Преимущества бортового компьютера
Однако и бортовой компьютер еще никто не отменял. Естественно, что он стоит дороже, чем сам адаптер, поскольку бортовой компьютер включает в себя уже и адаптер и устройство расшифровки кодов, и средство борьбы с ошибками. Плюсом бортового компьютера есть и тот факт, что он предназначен для конкретной электронной системы, настроен с учетом всех ее особенностей. Бортовик не установишь на каждый автомобиль, поскольку стандарт OBD2 поддерживают не все автомобили. Но преимуществ у него довольно много:
- Это полностью сформированное самодостаточное диагностическое устройство, не требующее настройки и установки программного обеспечения.
- Бортовой компьютер подключен к системе постоянно и постоянно отслеживает качество топлива, режимы работы двигателя, массу всяких данных, может строить наглядные графики, вычислять и сбрасывать ошибки хоть по пять раз в день.
- Простое подключение.
-
Мгновенная реакция на ошибку.
Контроль технического состояния двигателя
Диагностирование технического состояния двигателя выполняют для выявления потребности в регулировке или ремонте после определенного пробега автомобиля или в следующих случаях: при снижении мощности; увеличении расхода топлива или смазочного материала; появлении стуков и
38 дымлении; падении давления смазочного материала; неравномерности работы цилиндров.
Техническое состояние двигателя в сборе контролируется осмотром и с помощью средства диагностирования.
При осмотре двигателя можно обнаружить подтекание смазочного материала, топлива, охлаждающей жидкости, а также явные дефекты и определить необходимость ТО или ремонта двигателя перед диагностированием. Кроме того, снимают показания контрольных приборов, имеющихся на щитке приборов перед водителем.
При оценке технического состояния двигателя с помощью средств диагностирования измеряют его мощность, которая зависит от большого числа факторов, износа деталей цилиндров поршневой группы и клапанов, угла опережения зажигания или впрыскивания, мощности искры, расхода топлива через жиклеры или форсунки и т.п. В случае, когда мощность отличается от нормативной, проводят поэлементное диагностирование систем и механизмов двигателя.
Техническое состояние кривошипно-шатунного механизма оценивают по виброударным импульсам в характерных точках двигателя (виброакустический метод); давлению в цилиндрах двигателя в конце такте сжатия (компрессия); объему газов, впрыскивающихся в картер; негерметичности цилиндров и клапанов; суммарному зазору в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике.
Виброакустический метод оценки технического состояния двигателя основан на регистрации амплитуд колебательных процессов, возникающих при работе механизма двигателя. Для использования виброакустического метода диагностики необходимо использовать акустические или вибрационные преобразователи, которые закрепляются в различных точках двигателя.
Перед диагностированием двигатель прогревают до температуры охлаждающей жидкости 85…95°C и прослушивают, прикасаясь острием наконечника-щупа к проверяемым участкам.
Работу сопряжения поршень — цилиндр прослушивают по всей высоте цилиндра при малой частоте вращения коленчатого вала с переходом на среднюю. При стуке сильного глухого тона, усиливающегося с увеличением нагрузки, возможны увеличенный зазор между поршнем и цилиндром, изгиб шатуна, перекос оси шатунной шейки или поршневого пальца.
Состояние сопряжения поршневое кольцо-канавка поршня проверяют на уровне нижней мертвой точки (НМТ) хода поршня у всех цилиндров на средней частоте вращения коленчатого вала.
Слабый стук высокого тона, похожий на звук при соударении колец, свидетельствует об увеличенном зазоре между кольцами и поршневой канавкой либо об изломе кольца.
Сопряжение поршневой палец — втулка верхней головки шатуна проверяют на уровне верхней мертвой точки при малой частоте вращения коленчатого вала с резким переходом на среднюю. Сильный звук высокого тона, похожий на частые удары молотком по наковальне, свидетельствуют об
39 ослаблении сопряжения, плохом смазывании, чрезмерно большом опережении начала подачи топлива или раннем зажигании.
Работу сопряжения коленчатый — вал шатунный подшипник прослушивают в зоне от ВМТ до НМТ сначала при малой, а затем при средней частоте вращения коленчатого вала. Глухой звук среднего тона свидетельствует об износе или проворачивании вкладыша; звонкий, сильный, металлический звук — об износе или подплавлении шатунного подшипника.
