Опасные звуки
К списку опасных звуков можно отнести звонкий стук из ЦПГ. Дело может быть в неполадках в сопряжении шатунной шейки и шатуна. При повышении оборотов звук усиливается, а при отключении цилиндра от зажигания он почти полностью исчезает.
В дизельных двигателях при этом можно расслабить слегка гайку форсунки, перекрыв подачу топлива. Эти неисправности обычно возникают из-за пренебрежения правилами эксплуатации транспортного средства. Глухой стук – признак большого зазора в коренных подшипниках коленвала. Если при быстром снижении оборотов звук усиливается, дело в минимальном уровне давления масла. Хлопки могут указывать на расслабленную цепь или неполадки в цепном механизме. Особенно сильно хлопки слышны на холостых оборотах и при резком уменьшении оборотов
Видео:
Видео:
Видео:
Когда и как часто нужно проходить диагностику?
Исправный автомобиль рекомендуется проверять раз в год. Профилактические осмотры помогут выявить дефекты, никак себя не проявляющие и предотвратить серьезные поломки, а также снизить вероятность аварийной ситуации.
Тревожные симптомы, свидетельствующие о поломке, требующие незамедлительного проведения процедуры, могут иметь разный характер. Наиболее распространенные:
- Сигнализирует о нарушении двигателя повышенный расход топлива, повышение или понижение оборотов на холостом ходу, неустойчивая работа мотора. Также должны насторожить увеличение времени прогрева, потеря мощности, посторонние звуки при работе мотора.
- Срочная диагностика подвески необходима при появлении гула, стука, других шумов при поворотах, на неровностях. Также диагностирование требуется при неравномерном износе резины, увеличении хода рулевого колеса, несвоевременном срабатывании системы АВС.
- АКПП заявляет о неисправности посредством рывков, шумов при переключении, невозможности переключения. Симптомом сбоя также служит повышение расхода топлива и масла.
- Появление сигнала «Check» на панели приборов.
Кроме того, проходить процедуру следует перед поездкой на большие расстояния. Такая проверка поможет вовремя определить назревающие проблемы, провести необходимый ремонт и избежать поломок в пути.
Также процедуру проводят перед приобретением подержанного авто. Многие недочеты трудно или невозможно заметить при осмотре, услуга поможет достоверно определить неполадки, как имеющиеся, так и назревающие. Опытный мастер расскажет обо всех минусах автомобиля, а вы сможете избежать покупки «кота в мешке».
Мозги или ЭБУ автомобиля
Что такое мозги автомобиля или технически правильно выражаясь ЭБУ – это электронный блок управления системами автомобиля. От настроек этого блока зависит как поведение автомобиля так и
- Динамика разгона
- Потребление топлива
- Работа тормозной системы
- Работа полного привода если есть
- Мультимедиа системы
И все другие системы, которые, так или иначе, управляются компьютером.
Так же этот разъем служит для того чтоб производитель мог вносить доработки или необходимые изменения в программу автомобиля, производители оснащают все современные авто специальными портами, через которые и происходит подключение машины к компьютеру.
Через этот порт можно протестировать автомобиль в разных режимах работы, посмотреть, что на эти настройки выдаст компьютер, протестировать автомобиль на наличие поломок или неправильную работу какого либо узла, внести различные изменения в работу автомобиля, задать параметры, к примеру, на потребление топлива, скорость открывания заслонки и многие другие.
Правильное название этого порта – диагностический разъем автомобиля.
Зачем нужна диагностика автомобиля?
Если проблемы с подвеской, тормозами и электроникой видны сразу, то проблемы с двигателем даже при их обнаружении не всегда распознаются правильно для оценки будущих трат на восстановление двигателя.
Есть очевидные проблемы, например, разрыв шланга радиатора или обгоревший провод зажигания. Зачастую это не проблема. А вот более серьезные поломки мотора определяются как правило только при его эксплуатации.
Многие считают, что правильный метод диагностики заключается в том, чтобы просто заменить все самое очевидное и самое часто ломающееся.
Хотя этот метод в конечном итоге эффективен, но он очень дорогостоящий, трудоемкий и требует квалифицированного механика.
Другим аспектом диагностики является то, что следует определить фактическую поломку, где помощниками могут выступать датчики и электронные системы. Тем не менее профессионалы рекомендуют начать поиск проблемы с того чтобы продумать план действий.
