • в иных видах гаражей позволено держать:
    • бензин, дизель – до 20 кг;
    • смазочные материалы – до 5 кг.

Все работы, связанные с огнем, топливом запрещено проводить вне специальных площадок. Минимальное расстояние до стоянки – 50 м. Пролитые ГСМ незамедлительно убирают с помощью песка, опилок и утилизируют за границы строений в металлические ящики с крышками.

Хранение резины в гараже

Шины и резиновые предметы следует держать раздельно с иными изделиями. Запрещено совместное хранение, под которым имеется в виду непосредственная близость, одна секция, сегмент помещения.

В особых случаях, например, на стояночных комплексах, место с покрышками отделяют противопожарными перегородками, перекрытиями (п. 2.30 ВСН 01-89, СП 4.13130). На подземных паркингах запрещено хранить резину вообще.

Расстояние между автомобилями

Автомобили ставят с промежутками в 0,5 – 0,8 м (Прил. А, СП 113.13330). Это же расстояние отмеряют от конструкций помещения. Между машинами на промышленных объектах – от 1 м.

Параметры рассчитываются, выходя из минимального размера одного места 5,3х2,5 м, а для инвалидов – 6,0х3,6 м.

Расстояния между гаражом и другими объектами

Для предприятий градостроительные нормы и СанПиН обязательные:

  • от ворот до перекрестков:
  • до остановок – 30 м;
  • подземные боксы для легковых транспортных средств: от окон жилых, общественных сооружений – 15 м;
  • от красной линии на плане (отделяет дорогу, коммуникации) – 6 м;
  • размещают в производственных зонах, с промежутком до жилых домов от 50 м (рекомендательные нормы) стоянки:
    • от 300 мест;
    • для общественного, грузового, специального, ведомственного, служебного автотранспорта, такси;
  • от секционных МКД до открытых площадок для автомобилей на 101 – 300 мест продольных к фасаду – 50 м;
  • для построек I – II ст. огнестойкости расстояния позволено уменьшать на 25%, если нет открывающихся окон, въездов со стороны жилья, общественных объектов.

Правила по расстояниям содержит табл. B.1 СП 113.13330, табл. 10.1 СП 42.13330.2016:

Объекты

Расстояние, м

от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей

от станций технического обслуживания при числе постов

10 и менее

11-50

51-100

101-300

10 и менее

11-30

Жилые дома

10

15

25

35

15

25

В том числе торцы жилых домов без окон

10

10

15

25

15

25

Общественные здания

10

10

15

25

15

20

Общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения

15

25

25

50

50

Лечебные учреждения со стационаром

25

50

50

Для индивидуального гаража правила рекомендательного характера:

  • до линии раздела, забора соседнего участка – 1 м (под сточные воды, аварийный проход);
  • от ближайшего строения на соседнем участке (от окон, веранды, стен) – 6 м;
  • от красной линии – 5 м;
  • от бокового забора, улицы (до проезда между домами) – 3 м;
  • до любого хозяйственного здания – 1 м;
  • допускается примыкание к дому, если бокс имеет защитные перегородки;
  • для домов с боксами:
    • встроенными – 6 — 10 м от забора, деревянные – 15 м;
    • пристроенными – правила как для отдельно стоящих.

Замеры делаются от краев выступающего цоколя или стен, от того, что больше выделяется до линии ближайшей детали соседней постройки.

Это интересно: Предел огнестойкости строительных конструкций: таблица

Требования к размещению

СП 18.13330, введенный в действие в 2011 году, что регламентирует разработку генеральных планов производственных предприятий, в том числе объектов транспорта, указывает что при размещении гаражей таких объектов:

  • Следует предусматривать защитную зону, учитывать противопожарные разрывы до вблизи расположенных жилых зданий.
  • Если гаражи, административные, вспомогательные здания предприятия занимают больше 5 га общей площади, то с территории объекта выполняется не меньше двух выездов.
  • Ширина проемов ворот выездов должна выполняться с учетом максимальной ширины имеющегося транспорта + 1,5 м, но не меньше 4,5 м.

СП 42.13330, утвержденный в 2016 году, и устанавливающий нормы застройки населенных пунктов, вводит следующие требования по размещению предприятий транспорта с гаражами/парками/депо в своем составе:

  • Допускает их строительство в любой из зон – коммунальной, производственной, за исключением жилой, где возможно только размещение разных видов автостоянок для легкового автотранспорта.
  • Гаражи предприятий, обслуживающие крупные складские комплексы, включая склады пиломатериалов, базы хранения, розлива нефтепродуктов, рекомендовано размещать на их территориях за городской чертой.
  • Нормативы площади территорий гаражей, парков для размещения, ремонта транспорта при размещении в населенных пунктах приведены в таблице И.1 данного свода правил.