Статьи по этой тематике :Современное состояние автомобильной электроникиУправление механизмами и системамиУстройство и работа простейшего кислотного аккумулятораПрименении микро ЭВМ в управлении системами автомобиляПрименение комплекса на базе ПЭВМ для решения задач диагностики системы зажигания и электрооборудования двигателя внутреннего сгорания
Комментарии читателей
|
||||
Математическое описание работы электронного блока управления ABS
Разработана структурная схема и математическая модель системы «Автомобиль (подрессоренная масса, подвеска — тормозная система — ABS — колеса) — стенд», как объекта диагностирования, обеспечивает возможность проведения аналитических исследований процесса торможения автомобиля с функционирующей ABS на роликовых стендах с учётом динамики взаимодействия шин с опорными поверхностями роликов стенда; характеристик тормозного механизма, имеющих вид петлевой нелинейности; логики работы блока управления ABS; характеристик модулятора давления рабочего тела в приводе; перекатывания колес автомобиля по опорным роликам стенда; перераспределения массы автомобиля по его осям; крутильных колебаний неподрессоренных масс на жесткостях подвески; непараллельности осей автомобиля и опорных роликов стенда; динамики перемещения подрессоренных и неподрессоренных масс автомобиля;
Теоретически обоснованы интегральные показатели эффективности совместного функционирования тормозной системы и ABS автомобилей на роликовых стендах: интегральный показатель тормозной эффективности автомобиля с ABS, как среднее значение удельной тормозной силы у; интегральный показатель устойчивости автомобиля с ABS при торможении, как относительная разность тормозных сил колес оси Ки, рассчитанный на основе средних за процесс установившегося торможения значений реализованных касательных реакций, измеренных на колесах для каждой диагностируемой оси автомобиля; интегральные показатели качества регулирования антиблокировочной системой установившегося процесса торможения колёс автомобиля, как среднее значение относительного проскальзывания S , диапазон изменения значений проскальзывания AS и диапазон изменения значений реализованной касательной реакции ARX; контроль быстродействия тормозной системы автомобилей с ABS целесообразно осуществлять на основе измерения времени tcp — как периода времени от момента нажатия на орган управления рабочей тормозной системы до момента достижения удельной тормозной силой своего нормативного значения, регламентированного
Эффективность исследований процесса торможения автомобилей с функционирующей ABS во многом определяется на основе корректного сочетания аналитических и экспериментальных методов исследований. Выбор и разработка методик экспериментальных исследований, качество обработки и анализа результатов экспериментов непосредственно влияют на точность и достоверность аналитических исследований, основанных на математическом моделировании.
Разработанные математические модели нуждаются в оценке адекватности, т.е. в проверке на соответствие расчетных характеристик реальным процессам. Для этого были проведены экспериментальные исследования процесса торможения автомобилей с функционирующей ABS в дорожных условиях, согласно ГОСТ Р 51709-2001 , и на тормозном роликовом стенде. Полученные результаты сравнивались с произведенными расчетами по разработанным математическим моделям с учетом тех же условий, как и при экспериментальных исследованиях.
Результаты экспериментальных исследований во многом зависят от большого количества случайных факторов. При проведении дорожных испытаний на автомобиль действуют такие случайные факторы как ветровая нагрузка, профиль дороги, климатические условия. При проведении стендовых испытаний — непараллельность осей автомобилей и стенда, перекатывание колес по роликам стенда, в измерительной аппаратуре могут наблюдаться помехи, сбои и т.д. В этой связи очень важен вопрос однородности полученных данных. Наиболее действенным способом увеличения точности измерений является увеличение количества наблюдений.
Для определения необходимого количества наблюдений можно воспользоваться установленными зависимостями , задавшись значениями надежности Ни относительной ошибки А0, взятой в долях стандарта а .
Данная методика применима в случае, когда заранее известна дисперсия наблюдений а2. Если же дисперсия заранее не известна, то для определения количества наблюдений можно воспользоваться методом проверки статистических гипотез .
Согласно данному методу, перед проведением испытаний необходимо определить минимальное число испытаний п, обеспечивающее необходимую точность дт. Для каждого испытания проверяется предположение о том, что среднеквадратическое отклонение с наблюдаемых параметров не превышает некоторую выбранную точность :
Диагностируем тормозную систему своими руками
Наверное, ни одна из систем автомобиля не нуждается в такой исправности как тормозная, в противном случае о последствиях, думаем, говорить нет смысла.