Возможно другая система вызывает проблему с мотором, например, генератор переменного тока – всё это следует учесть, проверить и исключить заблаговременно.
На несколько минут загляните под капот и изучите двигатель, думая о проблеме, это может привести к более квалифицированной диагностике и возможно поможет быстро выявить причину проблемы.
Даже самый лучший и самый опытный диагност может быть сбит с толку серией проблем если принимает самые простые решения. Наилучшие результаты обычно достигаются при тщательном и аналитическом подходе.
Другая распространенная ошибка — не обращать внимание на фактические значения и показатели просто считать, что двигатель работает правильно.Зачастую игнорируются проблемы с давлением топлива и электричкой.
Тестовый индикатор является хорошим инструментом при правильном использовании, но он не заменяет вольтметр. Точно так же, только потому, что в карбюраторе или системе EFI есть бензин, идущий к нему, не означает, что давление нужное.
Искусство диагностики — это навык, который приобретается со временем. Используйте свой и чужой опыт для обучения. Когда вы обнаружите проблему с вашим собственным автомобилем, не просто будьте удовлетворены тем, что он, наконец, исправлен.
Определите, где вы ошиблись в своей диагностике, изучите деталь или схему, чтобы лучше понимать, как эксплуатировать и ремонтировать авто в следующий раз.
Лучшие специалисты по диагностике используют уроки, извлечённые из своего и чужого опыта, чтобы помочь решить проблему.
Что такое ELM327 и зачем он нужен?
ELM327 – Это сканер или адаптер, который подключается к бортовому компьютеру машины через разъём OBD-II и считывает показания с электронных блоков управления. Этот чудо прибор поможет Вам:
- Диагностировать неисправность;
- Посмотреть показания датчиков в режиме онлайн;
- Вывести графики работы различных систем автомобиля;
- Сбросить ошибок ЭБУ и других блоков.
ELM327 Bluetooth
Многие сканеры открывают и больше возможности, так же многое зависит и от автомобиля. Цвет корпуса и форма могут отличаться.
Сканер чаще всего представлен в виде:
- Bluetooth адаптера. Самый распространенный и дешевый, работает с Android (сегодня рассмотрим именно её);
- USB ELM327, который работает в паре с компьютером;
- Wi-Fi адаптер. Если у Вас Iphone, то это Ваш выбор.
Автосканер стоит покупать только с версией прошивки 1.5 !!!Никакие заманчивые 2.1 или 2,2 брать не стоит! Вы только разочаруетесь. То есть Автосканер ELM327 версии 1.5 – Ваш выбор.
Стоимость данного девайса начинается обычно от 300 ₽. Все что дешевле брать не советую. Ориентироваться надо на стоимость 300-600 рублей. Дорогой сканер OBD-II покупать нет смысла.
Так-же крайне не рекомендую пользоваться диском который идет в комплекте со сканером. Скорее всего полезного там ничего нет и нередко бывало что там оказывались вирусы.
Устройства и ПО
Wifi или bluetooth адаптеры
Такие адаптеры можно подключить без шнура, поскольку они предназначаются для взаимодействия с ПК или мобильным телефоном. Благодаря адаптеру можно не только произвести диагностику транспортного средства, но и следить за работой всех электронных параметров в процессе езды.
Эксплуатация такого устройства довольно проста. Гаджет подключается к диагностическому разъему транспортного средства. Затем его необходимо синхронизировать с компьютером или смартфоном при помощи беспроводной сети wi-fi или bluetooth-соединения. После синхронизации на компьютере запускается программное обеспечение, дальнейшие действия осуществляются в соответствии с инструкцией (автор видео — Pro Polo).
С помощью Android
В целом программ для диагностики машины с помощью мобильного устройства, работающего на платформе Android, достаточно, так что проблем с выбором у вас не возникнет. Как показывает практика, большинство наших автомобилистов используют утилиту Torque Pro. По отзывам можно судить о том, что она дает наиболее точные результаты при сканировании систем.
Что касается функционала этого ПО, то он достаточно широкий:
- демонстрация параметров авто в реальном времени;
- полное тестирование всех систем;
- использование GPS-трекера, чтобы вспомнить, какие действия вы уже совершали и т.д.
Помимо этого, программное обеспечение характеризуется удобным и понятным любому пользователю интерфейсом.