Термины

Нормативные документы дают следующие определения:

  • Автовокзал – это объект инфраструктуры транспорта, комплекс строительных объектов с залом для ожидания, вместимость которого не меньше 75 мест для пассажиров, расположенный на отведенной территории; созданный для оказания услуг автокомпаниям, пассажирам по выполнению перевозок людей, багажа; что обеспечивает отправление больше 1 тыс. чел/сутки.
  • Здание автовокзала – это строительный объект, что предназначен для работы служебного, дежурного персонала; оказания услуг, создания комфортных условий пассажирам, встречающим/провожающим лицам.
  • Расчетная вместимость вокзала – это максимально возможное суммарное количество пассажиров, других посетителей, что одновременно находятся в здании.
  • Речной, морской порт (пассажирский терминал) – это совокупность вокзального здания, причалов, устройств для посадки/высадки пассажиров, служебно-вспомогательных строительных объектов; оборудования для погрузки/перегрузки багажа, постельного белья, продуктов, иных грузов; подъездных путей, что необходимы для обслуживания судов, пассажиров.
  • Речной, морской вокзал – это комплекс строительных объектов, сооружений, устройств, что входят в один терминал для обслуживания пассажиров.
  • Зданием вокзала речного, морского транспорта называют основной строительный объект, что входит в состав соответствующего пассажирского вокзала.

Системы защиты от пожара

Согласно нормативным документам в области ПБ гаражи транспортных предприятий должны быть оборудованы:

  • Нормы проектирования противопожарной автоматики указывают, что установками сигнализации о возникновении пожара защищаются одноэтажные надземные здания, сооружения для автомашин I–III степеней стойкости к огню, имеющие общую площадь помещений меньше 7 тыс. м2, а стационарными системами тушения огня – при площади больше 7 тыс. м2.
  • Как правило, при проектировании, монтаже в качестве пожарных извещателей применяют датчики дыма, а для автоматической ликвидации очагов возгораний – пенные установки пожаротушения.
  • Это обусловлено более быстрым обнаружением летучих продуктов горения пожарной нагрузки, характерной для автопредприятий, дымовыми пожарными извещателями, эффективным подавлением горящих нефтепродуктов, резинотехнических изделий воздушной пеной, образующейся при выходе из дренчерных, спринклерных оросительных головок, специальных пеногенераторов.
  • Наружное, внутреннее противопожарное водоснабжение зданий гаражей в части необходимого количества струй, общего расхода воды, принимается в зависимости от строительного объема, степени стойкости к огню таких строений.
  • В качестве источников внешнего противопожарного водоснабжения используются как кольцевые, тупиковые водопроводы населенных пунктов, предприятий, так и пожарные водоемы, резервуары.
  • Системы оповещения о пожаре работников для одноэтажных зданий гаражей допускается применять 1 типа, когда при срабатывании пожарных датчиков в защищаемых помещениях включаются звуковые оповещатели – сирены, звонки. Рекомендовано также использовать табло «Выход» с подсветкой.
  • Системы дымоудаления необходимы для зданий гаражей, не имеющих в наружных стенах проемов для освещения, фрамуг для проветривания; люков, зенитных фонарей дымоудаления в покрытиях строений.

Все помещения гаражей должны быть укомплектованы по нормам положенности переносными, передвижными огнетушителями.

План эвакуации техники при пожаре в гараже

Разработку эвакуационной схемы организовывает руководитель предприятия. Схема вывешивается поэтажно и содержит:

  • направления для выхода;
  • места средств пожаротушения;
  • кратко первоочередные действия;
  • телефоны спасательных служб.

Указатели эвакуационных путей (светящиеся таблички, стрелки) вывешиваются на каждом этаже. План обязательный для помещений:

  • массово посещаемых (кроме жилых домов);
  • с рабочими помещениями для 10 чел. и больше;
  • количество автомобильной техники в гараже, при котором разрабатывается план эвакуации при пожаре – от 25 единиц. Дополнительно создают схему расстановки с описанием очередей и порядка, хранят буксирные тросы, штанги из расчета 1 шт. на 10 ед.

План эвакуации составляется по ППР, ГОСТ Р 12.2.143-2009, СП 113.13330.2012.

Это интересно: Основные задачи пожарной профилактики

Изменения в правилах противопожарного режима 2021 года

Правила противопожарного режима устанавливают обязательные требования по следующим направлениям:

  • по документам в сфере пожарной безопасности, которые нужно разработать и применять при эксплуатации объекта;
  • по разовым или постоянным мероприятиям, которые нужно обеспечить для противопожарной защиты;
  • по особенностям эксплуатации, проверок, обслуживания и ремонта технических средств, установок и систем защиты.
  • Правила обязаны применять руководители предприятий всех форм собственности, от муниципальных учреждений до коммерческих структур.