Периодическая диагностика тормозной системы – доказательство того, что тормоза не подведут вас ни в какой, даже в самой критической ситуации.
Ну и самое важное – провести диагностику самостоятельно под силу каждому автовладельцу, к тому же подобная процедура не требует ни специальных инструментов, ни определенных навыков
Обратите внимание
Все, что вам потребуется – это чистая тряпочка, стандартный набор инструментов, рулетка или линейка и небольшая канистра тормозной жидкости.
Приступать к диагностике тормозной системы следует с контроля уровня тормозной жидкости.
Стоит отметить, что подобную процедуру необходимо проводить периодически, хотя бы раз в месяц, она также требуется после того, как был прокачен гидропровод, ну и естественно, когда система сама сигнализирует о недостатке жидкости.
Контроль тормозной жидкости – это довольно простая задача, которую можно произвести визуально, поскольку на бачке с тормозной жидкостью имеются два деления – минимум и максимум, нормой считается, когда уровень тормозухи находится между ними.
После этого плотно закрутите крышку, подсоедините в обратной последовательности все жгуты.
Убедиться, что вы все сделали правильно, можно при работающем двигателе по контрольной лампочке на приборной панели, которая должна загореться при надавливании на крышку бачка.
Диагностика всей тормозной системы
После выше проведенной операции уделить внимание следует вакуумному усилителю тормозов. Стоит отметить, что данную процедуру необходимо осуществлять при выключенном зажигании, поэтому если до этого мотор работал, его необходимо заглушить
Теперь вам нужно заняться прокачкой тормозов — с интервалом нажимайте на тормоз, продолжать необходимо до полного исчезновения шипения в усилителе. Затем, нажав на педаль, нужно запустить двигатель.
Об исправности можно судить по педали, немного ушедшей вниз.
Уделите внимание и ходу рычага стояночного тормоза. О том, что он находится в порядке, сообщит ход примерно в три щелчка, к тому же ручник должен без напряжения держать автомобиль, стоящий на спуске примерно в 23 градуса
О том, что он находится в порядке, сообщит ход примерно в три щелчка, к тому же ручник должен без напряжения держать автомобиль, стоящий на спуске примерно в 23 градуса.
Важно
Если хотя бы с одним из заданий стояночный тормоз не справляется, необходимо провести замену вышедших из строя деталей, рекомендуем с этим не затягивать, ведь о последствиях вы догадываетесь, думаем, сами.
Ну и завершающим этапом при диагностике тормозной системы является проверка изношенности тормозных колодок, о подобной процедуре мы уже писали, поэтому дублировать темы не будем. Если в ходе проверки была установлена необходимость замены колодок, то ее требуется провести безотлагательно, ведь с тормозами, как мы уже не раз говорили, шутки очень плохи.
Вот такой представляется диагностика тормозной системы своими силами. Согласитесь, при достаточном количестве свободного времени, наличии терпения и желания ее довольно просто осуществить. И еще раз призываем вас при обнаружении неисправностей безотлагательно их устранять, поскольку последствия будут крайне печальными.
Напоследок, какая бы система в автомобиле не нуждалась в диагностике или ремонте не следует откладывать удовлетворение данной потребности в долгий ящик.
Помните: железный конь не прощает к себе халатного отношения и безразличия, ведь он, в первую очередь, ваш боевой товарищ, с которым вы и в огонь, и в воду и сквозь медные трубы, в его преданности и надежности вы должны быть уверены на 100% в любое время, иначе, даже самая незначительная проблемка превратится в проблему глобального масштаба.
Как сделать самодельный автомобильный стетоскоп
Автомобильный стетоскоп – вещь для водителя полезная. С его помощью можно прослушать работу силовых агрегатов автомобиля и по звуку определить возможные неполадки. Стетоскоп отлично передаёт все нюансы звука даже в труднодоступных местах, куда ухом не подлезешь. Стоят автомобильные стетоскопы недёшево, да и продаются не везде. Поэтому рассмотрим, как сделать самодельный автомобильный стетоскоп. Возможно, по характеристикам он будет уступать покупному, но его достаточно для диагностики большинства неисправностей.