Через Windows Mobile или Java
В этом случае самым популярным приложением является Check-Engine. Помимо основного функционала, эта программа сразу же предлагает не только считать, но и расшифровать комбинации неисправностей. Когда ошибки будут исправлены, утилита позволит удалить их из памяти блока управления. Кроме того, программа даже будет давать подсказки пользователю, если нужно, можно будет сохранить отчет. При необходимости все коды ошибок можно будет сформировать в одно СМС-сообщение для отправки специалисту.
Тип разъема 2 17 ти контактный разъем
Типичное расположение: под капотом
Контакт | Назначение | |
FEN | Используется для считывания кодов самодиагностики двигателя | |
MEN | Используется для считывания кодов самодиагностики двигателя | |
TEN | Используется для считывания кодов самодиагностики двигателя | |
+B | Питание +12В | |
GND | Масса | |
FAT | Используется для считывания кодов самодиагностики АКПП | |
FBS | Используется для считывания кодов самодиагностики ABS | |
FAC | Используется для считывания кодов самодиагностики | |
FWS | Используется для считывания кодов самодиагностики | |
FSC | Используется для считывания кодов самодиагностики системы круиз-контроль | |
TAT | Используется для считывания кодов самодиагностики АКПП | |
TBS | Используется для считывания кодов самодиагностики ABS | |
TAC | Используется для считывания кодов самодиагностики кондиционера | |
TWS | Используется для считывания кодов самодиагностики | |
TSC | Используется для считывания кодов самодиагностики системы круиз-контроль | |
FAB | Используется для считывания кодов самодиагностики подушек безопасности | |
IG- | Выход с катушки зажигания — сигнал оборотов для подключения внешнего тахометра | |
GND | Масса | |
TFA | Используется для считывания кодов самодиагностики | |
F/P | Вывод реле бензонасоса (замыкание на массу включает бензонасос) | |
TAB | Используется для считывания кодов самодиагностики подушек безопасности |
Возможности смартфона-тестера
В плане диагностики функционал телефона может быть ограничен только возможностями приложения, а также теми данными, которые передает диагностический порт авто.
В большинстве случаев пользователю будут доступна геолокация, и, как следствие, все параметры, связанные с маршрутом. Водитель сможет узнать о пройденном пути, затраченном топливе, конечной стоимости поездки и расходе бензина/дизеля.
Также водитель сможет посмотреть показания основных температурных датчиков ДВС и КПП. Как раз их стоит оставить и следить за полученными данными. Также стоит добавить показатели заряда аккумулятора.
Дроссельная заслонка
Симптомы: повышение оборотов после запуска.
Распространённой проблемой является то, что авто запускается нормально, но, поскольку мотор нагревается (это называется промежуточной стадией), двигатель начинает работать плохо и может выпускать чёрный дым из выхлопной трубы (труб). Это, скорее всего, вызвано плохой работой дроссельной заслонки или её отрыва.
Дроссель тяги предназначен для лёгкого открытия воздушной заслонки от натяжения пружины в зависимости от вакуума двигателя и скорости холостого хода. Дроссель рассчитан на создание достаточного воздушного потока, чтобы обеспечить чистый переход от холодной к рабочей температуре.
Вакуумная диафрагма в отрывном патрубке может разорваться или, что более часто просто разбухнуть. Когда она набухает, она удерживает вакуум и недостаточно открывает пластину дросселя.
Если двигатель запускается отлично, «на холодную» и после некоторого времени работы, начинает сбоить, то причина проблемы — тяга дросселя, особенно если двигатель «богатит» (бензина подаётся больше чем нужно). Отрегулируйте дроссель пружины на одну ступень богаче.
Бортовое измерение (ОВМ)
Более перспективной, чем OBD представляется система бортового измерения (Оn Board-Measurement, ОВМ), обеспечивающая непосредственный контроль выбросов ОГ с помощью различных датчиков в системе выпуска. В системе ОВМ измеряются концентрации газообразных оксида углерода, углеводородов, оксидов азота и частиц и сравниваются с сохраненными номинальными значениями. Как и в OBD, при отклонении от номиналов регистрируется код неисправности и загорается сигнальная лампа, указывающая на необходимость ремонта. В отличие от OBD, в системе ОВМ благодаря прямому измерению концентраций вредных компонентов распознаются также аномалии из-за непредвиденных неисправностей или неблагоприятных сочетаний неисправностей. Это позволяет контролировать также новые системы очистки ОГ, такие как SCR-катализатор, накопительный катализатор и сажевый фильтр, у которых OBD достигает предельных значений. ОВМ — система более комплексная и эффективная, чем OBD. В любом случае технические затраты и гарантия эксплуатационной безопасности здесь значительно выше, чем у OBD.
В настоящее время путем масштабных исследований определяются граничные условия использования ОВМ и обсуждаются в комиссиях ЕС. Планируется включение ОВМ как альтернативы OBD в будущие законодательные акты, регламентирующие выбросы. В различных исследовательских проектах в настоящее время исследуются датчики для прямого измерения ОГ в автомобиле в плане постоянтва измеряемых данных во времени, надежности и стойкости при длительной нагрузке и быстрых изменениях картины выхлопа автомобиля в рамках испытательных циклов. В принципе новые датчики предназначены для распознавания изменений выбросов ОГ через появление сбоев в системе уменьшения выбросов ОГ. Новые перспективы обещает, к примеру, измерение ионного тока для контроля сгорания и оптимизации расхода и момента впрыска. Контроль осуществляется прямо в камере сгорания. С помощью измерения ионного тока можно генерировать сигналы датчика, отправляющие информацию о ходе сгорания, КПД и вредных выбросах прямо на блок управления ОВМ. Сроки внедрения ОВМ пока не известны.
Пределы современных систем OBD
OBD — это хорошая концепция для непрерывного контроля функциональности деталей и узлов системы выпуска и быстрого восстановления функции с помощью сохраненных данных при индикации неисправностей. Диагностика неисправностей и ремонт сложных систем упрощается. При контроле через OBD суть диагностики неисправностей сводится к определению зависимостей между наблюдаемыми неисправностями (например, достижение неожиданных состояний, отсутствие ожидаемых событий). Причины неисправностей анализируются лишь частично в рамках окружающих данных (данные Freeze Frame). В рамках OBD значительная часть управляющего ПО отвечает за контроль состояния проводов (обрывы, КЗ) датчиков и исполнительных механизмов и грубую проверку правдоподобности сигналов датчиков.
Эти простые методы не позволяют ни своевременно распознавать неисправности в области двигателя, ни делать выводы о причинах неисправностей. Прогнозирование последующих неисправностей на основании наблюдаемых также не делается.
У систем OBD принимаются такие пороги распознавания неисправностей, которые допускают вредные выбросы в пределах нормы Евро-2 при превышении пороговых значений. Игнорируя предупреждения OBD, водитель по сути совершает экологическое преступление — ведь его автомобиль движется с повышенным уровнем выбросов. Хотя автоматическая остановка автомобиля в случае неустранения неисправности по истечении определенного времени или пробега и возможна технически, но юридически реализовать эту возможность пока нельзя. У систем OBD 3 можно будет с помощью транспортной телематики передавать информацию органам, разрешающим эксплутацию ТС, или в налоговые инспекции для наложения запрета на эксплуатацию или штрафов.
Особенно проблематичным у систем OBD является состояние, когда отдельные пороговые значения не превышаются, но работа различных систем на соответствующих предельных значениях приводит к превышению общего порога выбросов. Это состояние не распознается, не контролируется и не анализируется современными системами OBD. Может случиться так, что в одной системе OBD не будет записано никаких неисправностей, но допустимые пределы выбросов ОГ все равно будут значительно превышены. Еще одним существенным недостатком этих систем является то, что отдельные стандартизированные компоненты вредных выбросов не измеряются в системе выпуска и не анализируются электроникой напрямую. Все данные определяются только косвенным путем.
Какие устройства понадобятся
Для проведения диагностики машины в «гаражных» условиях используются:
Устройства для диагностики автомобиля
- диагностический сканер-адаптер OBD 2 с чипом ELM323/327 или K-line;
- компьютер или ноутбук;
- смартфон;
- программа для диагностики автомобиля.
В зависимости от приспособленности места, где будет проводиться диагностика, адаптер выбирается с USB-соединением или bluetooth-соединением. Надо учитывать, что USB-провод имеет длину 1,8 м. Если условия не позволяют, остановите выбор на беспроводном варианте. Кроме того, необходим Android или мобильная ОС Windows Mobile для смартфона. Программы для диагностики можно отыскать в интернете, предлагаются платные и свободные версии с подробной инструкцией.