С 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима. Это связано с проведением в России «регуляторной гильотины», т.е. отменой или корректировкой нормативных актов, содержащих избыточные требования для бизнеса, граждан. В новых правилах были отменены некоторые требования, которые несущественно влияли на противопожарную защиту объектов.

Новый регламент нужно разработать на все операции и процессы по обслуживанию, проверкам, эксплуатации и ремонту систем противопожарной защиты.

Одновременно в Постановлении № появилось несколько новых требований, которые наверняка осложнят работу любого руководителя:

  • на руководителя организации возлагается обязанность разработать и утвердить регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты;
  • с января 2021 года обязательно ведутся журналы эксплуатации систем защиты (в них фиксируется каждая плановая и внеочередная проверка систем);
  • инструкции по пожарной безопасности объектов необходимо дополнить новыми разделами (например, по обеспечению доступа спасателей на объект, по алгоритму использования систем входа и выхода из здания, и т.д.);
  • скорректированы нормы обеспечения объекта огнетушителями;
  • введены дополнительные запреты и ограничения на использование подвалов и цокольных этажей для ведения деятельности.

Есть и еще ряд новелл, которые распространяются на отдельные виды объектов или систем защиты.

Основные понятия для разработки регламента на системы противопожарной защиты Описание
Исправное состояние системы противопожарной защиты Состояние системы противопожарной защиты, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Мониторинг системы противопожарной защиты Непрерывно осуществляемый автоматизированный сбор данных, наблюдение за техническими параметрами системы противопожарной защиты, выполнением системой противопожарной защиты или ее отдельными элементами своих функциональных задач в целях фиксации и последующей аналитической обработки получаемой информации для подготовки необходимых решений по предупреждению и ликвидации негативных последствий, связанных с повреждением или неисправностью системы противопожарной защиты
Ремонт системы противопожарной защиты Комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса системы противопожарной защиты и/или ее составных частей.
Техническое обслуживание; ТО системы противопожарной защиты Комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию исправного состояния (исправности, работоспособности) системы противопожарной защиты при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Автомобиль, который паркуется сам

Впервые об этом заговорили в далёком на сегодняшний день 2006 году, когда появился «Лексус LS460». Сегодня такой способностью обзавелись «Тойота», «БМВ», «Фольксваген», «Мерседес» и «Форд». Однако далеко не все из них справились с этим на достойную отметку в 5 баллов.

Так, специализирующийся на параллельной парковке БМВ не всегда выполняет её с безупречностью породистого немца. Тут как, говорится, доверяй, но проверяй. «Лексус LS 460» может припарковаться сам, хотя предварительно всё же поёрзает на парковке. Здесь необходимо отметить, что парковка самостоятельно состоится лишь в том случае, если у его владельца «есть мозги» и вагон терпения. Система автопарковки у элитного японца настолько «мудрёная», что у многих терпение кончится раньше, чем их «Лексус» сам припаркуется.

«Фольксваген» сделает это моментально, однако, если «умному» автомобилю покажется, что места на парковке мало, то делать этого он не будет. «Тойота Приус» «умеет» парковаться как угодно, сам же алгоритм действия, в отличие от «Лексуса», довольно прост и ограничивается девизом «нажми одну кнопку». «Форд» — радует простым управлением и чётким попаданием «куда надо» (в хорошем смысле этого слова).

Виды

Для обслуживания собственных нужд организаций различного профиля деятельности, осуществления пассажирских, грузовых перевозок, ведения строительных, других инженерных работ; обеспечения жизнедеятельности городских, в том числе коммунально-хозяйственных структур проектируются, эксплуатируются следующие виды гаражей, парков, депо для размещения, ремонта транспорта:

  • Автопредприятия, оказывающие услуги по перевозке различных грузов, включая опасные виды – горючие жидкости, ЛВЖ, ядовитые материалы.
  • Пассажирские автопарки, на балансе которых десятки, а в мегаполисах сотни автобусов для городских, междугородних перевозок.
  • Предприятия по текущему, капитальному ремонту автотранспортных средств, регламентному техническому сервису – от легковых автомобилей до спецтехники.
  • Автотранспортные предприятия в составе крупных строительных компаний. Большая часть техники – это большегрузные автомобили, включая самосвалы, необходимые для доставки на площадки по возведению объектов кирпича, керамических блоков, железобетонных, металлических конструкций.
  • Специализированные механизированные колонны, предоставляющие услуги по аренде автокранов, бетоновозов, бульдозеров, экскаваторов, высотных автоподъемников.
  • Станции скорой медицинской помощи.
  • Пожарные депо.
  • Гаражи коммунальных, аварийно-ремонтных служб газоводоснабжения, связи; правоохранительных органов.
  • Трамвайные, троллейбусные парки.
  • Гаражи частных предприятий с различными транспортными средствами – от легковых автомашин, микроавтобусов до автовышек, в зависимости от профиля предпринимательской деятельности.