Механический автомобильный стетоскоп
Для его изготовления не понадобится искать специальных деталек и паять электрические схемы. Он предназначен для прослушивания что и где стучит в двигателе, а также для прослушивания подшипников на предмет износа или отсутствия смазки.
Простейший стетоскоп изготавливается из отрезанного горлышка обычной пластиковой бутылки. Чем шире сливное отверстие бутылки и её пластмассовая пробка, тем она больше уловит звуковых вибраций. Итак, отрезаем горлышко бутылки аккурат после окончания резьбы (перед началом расширения горлышка). Рваный край надо тщательно, как можно ровнее обработать. Так как к нему предстоит приклеить тонкую пластиковую деталь, и зазоров между горлышком и пластиком быть не должно.
Пластик потребуется идеально плоский и достаточно тонкий. В такой обычно запаивают продукты и товары. В центре обрезанного куска пластика (обрезаем в виде круга по диаметру горлышка бутылки) проделываем отверстие и вставляем длинный тонкий болт диаметром 3-4 мм. Шляпка болта должна располагаться с внутренней стороны пробки. А наружу должен выступать длинный конец болта, который фиксируется гайкой с шайбой. Зажимая гайку – не переусердствуйте, чтобы не продавить пластик. Теперь пластиковый круг с болтом приклеиваем к пробке-горлышку.
Далее в самой крышечке бутылки, навёрнутой на резьбу горлышка, тоже проделывается отверстие. Туда надо вставить полихлорвиниловую трубку из под капельницы. Поэтому диаметр отверстия делается соответствующим диаметру трубки. Вместо трубки подойдёт резиновый жгут. Трубка вставляется в пробку и место контакта заклеивается. Подберите клей, который не разъедает пластмассу.
В принципе, самодельный автомобильный стетоскоп готов к работе. Свободный конец трубки прикладывается к уху, а к работающим агрегатам автомобиля прикладывается конец болта. Болт снимает звуки, а пластиковая вставка выполняет роль мембраны. Дальше звуковые колебания по трубке поступают в ушную раковину. Получилось почти как у врачей, с той лишь разницей, что звук не такой громкий, поэтому оглохнуть от него водителю не грозит.
Электронный автомобильный стетоскоп
Самодельный электронный стетоскоп, в отличие от механического, способен более точно передавать звуковые колебания. Также позволяет регулировать уровень громкости и чувствительности. Основа электронного стетоскопа с усилителем звуковой частоты – это микросхема DA1 типа К140УД6. Два резистора R1 и R2 задают режимы работы микросхемы. Коэффициент усиления определяет значение сопротивления резистора R3. Транзисторы VT2 типа КТ361 и VT1 типа КТ315 подключаются по схеме эмиттерных повторителей, тем самым усиливая выходной сигнал по току. Головные телефоны ТЭМ-2 служат нагрузкой усилителя. Датчик вибрации можно сделать из пьезокерамической головки (В1) от старого проигрывателя.
Пьезодатчик преобразует вибрационные колебания в электрические, которые дополнительно усиливаются усилителем DA1. Можно использовать в качестве пьезодатчика (В2) пьезоизлучатель ЗП-22 или ЗП-1 от электронных игрушек и часов. Они хорошо воспроизводят звуковые частоты в диапазоне 800-3000 Гц, оптимальные для человеческого слуха. Если необходимо, дополнительным усилителем звуковой частоты можно усилить звуковой сигнал. В этом случае сигнал поступает с выхода операционного усилителя DA1. Корпус стетоскопа для микросхемы можно сделать на своё усмотрение. А в качестве передатчика звукового сигнала служат наушники.
Для чего нужна автодиагностика?
Если автомобиль начинает работать с перебоями, падает мощность, увеличивается расход горюче-смазочных материалов и т.д., необходимо найти причину неисправности и устранить ее. Современный автомобиль состоит из большого количества узлов и систем, поэтому без специальных знаний найти, в чем причина неисправности почти нереально. Приходит на помощь компьютерная диагностика, которая доступна любому автолюбителю при наличии необходимого оборудования.
Прежде чем проводить диагностику автомобиля своими руками, следует разобраться, в чем она заключается, и какие цели при этом преследуются. Во время проверки считываются коды ошибок, возникших в различных узлах и системах транспортного средства. Благодаря новейшему диагностическому оборудованию можно обнаружить даже незначительные неполадки в работе двигателя, особенно инжекторного, где задействовано много электроники.
Цель самостоятельной диагностики авто – выявление неисправностей и настройка блока управления для улучшения работы различных механизмов и систем автомобиля.
Используя диагностическое оборудование и специальное программное обеспечение, автолюбитель получает следующие возможности:
- регулировать подачу горючего, то есть менять лямбда-характеристики;
- если есть плагины, можно создать интерфейс электроники транспортного средства;
- с помощью настроек автоматизировать диагностику электрики автомобиля, если возникли отклонения в работе агрегатов и механизмов.
Необходимость продиагностировать авто своими руками возникает в следующих случаях:
- Если на панели приборов контрольные лампочки датчиков сигнализируют о возможных неполадках в системах.
- Если возникает подозрение в некорректной работе агрегатов и узлов. Проверка выполняется, чтобы убедиться, что они действительно неисправны.
- При покупке б/у автомобиля желательно проверить работу инжектора, трансмиссии, ходовой части и других систем.
- Чтобы избежать затратного ремонта и держать авто в исправном техническом состоянии, выполняется профилактическая диагностика. Специалисты рекомендуют ее проводить не реже одного раза в год.
Существует ряд признаков, по которым можно сделать вывод, что следует проверить конкретную систему или узел машины:
- Автодиагностика инжектора выполняется при повышенном расходе топлива, неустойчивой работе двигателя, если он заводится с трудом, долго прогревается. Силовой агрегат нуждается в проверке, если снизилась его приемистость, при работе слышаться посторонние звуки, холостые обороты либо слишком высокие, либо слишком низкие. В этом случае в проверке нуждается электрическая часть, система зажигания, кроме того, следует замерять компрессию в цилиндрах.
- Необходимость в проверке подвески возникает при неравномерном износе резины, появлении гула или стука во время выполнения поворота, других посторонних звуков либо появление их при движении по неровной дороге. Кроме того, диагностику подвески следует выполнять, если при повороте обнаружен снос одной из осей, преждевременное срабатывание системы АБС, увеличенный свободный ход руля.
- Трансмиссия требует проверки, если не включается одна из передач, появляется пробуксовки, рывки и вибрации при переключении передач. Тестирование трансмиссии следует проводить при повышенном расходе горючего, утечке жидкости из автоматической коробки передач.
С помощью специального оборудования считываются коды ошибок, блок управления обрабатывает сведения о работе регуляторов и датчиков, анализируя работу всей системы или узла.
Порядок изготовления
Первым делом нужно изготовить мембрану. По центру оцинкованного диска просверливаем отверстие диаметром примерно 4мм. На спице предварительно нужно срезать шляпку, а после, при помощи лерки, нарезать внешнюю резьбу 4 мм.
Далее собираем мембрану, накрутив на спицу гайку. Следом надеваем шайбу, потом саму мембрану (диск), буксовую прокладку, и крепим это гайкой и шайбой.
Осталось только срезать самую широкую часть ППР соединителя (американки), а после расточить по внутреннему диаметру кольца. Надеваем уплотнитель на спицу, и закрепляем его американкой.
Штуцер крепим непосредственно к самому стетоскопу, предварительно сняв родную мембрану. Для соединения штуцера мембраны необходимо использовать дополнительную подмотку фумленты, чтоб обеспечить максимальную герметичность.
Для проверки автомобильного стетоскопа нужно подуть в штуцер. Воздух не должен выходить, или же происходить при немалых усилиях.
Такой нехитрый прибор поможет вам определить источник скрипов, стуков и шумов в двигателе, а также сэкономит ваши средства на диагностике, когда проблемы с мотором нет.
Если же кажется, что это все очень сложно, то воспользуйтесь способом попроще.
Надеюсь такая самоделка будет вам полезной. Не забывайте отмечать если статья понравилась и считаете такое приспособление необходимым для своего гаража!
Сфера применения
Динамометр представляет собой приспособление, которое используется в процессе измерения силовых параметров в различных агрегатах и механизмах. С высокой точностью производится измерение динамометром, например, силы резания. Затеряется также сила тяги и даже момента крутящего типа.
Замеры производятся, как правило, нескольких параметров одновременно – от 1 до 3. Это фактор ложится в основу классификации устройств – однокомпонентный, двухкомпонентный и трехкомпонентный типы.
Конструкции данных приспособлений достаточно схожи, хотя по внешнему виду они могут и различаться, что видно на фото динамометров. В построении изделий предусмотрен специальный резец, работа которого синхронизирована с механизмом, ответственным за распределение силы резки на отдельные составляющие.
Если вас интересует вопрос, какие есть динамометры, то целесообразно выделить такие их виды:
- индукционные;
- пьезоэлектрические;
- конденсаторные;
- устройства, использующие проволочные датчики сопротивления.
Результативный вид получаемых замеров представляет собой запись, аналогичную представленной на осциллограмме. Поэтому применяется устройство для определения нагрузок в процессах производства и при проведении СМР.
При нажатии педаль тормоза становится «ватной»
Эти симптомы проблем с тормозной системой самые опасные, так как новички и люди, не обладающие опытом вождения конкретных марок моделей, могут не уделить им значения, притом, что отзывчивость и скорость реакции педали тормоза является важным элементом управления авто.
Незначительная утечка в гидравлической системе или наличие небольшого количества воздуха в системе могут при помощи банальной прокачки педали быть устранены, однако меры эти могут быть просто временными.
Изношенный главный цилиндр, неисправные уплотнения главного цилиндра, или расслабленные гайки могут вызвать незначительные проблемы. Проверьте болты главного цилиндра и затяните их.
Неисправные уплотнения суппорта или колёсного цилиндра и изношенные резиновые тормозные шланги так же могут привести к малой отзывчивости педали тормоза.
Проверьте все шланги системы и замените повреждённые участки. Помимо износа элементов системы, дело так же может быть в плохом качестве тормозной жидкости, что решается прокачкой всей системы и заливки новой жидкости.
Основное применение
K-L-Line адаптер используется для диагностических работ и определения рабочих параметров двигателей на автомобилях зарубежного производства, а также отечественных авто, что оснащены электронными блоками управления систем двигателя.
- Проводить углубленную диагностику систем двигателя.
- Определять и считывать коды неисправностей.
- Использовать весь объем обслуживающих функций (просушка свечей зажигания, прогрев двигателя).
Также можно проводить контроль и мониторинг систем во время движения:
- Текущее напряжение в бортовой сети авто.
- Обороты двигателя и его температура.
- Контроль расхода топлива.
- Скоростные показатели.
- Текущее состояние различных датчиков и причины их неисправности.
- Время движения.
- Километраж, пройденный транспортным средством.
Конструктивное исполнение
Пока отвлечемся от основного рабочего элемента и посмотрим на детали прибора.
- Нам понадобится точка приложения силы. В самом простом случае — металлический крюк небольшого размера. Можно изготовить из канцелярской скрепки.
- Чтобы было удобнее, не будем крепить крюк на рабочий элемент. Нам нужен передатчик. Нерастяжимая прочная нитка — подойдет. Закрепляем на нее крюк.
- Шкала. Ее будем размечать самостоятельно, поэтому ограничимся полоской бумаги.
- Понадобится какая-то основа, на которой будет закреплен рабочий элемент и поместится участок со шкалой. Здесь никто не ограничен в фантазии, можно использовать что угодно.
Когда есть все детали, можно переходить к выбору основного рабочего тела и решать, как сделать динамометр лучшим образом.
Заключение
Итак, напоследок предлагаем вам усвоить несколько рекомендаций:
- Чтобы проведенный процесс диагностики был наиболее полноценным, а результаты — точными, вам нужно не только знать, как включается адаптер и как настроить программное обеспечение. Помимо этого, вы должны понимать, как работает агрегат или узел, к примеру, трансмиссия или двигатель, который подвергается проверке.
- Выявить неисправность и устранить ее — не совсем одно и то же. В том случае, если специалист, который проводит проверку автомобиля, рекомендует купить ту или иную деталь, необходимо точно убедиться, что это поможет. Как сказано выше, иногда проблемы могут быть обусловлены проводкой — обрывом или замыканием, поэтому замена тех или иных устройств помогает далеко не всегда.
На данный момент не обязательно подключать машину к компьютеру — есть мобильные приложения для смартфонов и адапторы к ним. Прочитать и удалить ошибки можно и с телефона.