Строительными нормами, противопожарными правилами, несмотря на различия в количестве транспортных средств, по занимаемым площадям, предъявляются общие требования к размещению гаражей на территориях промышленных предприятий, в черте населенных пунктов; оснащению их системами защиты от огня, обеспечению режима безопасности.

Документы по пожарной безопасности 2021г. в гараже автотранспорта

Приказы

  • Приказ о пожарной безопасности и утверждении инструкций по ПБ 2021.
  • Приказ о проведении противопожарных инструктажей, утверждения программ проведения инструктажей, утверждения графика повторных инструктажей 2021.

Инструкции по пожарной безопасности

  • Инструкция «О мерах пожарной безопасности в гаражах автотранспорта» 2021 г.
  • Инструкция «О действиях работников при пожаре в гараже автотранспорта» — 2021 г.

Инструкции по пожарной безопасности в организациях, ИП для отдельных зданий организации или индивидуального пердпринимателя (как требуют новые правила)

  • Инструкция «О мерах пожарной безопасности в административном здании, помещениях (офисах) и прилегающей территории» 2021 г.
  • Инструкция «О действиях в административном здании при пожаре и срабатывании АПС» 2021 г
  • Инструкция «О мерах пожарной безопасности в складе непродовольственных ТМЦ» 2021 г.

Программы инструктажей и пожарно технический минимум с работниками, график проведения повторных инструктажей.

  • График проведения противопожарного инструктажа с работниками в 2021 году.
  • Программа проведения вводного, первичного, повторного противопожарных инструктажей с водителями 2021 г.

Другие программы

  • Программа инструктажей с административным персоналом 2021г.
  • Программа инструктажей с работниками склада 2021г.

Таблички и знаки ПБ в гараже, помещениях и на территории

  • Знак «Категория помещений» А4, (склады ТМЦ )
  • Знаки «Расстояние до водоисточника», «Расстояние до пожарного гидранта» территория
  • Знак «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено» (склады ТМЦ, гаражи )
  • Табличка «Место хранения ключей» пункт 18 новых правил

Акты, журналы, памятки ПБ

  • Журнал регистрации инструктажей по ПБ
  • Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты
  • Памятка для размещения в местах установки огнетушителей или на стендах «Правила использования огнетушителей» размер А4
  • Акт гидравлического испытания трубопроводов автоматической установки пожаротушения
  • Акт испытания пожарных гидрантов (водоемов) на водоотдачу
  • Акт испытаний внутреннего противопожарного водопровода
  • Акт обследования автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации
  • Акт проверки состояния и условий эксплуатации огнезащитных покрытий

Руководителям, ответственным за пожарную безопасность

Приказы, инструкции, программы инструктажей и обучения в соответствии:

с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ (изм. от 26.07.2019)

с Правилами противопожарного режима в РФ 2021 года

с Приказом 645 МЧС и НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»

При проведении надзорных мероприятий проверяются в соответствии с проверочными листами МЧС

Автовокзалы

Автовокзал

С учетом основных видов пассажирских рейсов, категорий пассажиров автовокзалы делят на три вида:

  • Международный, когда автобусы следуют через границы двух и больше государств.
  • Междугородний – на расстояния больше 50 км.
  • Смешанный – при сочетании разных видов пассажирских рейсов.

По расчетной вместимости, количеству пассажиров, отправляемых в рейсы за сутки, здания автотранспортных вокзалов подразделяют на три класса:

  • Малые, где вместимость от 100 до 200 человек, количество отъезжающих – от 1 до 4 тыс. пассажиров.
  • Средние – от 250 до 400; от 4 до 10 тыс. соответственно.
  • Большие – от 500 до 800; от 10 до 25 тыс. и больше пассажиров.

Причины

Как видно, большинство пожаров в автомобиле начинаются из-за нарушений правил эксплуатации автомобиля. Конкретнее это может быть следствием:

  • короткого замыкания;
  • нарушения в работе источника питания;
  • перегрузки при коммутации механизмов и аппаратов под электричеством.

При этом именно короткое замыкание — самая частая причина. Производители знают об этом, поэтому защищают потенциальные источники опасности. Однако вероятность дефекта сохраняется. Его можно допустить при установке или при изготовлении внутренних деталей машины.

Подробнее про причины короткого замыкания можете прочитать в статье о том, как его не допустить.

Использование самодельных деталей или элементов защиты может привести к печальным последствиям, поскольку высока вероятность ошибки. Можно неправильно использовать предохранитель, выбрать не подходящее сечение проводника или изоляционный материал.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомастер Гидрикофф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: